Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-29 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Электоральноепространствопредставляетсобойсложныйкомплексотношенийивзаимосвязей,формирующихсявсовременномобществевходеразвитияконкурентнойборьбыполитическихсилзаправозаниматьгосударственныедолжностиилиосуществлятьуправлениеворганахместногосамоуправления.Значениеэтоговидаотношенийзаключаетсянетольковтом,чтоониобеспечиваютусловияформированиявысшихгосударственныхоргановвусловияхдемократии,ноивтом,чтоонипозволяютподдерживатьлегитимностьгосударственнойвласти,формируявмассовомсознаниипредставленияовозможностигражданвлиятьнаперсональныйсоставвластныхструктур.
§1.Основныенаправлениягосударственнойполитикивэлекторальномпространстве
Особаязначимостьэлекторальногопространствавподдержаниистабильностиполитическойсистемыделаетеговажнымобъектомрегулирующеговоздействиясостороныгосударства,котороестремитсяиспользоватьсвойпотенциалвлияниядляформированиятакойформыегоразвития,котораягарантировалабыпреемственностьгосударственнойвласти,создавалабыусловиядляееустойчивогофункционирования.
Государственнаяполитикавэлекторальномпространствеимеетнесколькопринципиальноважных направлений,которыезаключается:
-во-первых,вопределенииосновныхпринциповорганизацииизбирательныхпроцессов;
-во-вторых,ввыбореизбирательнойсистемы,обеспечивающейконструированиенормативногопорядка,открывающегоинституциональныевозможностиреализацииэтихпринципов;
в-третьих,всозданиимеханизмовреализацииизбирательныхправграждан.
Основные принципы государственнойполитикивэлекторальномпространствеформулируютсякакценностныенормативы,определяющиеобликизбирательнойсистемы(всилуособойзначимостивовсехдемократическихстранахданныепринципыпрописываютсявконституциистраныиликонституционныхзаконах):
|
-всеобщностьизбирательногоправа:всенаселениестраны,достигшееустановленногозакономвозраста(какправило,18лет),можетучаствоватьввыборах.(Исключениесоставляютиностранцыилицабезгражданства,проживающиевстране,гдепроводятсявыборы.Закономмогутбытьустановленыидругиеограничения,напримердлядушевнобольныхилиц,находящихсяподстражейпоприговорусуда);
-равноеизбирательноеправо,т.е.каждыйизбирательимеетравноечислоголосов,нетдискриминациипорасовому,этническому,имущественномуииномупризнаку,одинаковыетребованияпредъявляютсяиккандидатамнавыборныедолжности;
-выборыдолжныбытьпопреимуществупрямыми,обеспечивающиминепосредственноеизбраниегражданамисвоихпредставителейвгосударственныеорганы.Вместестемвполитическойпрактикеотдельныхстрансложиласьтрадицияформированияверхнейпалатыпарламентанаосновенепрямых,косвенныхвыборов.Например,сенатвоФранцииизбираетсячленаминижнейпалатыпарламента,членамисоветовдепартаментовиспециальноизбраннымидлятакогоголосованиячленамимуниципальныхсоветов,президентСШАизбираетсяколлегиейвыборщиков,избранныхнаосновевсеобщегоголосования;
-голосованиедолжнобытьтайным,гражданинзаполняетизбирательныйбюллетеньбезведомадругихлиц,иниктонеимеетправатребоватьинформацииотом,каконголосует,еслитолькоонсамнепожелаетобэтомсообщить.
Конституционныйхарактерэтихпринциповуказываетнаихособуюзначимость,онинемогутбытьпроизвольноизмененыполитическимисилами,пришедшимиквласти,безпересмотрасодержанияосновногозаконагосударства.Однакоэтонеисключаетвозможностипересматриватьиизменятьинституциональныйдизайнэлекторальногопространствасцельюпоискаоптимальных,сточкизренияопределенныхполитическихсил,механизмовдостижениявысшихдемократическихценностей.
Всеобщееравноеизбирательноеправоможетбытьреализовановрамкахразличныхизбирательныхсистем,понимаемыхкакпорядоквыдвижениякандидатовиголосования,способыподсчетаголосовиопределениярезультатоввыбороввконкретныегосударственныеорганы.
|
Выборконкретнойизбирательнойсистемысоставляетсодержаниевторогонаправлениягосударственнойполитикивэлекторальномпространстве.Привсейпотенциальнойвозможностигосударствазаконодательнооформитьлюбуюконфигурациюнормативногопорядка,регулирующегоизбирательныепроцессывстране,политическаяпрактиказнаетдваосновныхвидаизбирательныхсистем— мажоритарную и пропорциональную,каждаяизкоторыхможетиметьнекоторыеразновидности,неменяющиеосновныхпринциповееконфигурации.
