Из опыта организации социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря «Челночок» по патриотическому воспитанию детей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Из опыта организации социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря «Челночок» по патриотическому воспитанию детей

2024-04-16 43
Из опыта организации социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря «Челночок» по патриотическому воспитанию детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современная российская действительность характеризуется ростом общественной пассивности и бездуховности, девальвацией общечеловеческих ценностей, депатриотизацией всех слоев общества: забыто понятие «гражданский долг»; культивируются на разных уровнях антиармейские настроения; «помолодела» и стала привычной преступность; труд перестал быть делом чести; юные, ведя образ жизни, противоречащий здравому смыслу, наносят непоправимый вред здоровью – во всем этом таится угроза национальной безопасности России.

И одна из причин, такого положения, в котором оказалось Отечество - ослабление патриотических чувств у большей части его граждан, утрата сознания ответственности перед Родиной, национального достоинства, забвение простого факта непосредственной зависимости благосостояния каждого человека от благополучия всей России.

Решение проблемы во многом зависит от организации воспитательного процесса, осуществляемого как в рамках всей системы образования, так и в условиях конкретного учреждения дополнительного образования, в частности детского оздоровительно-образовательного лагеря,[1] одной из функций которого является формирование качеств гражданина патриота.

Само слово «патриотизм» переводится с греческого «Родина», «Отечество» и обозначает любовь к Отечеству, преданность ему, стремление действиями служить его интересам.

С точки зрения этики (науки о морали) патриотизм – это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине. Любовь к Родине включает в себя заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность к Родине: гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и негативное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; умение радоваться успехам и сопереживать неудачам общегосударственного характера; привязанность к месту жительства.

В нашей многонациональной стране можно выделить, во-первых, российский патриотизм, сформировавшийся на основе общих интересов и ценностей Российской Федерации. Во-вторых, национальный патриотизм, а именно, патриотизм российской, татарской, якутской, бурятской и других наций и народностей. В третьих, местный и региональный патриотизм, характеризующий привязанностью к родному краю, городу, деревне, улице, учебному заведению, спортивной команде, коллективу и т.д.

Одним из важнейших явлений духовной жизни общества является процесс становления общероссийского патриотизма и гражданственности на основе заинтересованности всех народов, классов и слоев общества в возрождении страны, всестороннем развитии ее экономики, культуры, в укреплении обороноспособности и повышении международного авторитета Родины-Матери.

Факторы, определяющие процесс становления российского патриотизма многогранны. Это, во-первых , заинтересованность всех народов, классов, слоев общества в предотвращении межнациональных конфликтов, которые ослабляют всю страну, приводят к снижению жизненного уровня, многочисленным человеческим жертвам, разрушениям, росту численности вынужденных переселенцев и бездомных, громадным непредвиденным расходам. Общероссийское чувство любви к Отчизне могло бы реально создать межэтнический мир, служить «противоядием» межнациональной розни. Во-вторых, реальная угроза стать сырьевым придатком для экономически развитых стран консолидирует все народы России, и любовь к Родине выступает как средство предотвращения колонизации страны, превращения её в источник сырья, рынок сбыта, ущемления России на международном уровне. В-третьих, все граждане России заинтересованы в очищении родной страны, в том чтобы воспрепятствовать превращению её в экологическую свалку. Мы знаем, насколько высока степень загрязнения воды, воздуха, недр, знаем, как много рождается больных детей. И общая любовь к родной земле, её неповторимой природе призвана способствовать улучшению экологической обстановки. В-четвертых, в нашей стране в последние годы значительно чаще, чем прежде, стали грабить, убивать, насиловать, шантажировать, участились случаи террористических актов. Причем страдают люди всех возрастов, национальностей. Искоренение этих пороков возможно при условии любви к Родине. И в-пятых, любовь к Отечеству - лекарство против разложения и ослабления армии, укрепления наших единых многонациональных Вооруженных Сил - могучий фактор становления российского патриотизма.

Таким образом, общероссийский патриотизм крайне необходим этносам, живущим в нашей стране, ибо он чужд национальной замкнутости, но охраняет самобытность, культурные традиции народов России, равенство прав граждан независимо от их этнического происхождения. Целесообразно формировать и развивать патриотизм с самого раннего детства посредством функционирования сложной, разветвленной системы , включающей различные звенья, структуры, органы, учреждения, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Система воспитания патриотизма представляет собой установленный или сложившийся порядок, обеспечивающий содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, её функционирование и осуществление контроля, является государство (см. Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122)[2].

