Роль эмоций в общении и обучении — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Роль эмоций в общении и обучении

2018-01-13 445
Роль эмоций в общении и обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоции играют огромную роль в развитии межличностных контактов людей, оптимизации их деятельности и общения. Эмоции влияют на выбор партнеров по общению, определяют способы взаимодействия с ними. Роль эмоционального предвосхищения может быть решающей в развитии симпатии, любви, дружбы. Эмоции позволяют сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе.

Эмоции – это и способы воздействия на личность партнера. С их помощью можно манипулировать другими людьми, подчинять своим целям. Например, ребенок громким плачем добивается от родителей своего; учитель, желая казаться строгим, «надевает» непроницаемую маску и мрачно смотрит на детей и т.п.. Подобные способы использования эмоций для человека вполне осознаваемы и выбираются им в той или иной ситуации. Однако часто в общении человек эмоционально реагирует по выработанному в течение жизни стереотипу, осознать который он не всегда может.

Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых, свойственных данному человеку, характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми он чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия. Негативным проявлением эмоционального реагирования личности в общении является эмоциональная ригидность, которая выражается в том, что личность слабо, очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне реагирует эмоциями на различные воздействия.

Эмоциональная недостаточность значительно обедняет личность, лишает ее богатства эмоционального реагирования. Причем, замечает В.В. Бойко, что чаще бывает так: если эмоциональный репертуар у индивида ограничен, то в нем преобладают отрицательные эмоции. Особенно важно это в работе учителя. В исследованиях А.О. Прохорова доказано, что частые отрицательные эмоции педагога снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность, а также деформируют его собственную личность, приводят к эмоциональному выгоранию в профессии, разрушают здоровье. У школьников в этой ситуации повышается тревожность, развивается состояние эмоционального дискомфорта, снижается мотивация учения. А в ходе постоянных негативных оценок формируется синдром выученной беспомощности – признание себя несостоятельным.

Поэтому огромная проблема – научиться осознавать свои стереотипы и изменять их в соответствие с ситуацией, характером взаимоотношений с окружающими, эмоциональным состоянием партнера по общению. Широта эмоционального репертуара личности в общении – показатель многообразия ее интересов, деятельной жизненной позиции.

Непременным условием успешности профессиональной деятельности учителя является эмоциональная гибкость - оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости личности. Эмоциональная гибкость учителя определяется в способности учителя «оживлять» подлинные эмоции в учебном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Важное качество в общении – эмоциональная отзывчивость, которое трактуется как устойчивое свойство индивида легко и быстро, в широком диапазоне эмоционально реагировать на различные воздействия. Она свидетельствует о полноценности восприятия окружающей действительности, активном выражении эмоций.

Специфическая система отражения партнеров по общению, позволяющая проникнуть в эмоциональное состояние другого человека называется эмпатией. Аффективный компонент этого многогранного явления составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, эмоциональное понимание и соучастие в переживаниях других людей, эмоциональный отклик на их переживания. А потому одной из важных составляющих эффективного общения является эмпатическое слушание другого человека.

В гуманистической традиции эмоциональная составляющая общения рассматривается как 1) открытость партнеров по общению, 2) психологический настрой на актуальное состояние друг друга; 3) безоценочность и доверительность, искренность в выражении чувств.

Очень важной является проблема эмоциональной саморегуляции учителя. В этой связи используется термин «эмоциональная устойчивость» деятельности учителя как совокупность свойств и качеств его личности, позволяющих в различных условиях выполнять профессиональную деятельность (Митина Л.М.). Ее характеризует: уверенность учителя в себе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой; отсутствие эмоциональной напряженности, раздражительности, неуравновешенности; удовлетворенность своей деятельностью и др. Для начинающего педагога развитие этих характеристик позволит легко войти в профессию, получать от нее удовлетворение, быть эффективным в ней.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.