Ниоднаизизбирательныхсистемнеявляетсясовершенной.Новконкретнойисторическойситуациионаможетсоздаватьпредпочтительныеусловиядляопределенныхполитическихсил.
Примажоритарнойсистемереализуетсяпринцип«победительполучаетвсе»,чтофактическилишаетнебольшиесоциальныегруппыипартиивозможностипровестисвоихпредставителейвгосударственныеорганы,создаетболееблагоприятныеусловиядля«раскрученных»политиковпосравнениюстеми,ктохотяиимеетжеланиетрудитьсянаблагоизбирателей,нонеобладаетдостаточнойизвестностью[61].
Пропорциональнаясистемапредоставляетвозможностьвхождениявпредставительныеорганывластидаженебольшимпартиямиизбирательнымблокам,ноустановлениедополнительныхнормввидезаградительногобарьера,процедуррегистрацииучастниковизбирательногопроцесса,способовпересчетаголосоввмандатыможетсерьезнымобразомвыхолоститьпринципыпропорциональногопредставительства.
Такжеследуетсказатьоспецифике нормативногорегулирования органамигосударственнойвластикаждогоэтапаизбирательногопроцесса,чтопридаетинституциональномуэлекторальномупространствукаждойстраныособыенациональныечерты.Так, нормами,регулирующимивсестадииизбирательногопроцессаявляются:
1)назначениедатывыборовисроковпроведенияпредвыборнойкампании;
2)регистрацияизбирателей,организацияизбирательныхокруговиобразованиеизбирательныхучастковипунктовдляголосования;
3)выдвижениекандидатов;
4)предвыборнаяагитация;
5)проведениеголосования;
6)подсчетподанныхголосовираспределениемандатов.
Формированиегосударственнойполитикивэлекторальномпространствеосуществляется,какправило,вусловияхостройполемикимеждуразличнымиполитическимисилами.Проблемазаключаетсявтом,чтовведениетогоилииноготипаизбирательнойсистемыможетзакреплятьнормативныйпорядок,которыйвопределеннойисторическойситуациисоздаетболееблагоприятныеусловиядляразвитияконкретныхполитическихсил.Так,еслиполитическиесилынеорганизованывпартии,ноимеютяркиеполитическиефигуры,способныепривлечьэлекторат,тодлянихболеекомфортнойявляетсяинституциональнаясреда,закрепляющаямажоритарнуюизбирательнуюсистему.Если,напротив,ставитсязадачаукрепленияпартийногомеханизмаконкуренцииэлит,топропорциональнаясистемаобеспечитболеебыстроедостижениепоставленнойзадачи.
|
Обычновыборизбирательнойсистемыосуществляетсянапереломныхэтапахполитическогоразвитияобщества,когдапроисходитобновлениеилимодификациявсейполитическойсистемы.Там,гдеправящаяэлитавосновномсохраниласвоипозиции,асколько-нибудьсущественныеконфликтынараннемэтапедемократизацииотсутствовали,выбороставалсязамажоритарнойсистемой(Украина,Белоруссия,некоторыедругиестраны,возникшиенапостсоветскомпространстве),создающейболееблагоприятныеусловиядлясил,обладающихзначительнымиресурсами,преждевсегоадминистративными,финансовыми.Там,гдесложилосьполитическоеравновесиемеждудемократическимисиламиисилами,олицетворявшимистарыйпорядок,шелпоисккомпромиссовивводились,какправило,смешанныеизбирательныесистемы(Венгрия,Болгария,Россия)[62].
