Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-04 | 337 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Воспитание призвано сформировать человека годного для будущего, чтобы он стал достойным членом того поколения, в котором ему придется жить - заметил Л.Н. Толстой .
Сущность, содержание и структура воспитания
Понятие " воспитание " - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание осуществляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям (рис. 27).
Рис. 27. Виды воспитания
Научная картина воспитательного процесса предполагает наличие ряда закономерностей, управляющих ходом воспитания личности.
Определить закономерность - значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями - значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность.
Характеристика закономерностей воспитания:
Первая закономерность. Воспитание человека как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого обучаемого.
Вторая закономерность. Содержание деятельности объекта воспитания обусловлено его изменяющимися потребностями и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями.
|
Третья закономерность заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий обучаемого и усилий педагога в совместной деятельности. Согласно этой закономерности, хороший педагог - это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности обучаемых, умеющий отойти в тень и признать полное право воспитуемых на творчество и свободный выбор.
Четвертая закономерность. Воспитание включает в свое содержание демонстрацию уважения в адрес воспитуемого, чтобы он был спокоен в отношении к нему воспитателя. Чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение и расположенность к себе, когда он ощущает мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию.
Пятая закономерность. Педагогическая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый обучаемый. Речь идет не об успешном предметном результате деятельности, а о внутренней индивидуальной удовлетворенности воспитуемых самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом и течением эмоциональных переживаний за время работы. Ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни.
Закономерности воспитания реализуются через принципы.
Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.
Наиболее специфичные принципы в системе воспитания:
|
Методы воспитания группируют в классификационные схемы. Для практической работы педагога больше всего подходит следующая:
во-первых, методы, с помощью которых, прежде всего, формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;
во-вторых, методы, с помощью которых, прежде всего, организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;
в-третьих, методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков обучаемых.
Общая структура методов воспитания:
1. Методы организации и формирования опыта поведения:
2. Методы стимулирования:
1) соревнование - метод направления естественной потребности человека к соперничеству, на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
Условия эффективности соревнований:
2) поощрение - выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрений:
Условия эффективности поощрения:
3) наказание - метод педагогического воздействия, которыми должно предупреждать нежелательные поступки.
Виды наказаний:
Условия эффективности наказаний:
|
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!