Теоретическиеподходыкизучениюгосударственнойполитики — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Теоретическиеподходыкизучениюгосударственнойполитики

2022-10-29 26
Теоретическиеподходыкизучениюгосударственнойполитики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формируясьвпроцессесочетанияусилийинститутоввластииуправленияигражданских(партий,СМИ,НКОидр.),аврядеслучаевимеждународных(ООН,МВФ,ВТОидр.)структур,государственнаяполитикаотражаетсложнуюконфигурациювзаимоотношенийвсехэтихучастников,показываятемсамымвысокийудельныйвестехнологийсогласованияикоординацииихпозицийиинтересов.

Внутренняяпестротаакторовипозиций,сложностьихсвязейиотношенийнеизбежнопорождаюттуилиинуюнеопределенностьвпроектированиицелей,информационнуюасимметрию,структурныеииныерискипривыработкеединойпозиции.Втехнологическомпланетакаяситуацияобусловливаетстепеньчуткостивластейксуществующимпроблемамидемонстрационнымэффектам(т.е.кдостижениямдругихгосударствиинститутов),наличиеилиотсутствиеинновационныхмеханизмов,директивныйилирассеянныйхарактерпроектированияцелейит.д.

Сучетомразличныхподходовкгосударству,системегосударственногоуправленияидажеболееширокимконцептам«политики»и«власти»можноотметить триглавныхподхода,интерпретирующихприродугосударственнойполитикиизадающихкогнитивныеограничениядлятеоретическихинтерпретацийееосновныхпараметров.

1. Организационно-нормативный подход.Сторонникиданногонаправленияувереныв исключительномстатусегосударства какобщественногоинститутаи абсолютномпреобладанииегоресурсов,аследовательно,ивего возможностяхнаправленногорегулирования идаже конструированияобщественныхпорядков.

Главенствующееположениевихтеоретическихмоделяхзанимают:

-институциональныемоделивзаимодействияипозиционированиягосударственныхакторов(иихконтрагентов),

-правовыеипроцедурныеинструменты,обеспечивающиеразработкуиреализациюцелейгосударственнойполитики,

-устойчивостьнормативнозаданногоповедениявсехосновныхигроков;

-общественныйхарактергосударственнойполитики.

-рациональныйидаженаучныйхарактергосударственнойполитики,

-еенаправленностьнаудовлетворениеобъективныхпотребностей,

-обязательностьвзаимодействиягосударственныхоргановсгражданскимиструктурами,

-способностьвластейквосприятиюновыхидейит.д.

В.В.Лобанов,например,определяетгосударственнуюполитикукак:

совокупностьцелей,задач,приоритетов,принципов,стратегическихпрограммиплановыхмероприятий,которыеразрабатываютсяиреализуютсяорганамигосударственнойимуниципальнойвластиспривлечениеминститутовгражданскогообщества. <...>

* Этоцеленаправленнаядеятельностьоргановгосударственнойвластипорешениюобщественныхпроблем,достижениюиреализацииобщезначимыхцелейразвитиявсегообществаилиегоотдельныхсфер»[1].

Ориентациянаустойчивыеинституциональныемоделивпринципедаетвозможностьвыстраиванияконструкций,позволяющихгосадминистрациипредприниматьуспешныеиэффективныешагипореализациинамеченныхцелей.Неслучайнопоэтомусегоднявкаждойстранегосударственнаяполитика«постоянноизменяетсвоипараметры»,демонстрируянетолькоподвижностьиуникальностьуправленческихтехнологий,ноитрансформациюбазовыхспособностейгосударстваповыполнениюсвоихфункций1.Стольжеустойчивыйхарактердемонстрируютитенденциирасширенияучастиягражданскихорганизацийвделахгосударства,возникновениеструктур«общественногоруководства»,активностьобщественныхдеятелей«всозданиигосударственнойполитики»(Ж.Ричардс,Б.Смит).