Государственнаяполитикавэлекторальномпространстветребуетзаконодательногооформления,поэтомуосновныееепараметрызависятотраскладасилвпарламентестраны.Есливзаконодательныхорганахдоминируютпартии,которыевцеломустраиваетсложившийсянормативныйпорядок,тоони,какправило,нестремятсяинициироватьизменениявизбирательнойсистеме.Причинаотносительнойустойчивостиамериканскойизбирательнойсистемы,обладающейтакимэлементомархаичности,какдвуступенчатостьвыборов,состоитвтом,чтодвеосновныепартиидавноадаптировалиськтакойформеорганизацииизбирательногопроцесса,аголосмелкихполитическихорганизаций,ставящихподсомнениерядпринциповамериканскойизбирательнойсистемы,покаещеслишкомслаб.ВВеликобританииизбирательнаясистематакжепрактическинеподвергаласьсущественныммодификациям,хотяэтонеозначает,чтосложившийсянормативныйпорядокгарантируеткрупнымималымпартиямравныеусловияборьбы.Ведущиепартии,например,пользуютсяпривилегированнымположениемприпроведенииагитационнойкампаниивСМИ.
|
Втранзитныхобществах,гдепартийнаясистеманеустоялась,гдеигрокинаэлекторальномполеменяютсянакаждомизбирательномцикле,управящихполитическихсилвозникаетискушениеиспользоватьправовоймеханизмдляукреплениясвоихпозиций[63].Этоведеткпопыткамсоздатьявнодискриминационныеусловиядляучастниковизбирательногопроцесса,чтонеможетневызыватькритическогоотношенияобщественности.
Своеобразнымзакономразвитиялюбогоэлекторальногопроцессаявляетсястремлениекаждогокандидатаполучитьопределенныепреимуществавсложившемсяинституциональномпространстве.Ценавопросадлявключившихсявпредвыборнуюгонкуможетбытьнастольковысока,чтопоборотьискушениеиспользоватьвконкурентнойборьбенезаконныесредствабываеттрудно.Всвязисэтимкрайневажнаспособностьгосударствавлицесоответствующихоргановосуществлятьконтрользасоблюдениемнормативногопорядкаиобеспечиватьсудебноеразбирательствослучаевнарушениязаконодательстваивынесениесоответствующихсудебныхрешений,имеющихобязательнуюсилу.Судебныеорганыдолжныреагироватьнаискиучастниковизбирательногопроцесса,чьизаконныеправабылиущемленыилинарушенывходепредвыборнойборьбыиливовремяпроцедурголосованияиподсчетаголосов.Значениесудебнойвластизаключаетсянетольковвынесениирешений,обязывающихвсестороныдействоватьвсоответствиисзаконом,ноивпониманииучастникамиизбирательногопроцессанеотвратимостинаказаниязанеправомерныедействия.
Итак,государственнаяполитикавэлекторальномпространствепроявляетсяиввидеконтролянадсоблюдениемзаконности.Судебнаявластьдляучастниковизбирательногопроцесса—этоинстанция,способнаявосстановитьнарушенныйинституциональныйпорядок,гарантироватьравенствовсехпередзаконом.Однаковыполнениеэтойфункциитребуетбеспристрастностиинезависимостисуда.Впротивномслучаесудебныерешениястановятсяотражениемполитическойборьбы,гдеобеспеченныедополнительнымиресурсамигруппыполучаютболееширокиевозможностивиспользованииэлекторальногопространствадляпродвижениявовласть.
§2.Спецификароссийскойгосударственнойэлекторальнойполитики
Российскоеэлекторальноепространствоформируетсясложнойсистемойвыборовворганыгосударственнойвластииместногосамоуправления.ВнашейстраненаосновевсеобщегоизбирательногоправавыбираютсяПрезидент,депутатыГосударственнойДумы,главыизаконодательныеорганысубъектовФедерации,представителимуниципальныхоргановвластиимэрыгородов.Избирательныесистемы,используемыедлярегламентациипорядкапроведениявсехэтихвыборовиопределенияихрезультатов,являютсяразличными,чтоделаетроссийскоеизбирательноепространствосложносоставным,включающимразличныенормативныеполяформированияоргановвласти.Некоторыеизэтихполей(выборыпрезидента)оказываютсяотносительностабильными,другиенормативныеполя,определяющиевыборывзаконодательныеорганыфедеральногоирегиональногоуровней,претерпелисмоментаобразованияРоссийскойФедерациив1991г.существенныеизменения,авыборыглависполнительнойвластисубъектовФедерациибылиотмененывпериодс2005по2012г[64].Такимобразом,дляРоссиивцеломхарактернанеустойчивостьгосударственнойполитикивэлекторальномпространстве,чтопроявляетсявпостоянномвнесенииизмененийвосновныезаконыврамкахкаждогоизбирательногоцикла[65].
|
ВXXIв.российскаяэлекторальнаяполитикапродолжаларазвиватьсяволнообразно.ПерваяволнаизмененийначаласьпослеизбраниянапостпрезидентаВ.В.Путинаирадомавторовбыланазвана«электоральнымавторитаризмом»[66].ГлавнойособенностьюизмененийвпервомдесятилетииXXIв.сталиотменавыборовглавсубъектовФедерации,переходкпропорциональнойсистемевыборовдепутатоввГосударственнуюДуму,атакжевнесениев2003г.взаконодательствоовыборахизменения,предписывающегосубъектамФедерациинеменееполовиныдепутатовпредставительногоорганасубъектаФедерациивыбиратьпопропорциональнойсистеме.Витогеэтихизмененийпроизошлосужениеэлекторальногопространства,сокращениечислаактивныхучастниковизбирательногопроцесса.
