Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития

2024-04-16 46
Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                          

Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Под детским объединением понимается такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Некоторые из детских объединений характеризуются каким-либо одним направлением деятельности, другие являются многопрофильными. Объединения могут быть для детей одного возраста и разновозрастными; могут отличаться по своим целям, программам деятельности, количеству и составу участников, характеру взаимоотношений, связей, внутренней структуре, уровню развития и степени влияния на детей и подростков.

Кроме того, объединения разнообразны по организационной структуре: это может быть союз, Федерация, ассоциация, коммуна, компания, клуб, дружина, звено, секция, кружок, отряд и пр. Форма объединения выражает его конкретную реальную характеристику существования во времени и пространстве. Например, студия, ансамбль, кружок – в Доме детского и юношеского творчества; подростковый клуб, коммуна – по месту жительства; дружина, отряд – в детском оздоровительном лагере и т.д.

Можем ли мы назвать коллективом детское объединение? Коллектив и детское объединение (допустим, отряд, кружок, секция) – понятия не однозначные. Отряд – это списочный состав детей, объединенных по каким-то формальным признакам (чаще по возрасту). А коллектив отряда – реально существующий, органически спаянный, с особыми закономерностями внутренней жизни социальный организм, который рождается в результате функционирования межличностных отношений в процессе общей жизнедеятельности и умирает с окончанием лагерной смены. Иной раз так и не происходит зарождение коллектива, что становится настоящим бедствием и для ребят и для педагогов-воспитателей и отрядного вожатого.

Если же отряд (или же любой другой вид детских объединений в условиях летнего загородного лагеря) состоится как коллектив, то он, являясь по сути своей временным, т.е. функционирующим в течение лагерной смены, приобретает все характерные особенности, присущие постоянно действующему коллективу.

Так, традиционная педагогика определяет коллектив как организационную форму объединения людей на основе какой-либо целенаправленной деятельности. Отсюда коллективом принято называть объединение людей, обладающее существенными и структурными признаками:

- общие социально значимые цели;

- общая социально значимая деятельность;

- наличие системы требования для достижения целей;

- взаимозависимость и взаимоответственность членов коллектива;

- наличие органов самоуправления;

- коллективные традиции.

Все это относится и к временному коллективу, характеризующемуся кратковременным пребыванием детей в условиях лагеря. И, что немаловажно, временный детский коллектив отличается от постоянно действующего более высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия («один за всех и все за одного»), что позволяет быстро, за одну лагерную смену, получить результат педагогического влияния. 

Также специфичным для временного коллектива является способность создания оптимальных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. Так, в отрыве от привычного окружения ребенок живет и развивается в системе отношений с окружающим миром, основу которого составляют ему подобные – такие же дети, как он, но все-таки такие неодинаковые, с разным уровнем психологического, физического, эмоционального, интеллектуального развития, системой ценностей и мотивов поведения. Могут ли быть у всех детей одинаковые цели в их совместной деятельности? Думается, что нет. Их может объединять одна глобальная цель, например, В условиях лагеря соотносящаяся с досуговой, творческой или, возможно, трудовой деятельностью, но эта цель для каждого должна трансформироваться во вполне определенную задачу, отличающуюся от задач других членов коллектива. И временный коллектив становится этой социальной общностью, в которой развитие ребенка обусловлено развитием всех других детей.

Детский коллектив в условиях летнего оздоровительного лагеря в своем развитии проходит несколько взаимосвязанных стадий.

Первая стадия соответствует организационному периоду. Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, отражающих ближайшие, средние и отдаленные перспективные линии. И происходит в первый день заезда, когда списочный состав отряда утвержден, и наступает время общего сбора отряда («Огонек знакомств»). Эта встреча – очень ответственный момент, и требует от педагога должной подготовки, чтобы избежать возможные ошибки, не разочаровать ребят, не оттолкнуть их от себя и друг от друга.

В чем заключается подготовка к «Огоньку знакомств», сбору отряда, учредительному собранию? Прежде всего педагог должен иметь четкое представление о целях и задачах детского оздоровительного лагеря в контексте его основных функций, на этой основе знать целевое назначение конкретного формирующегося объединения (отряда, дружины, кружка), владеть информацией о потенциальных возможностях детей, их склонностях, интересах, пристрастиях, характерах, которую получил в процессе первичного наблюдения и собеседования с родителями в момент записи детей на пункте сбора.

