Слайд 3 . Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слайд 3 . Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза

2022-10-10 55
Слайд 3 . Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План конспект

Дата/класс ____________

Тема: Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза.

Образовательная цель: сформировать понятия о движущих силах антропогенеза на основе изучения особенностей воздействия на него биологических и социальных факторов

Развивающая цель: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать фактами, анализировать источники информации самостоятельно формулировать и аргументировать свою точку  зрения.

Воспитательная цель: формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, паре,

Оборудование: электронная презентация для мультимедийного комплекса, иллюстративный материал, тексты для работы групп.

  Предметные результаты: приводить доказательства движущих сил антропогенеза: биологических и социальных; выделять отличительные признаки человека от других биологических видов;

Метапредметные результаты: аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению движущих факторов антропогенеза, владеть составляющими исследовательской деятельности по изучению факторов антропогенеза.

Ход урока

Учитель:

Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне). (слайд 2)

Если мы хотим всерьёз добраться до истины человеческой эволюции, то должны ответить на самый главный вопрос. Попробуйте его сформулировать, уже имея представление об основных этапах эволюции человека. 

(Учащиеся высказывают свои предположения, предлагают формулировки)

Учитель обобщает ответы, подводит к теме урока.

Слайд 3. Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза

Проблемный вопрос: Как возникло человечество? (слайд 4)

Задачи:

1) вскрыть движущие силы антропогенеза;

2) установить роль и взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Учитель. Мы с вами рассматривали становление представлений о происхождении человека. Какой ученый сформулировал симиальную теорию, основываясь на том, что современный человек представляет собой последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ. (Ч.Дарвин)

  Слайд5.  Ч.Дарвин в своем научном труде «Происхождение человека» отметил: “Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”

Форма работы: парная.

 Заполните таблицу, определив роль в антропогенезе анатомо-морфофизиологических и физиологических преобразований

Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования Их роль в антропогенезе
s-образная форма позвоночника  
Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы  
Освобождение верхних конечностей от функции опоры  
Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий  

 

Обсуждение результатов. (слайд 10)

Биологические факторы и их роль в антропогенезе

Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования Их роль в антропогенезе
s-образная форма позвоночника Придает гибкость, пружинит при ходьбе, смягчая толчки тела
Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы Устойчивое положение туловища, смягчение толчков тела при ходьбе
Освобождение верхних конечностей от функции опоры Прогрессивное развитие первого, большого пальца, противопоставленного остальным, дифференцированность движений пальцев, орган труда, действия рук влияют на развитие головного мозга человека.
Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий Формирование речи, абстрактного мышления

 

Учитель: Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на различные органы.

(гимнастика для рук, слайд 11)

· Массаж большого пальца повышает активность головного мозга

·. Указательный связан с желудком.

· Средний палец на кишечник,

· безымянного пальца - на работу печение и почек.

· Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца.

· Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь

 

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает. Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения

Вопрос: Можно ли объяснить происхождение человека действием только биологических факторов?

(Предполагаемый ответ: Человек существенно отличается от животных предков, таким образом действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.)

Задание: Создайте опорную схему:“Движущие факторы антропогенеза”.

Обсуждение. Слайд 19

Вопросы.

1. Как вы думаете, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и в настоящее время?

2. Отменило ли возникновение социальной сферы действие биологических законов для современного человечества? (нет, лишь изменило их проявление).

3. Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась?

 

Тестирование:

Самопроверка

Учитель обобщает: в своей истории человечество имеет великие достижения, два из которых оказывают исключительное влияние на его развитие:

1) неолитическая революция – одомашнивание животных и выведение культурных растений,

2) научно-техническая революция 20 века, в результате которых человек получил в свои руки огромные силы.

Как будут использованы эти силы, зависит от социальной организации и разума человечества. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.

 

План конспект

Дата/класс ____________

Тема: Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза.

Образовательная цель: сформировать понятия о движущих силах антропогенеза на основе изучения особенностей воздействия на него биологических и социальных факторов

Развивающая цель: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать фактами, анализировать источники информации самостоятельно формулировать и аргументировать свою точку  зрения.

Воспитательная цель: формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, паре,

Оборудование: электронная презентация для мультимедийного комплекса, иллюстративный материал, тексты для работы групп.

  Предметные результаты: приводить доказательства движущих сил антропогенеза: биологических и социальных; выделять отличительные признаки человека от других биологических видов;

Метапредметные результаты: аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению движущих факторов антропогенеза, владеть составляющими исследовательской деятельности по изучению факторов антропогенеза.

Ход урока

Учитель:

Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне). (слайд 2)

Если мы хотим всерьёз добраться до истины человеческой эволюции, то должны ответить на самый главный вопрос. Попробуйте его сформулировать, уже имея представление об основных этапах эволюции человека. 

(Учащиеся высказывают свои предположения, предлагают формулировки)

Учитель обобщает ответы, подводит к теме урока.

Слайд 3. Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза

Проблемный вопрос: Как возникло человечество? (слайд 4)

Задачи:

1) вскрыть движущие силы антропогенеза;

2) установить роль и взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Учитель. Мы с вами рассматривали становление представлений о происхождении человека. Какой ученый сформулировал симиальную теорию, основываясь на том, что современный человек представляет собой последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ. (Ч.Дарвин)

  Слайд5.  Ч.Дарвин в своем научном труде «Происхождение человека» отметил: “Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.