Система воспитания патриотизма включает формирование и развитие социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма[3] , массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными организациями, органами местной власти, организациями Вооруженных Сил, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и. конечно , образовательными учреждениями всех типов и видов, в том числе учреждениями дополнительного образования, к которым относятся и детские оздоровительные лагеря ( о чем говорилось выше).

Детский оздоровительный лагерь в силу своей специфики, а именно отрыв ребёнка от привычного окружения и пребывание его в условиях временного детского коллектива, характеризующегося единством целей и наличием социально одобряемой и педагогически регулируемой деятельности, а также взаимоответственностью всех участников, - может и должен внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и формирование качеств гражданина – патриота.

Рассмотрим механизм реализации этой функции детского лагеря; он состоит из многих компонентов, наиболее существенны три, это:

1. Основная педагогическая технология – коммунарская  («орлятская») методика коллективно- творческих дел (КТД), суть которой, включение в ДЕЛО всех без исключения членов коллектива. Автор методики Иванов И.П.[4]

2. Ведущие направления и формы коллективно-творческой деятельности -формирование экологического сознания :шефство над лесными участками в окрестностях лагеря, конкурсы рисунков “Байкальские фантазии”, викторина “Знай и люби свой край “,праздник песни “Лесной марш”, познавательно- развлекательная программа “Путешествие по Байкалу “ и т.д.

§ выработка потребности в здоровом образе жизни : диспуты “Алкоголь - жить или пить?”, ” Наркотики – свобода или зависимость?”, беседы “Табачный омут”,” Курильщик – сам себе могильщик “и др.

§ ориентация на общественно – полезный труд, привитие начальных трудовых навыков самообслуживание, дежурство по лагерю , “трудовой десант “и пр.

§ физическое развитие, закаливание: ежедневная утренняя зарядка, Олимпийский час , Веселые старты, Малые Олимпийские Игры, соревнования по игровым видам спорта

§ военно-патриотическое воспитание: торжественная линейка “Никто не забыт и ничто не забыто “, смотр песни и строя “Вьется знамя полковое “, вечер поэзии “Строка, оборванная пулей”, конкурс инсценированной песни “Песня в солдатской шинели “, военно-спортивная игра “Зарница”, секции военно-прикладного вида спорта “Охота на лис “и “Меткий стрелок “(соответственно радиопеленгация и стрельба из пневматического оружия), встреча с участниками Афганской и Чеченской войн, ветеранами ВОВ.

Все вышеперечисленные направления и формы КТД в комплексе решают задачи формирования патриотизма у детей в условиях лагеря.

1. Организация самоуправления

Специфика профильной смены (патриотическое воспитание) отражается в структурировании детского лагеря. Так, дружина[5] носит название Детский гарнизон, а  9 отрядов, сформированных по возрасту и имеющих численный состав 20-25 человек, - это подразделения различных родов войск – связисты, танкисты, ВДВ и т.д. Каждый отряд имеет свое название, девиз, песню. В “Боевом листке “– печатном органе отражаются все достижения ребят. Во главе дружины Совет Командиров – это орган ребячьего самоуправления, который решает все вопросы жизнедеятельности лагеря, выносит вердикты по итогам соревнований, уточняет план на предстоящий день и пр.

Оценивание коллективно- творческих дел в Детском гарнизоне соответствует профилю смены. Так, на первой стадии коллективной жизнедеятельности каждый отряд имеет звание рядового. По мере участия в жизни лагеря по всем ведущим направлениям КТД отряд получает или не получает очередное воинское звание. Стимул соревнования – дойти до генерала. Продвижение по “служебной лестнице “ наглядно отражено на оценочном табло у каждого отряда в отрядном уголке имеется макет погона (достаточно большого размера – в пол-листа ватмана), на который крепятся очередные лычки, звездочки и звезды.

Самоуправление являются сильнейшим средством социализации личности, т.к. вырабатывает небезразличное отношение к событиям, происходящим в детском сообществе, формирует общественное мнение, способствует осознанию ребенком своего места в жизни, формирует определенные социальные качества личности, в том числе качества гражданина-патриота.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь является одним из звеньев патриотического воспитания подрастающего поколения.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.