Какие вопросы следует решать на «Огоньке знакомств»? Во-первых, познакомить ребят друг с другом, если это не произошло раньше (в автобусе, поезде и пр.). Сделать это можно с помощью игры; арсенал игр для знакомства достаточно разнообразен в соответствии с возрастом ребят, спецификой объединения. Далее следует организовать деловое обсуждение задач объединения и ближайшие действия для их решения. Ребята знакомятся с распорядком дня и обязательными требованиями безопасности жизнедеятельности в лагере. На «Огоньке» рождается название отряда, принимаются символы и атрибуты, формируются органы самоуправления. Хотя с этим вопросом можно не спешить, так как дети еще плохо знают друг друга. Достаточно создать временные органы самоуправления, а окончательный вариант принять после первого коллективно-творческого дела, ориентируясь на качества, проявленные ребятами в ходе его подготовки и реализации. Да и с названием отряда можно не спешить: оно и вся соответствующая символика появятся в процессе работы буквально на следующий день или даже к вечеру текущего. Но обязательно надо определить ближайшее конкретное мероприятие, или КТД –коллективно-творческое дело. Согласно коммунарской методики Иванова И.П. оно, дело, заставит ребят действовать, а это один из факторов создания коллектива. Причем, намечая первое КТД, следует руководствоваться такими соображениями:

1. Дело должно быть относительно легко осуществимым, не должно требовать слишком большого напряжения.

2. Дело должно быть близким по времени, чтобы данный подготовительный период не «размагнитил» ребят и чтобы они как можно скорее почувствовали результат решения хотя бы скромной задачи.

3. Дело должно быть интересным, увлекательным, не прозаичным и обыденным.

4. Дело должно занять всех ребят в отряде. Незадействованные члены отряда, если они превращаются в свидетелей активной деятельности других детей в коллективе, очень скоро почувствуют дискомфорт, у них возникнет чувство ненужности, невостребованности; отсутствие деловых контактов не способствует установлению коллективистских отношений.

5. Каждый член отряда должен добровольно выбрать форму конкретного участия в деле из предложенного перечня поручений и ролей (кто-то сценарист, кто-то оформитель, кто-то звукооператор и т.п.).

Таким образом, при условии решения на Огоньке знакомств всех вышеперечисленных вопросов дети получат возможность почувствовать себя действующим объединением, следовательно, будет решена задача первой стадии развития коллектива – заложены его основы.

Педагогическая поддержка в процессе формирования коллективистских отношений заключается в следующем:

- организуя детское объединение, следует идти от характера интересов и потребностей участников, а не от собственного волевого решения;

- с самого начала поощрять, закреплять любые формы проявления активности, инициативы, доверяя ребятам организационные и другие действия;

- проявлять внимание к каждому члену отряда, учитывая его индивидуальность;

- содействовать возникновению и закреплению связей между детьми (деловых дружеских): знакомить, заинтересовать друг другом;

- обеспечивать положительный эмоциональный настрой каждого человека и отряда в целом;

- широко с педагогическим тактом пользоваться методом поощрения;

- проявлять терпение, неторопливость. Дать идее коллективно-творческого дела созреть как собственному стремлению детей.

Вторя стадия развития коллектива характеризуется следующим: между членами коллектива устанавливается ответственная зависимость друг перед другом, общение педагога с детьми и детей между собой приобретает устойчивый характер, возникают черты творческого сотрудничества; усложняются цели и задачи коллектива, а также внутри- и внеколлективная деятельность, направленная на их решение; развиваются различные формы самоорганизации и самоуправления; формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к поступкам членов отряда; разветвляется организационная структура - большее развитие получают микрогруппы, образующиеся для выполнения различных поручений, деятельность микрогрупп цементируется педагогом и активом.

Третья стадия значительна тем, что на основе накопленного опыта коллектив поднимается на более высокую ступень своего развития. Этой стадии присущи следующие черты: цели и задачи коллектива приобретают социально-ценный смысл; происходит дальнейшее развитие всех видов коллективной деятельности – досуговой, творческой, познавательной, социально-практической; внутриколлективное сотрудничество становится нормой взаимоотношений; социально-ценные традиции, складывающиеся на предыдущих стадиях, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе; качественно более содержательными становятся связи с другими объединениями; расширяется педагогическая роль коллектива: по отношению к своим членам он является не только организующим началом, но и инструментом воспитания, социализации личности.

Как видим, каждая последующая стадия развивается на основе предыдущей, как бы вбирая и преобразуя ранее сложившиеся черты.

В зависимости от типа коллектива, временных рамок его функционирования, возрастных особенностей участников каждая из стадий обладает своеобразием: одно дело – коллектив детей младшего школьного возраста, другое – подростковый.

Таким образом, нами в обобщенном виде рассмотрены особенности временного детского коллектива в условиях летнего оздоровительного лагеря. При всей его специфичности в нем достаточно ярко прослеживаются черты, которые выявил основоположник теории коллектива, советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко: «Коллектив – это социально живой организм… там есть полномочия, ответственность, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть толпа или сборище».

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.