Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2018-01-14 | 270 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Разработка научно обоснованных подходов к изучению девиантного поведения обусловлена заботой общества о недопущении культурно осуждаемых отклонений. В связи с этим социология и психология стремятся, прежде всего, выявить условия возникновения социальных отклонений, личностную предрасположенность к отклонениям. Для решения этих задач были выработаны теории девиантного поведения.
Выделяют несколько направлений, объясняющих причины возникновения девиантного поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Я. И. Гилинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право
Существует теории «физических типов», В данном случае обращается внимание на физические качества индивидов, которые указывают на возможность социальных отклонений. Авторы этих теорий пытаются по особенностям лица или телосложения определить степень подверженности социальным отклонениям.
Второй подход объединяет целый ряд теорий, которые называются психоаналитическими. Основоположником этих теорий следует считать 3. Фрейда. Согласно этим теориям индивид становится предрасположенным к социальным отклонениям в том случае, если его сознание не участвует в принятии решений, постановке целей и рационализации действительности, эти функции принимает на себя подсознание. Например, человек в состоянии стресса в большей степени склонен к социальным отклонениям, нежели человек с ясным сознанием, контролирующий свои эмоции.
Третье направление представляют культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида. В рамках данного подхода индивид в большей степени склонен к социальным отклонениям, если он прошел неудачную социализацию, испытывает недоверие к социальным институтам, не понимает или не желает понимать необходимость следования социальным нормам, принятым в данной группе или обществе. Такой подход к социальным отклонениям реализуется в ходе контроля через социализацию, групповое давление или принуждение. Важное значение придается при этом понятию аномии, означающей недоверие к основным нормативным ориентирам общества, которое приводит к состоянию возникновения социальных отклонений.
Среди современных социологических теорий объяснений причин девиантного поведения следует отметить теорию "стигматизации" (от греч. sfigma - клеймо, лятио), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретными поступками, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают "нарушителями" установленных норм.
Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а сам он не считает себя девиантом. Вторичная девиация ставит клеймо "девианта" и с ним начинают обращаться не так, как с обычными людьми.
Существуют также теории, связывающие поведение с Биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью. В обществе сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм - это результат усилия субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!