Введениев2005г.пропорциональнойсистемыпредполагалопредоставлениеправавыдвижениякандидатоввГосударственнуюДумуисключительнополитическимпартиям.ИхотяпозаконукаждыйбеспартийныйгражданинРоссийскойФедерациивправеобратитьсявлюбоерегиональноеотделениелюбойполитическойпартииспредложениемвключитьеговфедеральныйсписоккандидатов,выдвигаемыйэтойполитическойпартией,наделерешающеесловооставалосьзапартийнымруководством[67].
Однаконевсеэтинововведениябыливоспринятыобщественностьюкакрациональные,ведущиексозданиюравныхусловийдлявсехполитическихсил,желающихпринятьучастиевизбирательномпроцессе.«Акцентируявниманиенасовременнойидеологическойпроблематике,стоитподчеркнутьзначимыйисторическийфакт:вконце1980х–начале1990хгодоввСССР,азатемвРоссийскойФедерациипроисходитмасштабныйсдвигвсторонулиберализма,которыйдоминировалвобщественныхнастроенияхипрактическойдеятельностиключевыхполитическихинститутов,включаягосударство»[68].ОбострениеситуациипроизошлопослевыбороввГосударственнуюДумувдекабре2011г.,когдапостранепрокатилисьмассовыемитинги«Зачестныевыборы»ит.д.Подвлияниемпротестногодвижениябыливнесенысущественныекоррективывгосударственнуюэлекторальнуюполитику:
-Во-первых,быливнесеныпоправкивзаконополитическихпартиях,предусматривающиеупрощениепроцедурысозданияполитическихпартий.Теперьминимальнаячисленностьчленовпартии,необходимаядлягосударственнойрегистрации,составляет500человек.Крометого,вводитсяболеегибкийпроцессрегистрациипартийвМинюсте.Теперьприподаченеобходимыхдокументоввслучаеналичиявнихнебольшихошибокпартиямнесразуотказываетсяврегистрации,апредоставляетсятрехмесячныйсрокнаисправлениенедочетоввдокументах.Такимобразом,былосозданоправовоеполедляучастиявизбирательномпроцессевсехполитическиактивныхграждан,способныхсплотитьвокругсебяединомышленников.
-Во-вторых,партииполучилиосвобождениеотсбораподписейизбирателейдляучастиявлюбыхвыборах,заисключениемпрезидентских.Произошлоуравниваниевозможностейпарламентскихинепарламентскихпартийпоучастиювочередномизбирательномцикле.
-В-третьих,быловведенонекотороепослаблениевсистемугосударственногоконтролязадеятельностьюполитическихпартий.Финансоваяотчетность,представляемаяпартиейвЦентральнуюизбирательнуюкомиссию,теперьдолжнасоставлятьсяодинразвтригода,анеежегодно,втакиежесрокидолжнапредоставлятьсяинформацияопродолжениипартийнойдеятельностивМинистерствоюстиции.
-В-четвертых,вянваре2012г.Д.А.МедведеввнесвГосударственнуюДумупроектФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«Обобщихпринципахорганизациизаконодательных(представительных)иисполнительныхоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации»,всоответствиискоторымвозвращаетсявэлекторальнуюпрактикунормаизбранияглавысубъектаРоссийскойФедерациинаосновевсеобщегоравногоипрямогоизбирательногоправапритайномголосовании.
-В-пятых,навыборахПрезидентаРоссийскойФедерациисцельюпредотвращенияфальсификацийвпервыебылавведенасистемавидеонаблюдениянаизбирательныхучастках.
Такимобразом,послеавторитарнойволны,накатившейнаэлекторальноепространствоРоссии,последовалаволналиберализацииизбирательногозаконодательства.Ожидаетсяувеличениечислаучастниковпредвыборнойборьбы,впарламентоткрываетсядорогановымполитическимсилам.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!