Типологическое учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типологическое учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности

2018-01-13 336
Типологическое учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однако подлинный переворот в науке, изучающей индивидуальные свойства темперамента, был сделан русским физиологом И.П. Павловым. В его экспериментальной лаборатории в результате огромной многолетней (более 30 лет) работы возникло учение о типе высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяется как совокупность основных свойств нервной системы (НС). Таких свойств, по его мнению, три:

- сила процессов возбуждения и торможения - связывается с пределом работоспособности корковых клеток и определяется как работоспособность НС или функциональная выносливость;

- уравновешенность процессов возбуждения и торможения как наличие баланса между силой процессов возбуждения и силой процесса торможения;

- подвижность определяет скорость перехода одного нервного процесса в другой: возбудительного в тормозной и наоборот). Инертность является показателем медлительности такого рода переходов.

Сочетание этих свойств лежит в основе типов темперамента, классификацию которых И.П. Павлов сформулировал в 1935 году. В основе классификации 4 типа:

Сила Слабость

(меланхолик)

 

Уравновешенность неуравновешенность

(холерик)

 

Подвижность инертность

(сангвиник) (флегматик)

Сильный, неуравновешенный, подвижный – холерический темперамент – отличается сильными процессами возбуждения и торможения, однако тормозной процесс слабее возбудимого, отсюда неуравновешенность.

Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой.

Сильный, уравновешенный, инертный – флегматический, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов.

Слабый – меланхолический, характеризуется тем, что оба процесса (торможение и возбуждение) слабы.

Сам ученый подчеркивал, что возможных комбинаций свойств гораздо больше и допускал 24 возможные их комбинации. Он ввел понятие основного (один из четырех) и промежуточного типа. Однако подлинно научных критериев для отнесения индивида к тому или иному типу не было.

Б. М. Теплов отмечает, что значение учения И.П. Павлова состоит не в классификации им типов, а в открытии основных свойств нервной системы. В этом Теплов видел перспективы учения Павлова «от свойств – к типам»

Другое важное достоинство теории ученого – это положение о несовпадении внешних поведенческих проявлений типов нервной системы и физиологических свойств, комплексы которых образуют эти типы. Он вводит понятия «генотип» как прирожденный тип НС («темперамет») и «фенотип» - как склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных свойств и условий воспитания («характер»). Оба они безусловно влияют на поведение, однако до сих пор не удалось установить, что в поведении есть проявление темперамента, является наследственным, а что – результат прижизненных образований.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.