Втожевремя нормативный подходуниверсализируетпараметрыгосударственнойполитики,рассматривая«государственныеорганизациивкачествеединственныхлиц,определяющихполитику»государствакак«исполнителяполитическогокурса»[2],аданнуюформуактивностиегоструктур—вкачествеединственновозможногоформатадеятельностиданногоинститута.Приэтомразличныеформысвязигосударствасобщественнымиорганизациямивосновномрассматриваютсякакодинизмеханизмовведенияправительственнойполитики.Растущеедемократическоеучастиегражданнеисключается,новсежепризнаетсянеобходимым,чтобывсеосновныерычагиуправленияоставалисьврукахправительства.Такимобразом,нормативнаякартинагосударственнойполитики,посути,идеализируетданныйпроцесс,создаваялишьобщийконтурдаженепроисходящего,авозможногобудущего.

2.Технократическийподход(своеобразноеответвление«нормативизма».Этаметодологиянетолько абсолютизируетформальныеаспекты,например рольдокументальныхисточников,технологийиалгоритмоввыработкицелей,количественноеописаниепараметровуправленческойдеятельности ипроч.,ноидоводитихдосостояния,практическиполностью устраняющеговлияниечеловеческогофактора.

Государственнаяполитикаобретаетвидголойсхематикидействий,основаннойнаоцифровкеразнообразныхпараметровэтогопроцессаипревращающейчеловекаизактивногосубъектавпустоеместо,гдепроисходятзаранеерассчитанныевзаимодействия.Вэтойсвязиуместнонапомнить,чтоещеГ.Лассуэлпредостерегалотслияниятехнократическогомышлениясузкоуправленческойнаправленностьюполитическогоанализа,которое,поегомнению,неизбежноприводитк«бюрократизму»и«идеализму»[3].

3.Синтетическийподход.Онинтерпретируетгосударственнуюполитикукак сложноесочетаниеинтеллектуальных (отражающихрольэмпирическихигипотетическихпредставлений-основанийуправленческойдеятельностиправительства) иприкладных (демонстрирующихпереченьконкретныхмероприятийпоразработкеиреализациирешений) конструкций. Приэтомкаждаяизсоставляющихобусловленастроениемгосударствакакспецифическогоинститута,задающегоусловиядеятельностивовлеченныхвданныйпроцессполитических,административныхигражданскихакторов,атакжеуровнемкомпетенцийисостояниемпоследних.

Рамкисинтетическогоподходадаютвозможностьувидетьвпроцессеформированиягосударственнойполитикиреальныйобликгосударства,действующего—сучетомразличныхвнутреннихпротиворечий,институциональныхдевиацийипрочихреалий—вкачествесубъектаразработкииосуществлениясвоихстратегий.Этопозволяеттеоретикамрассматривать государственнуюполитикукаккомплексдействийразличных,втомчислеигражданскихакторов,чьевлияниеспособносущественновозрастатьпомеревыдвиженияиреализациисоответствующихцелей.

Такойподходдемонстрируетнетолькоинституциональныевозможностигосударства,ноиизъяныегоуправленческойдеятельности.Онпоказывает,чтогосударственнаяполитика—дажебудучипопреимуществудеятельностьюофициальныхорганов—складываетсяизмножествацепочекформализованныхинеформализованныхдействийправительственныхигражданскихакторов,предполагаетразнообразныеотклоненияструктуриинститутовотсвоихфункциональныхобязанностей,включаетвсебяопределеннуютрансформациюнормипроцедурделовогообщения,чтообусловливаетналичиеразличныхрисковипротиворечий.Поэтомупрактическоеосуществлениегосударственнойполитикиможетразительноотличатьсяотпровозглашаемыхпринциповипредварительныхнамеренийруководства,предполагатьнетолькопозитивные,ноинегативныерезультатыдействий.Араспределениересурсовможетобретатьнетолькообщественный,ноикорпоративныйидажепартикулярныйхарактер.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.