Виды психодиагностических методик в зависимости от методического принципа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Виды психодиагностических методик в зависимости от методического принципа

2017-09-28 289
Виды психодиагностических методик в зависимости от методического принципа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от методического принципа, положенного в основу метода.

Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозовэ

1. Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности.

Интеллектуальные тесты - стандартизированные методики, направленные на измерение уровня общих способностей к решению широкого класса задач.

Тесты специальных способностей - предназначенных для измерения отдельных аспектов интеллекта и психомоторных фнкций, обеспечивающих эффективность в узких областях деятельности.

 

Тесты достижений- оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков, знаний. Измеряют влияние специальных программ обучения на эффективность обучения.

 

Личностные тесты – измеряют неинтеллектуальные проявления личности.

- тесты действия ориентируют на выполнение какой-либо задачи – ориентированы на задачу, а не на ответ.

Цель теста замаскирована, индивид не осознает. Какой аспект его действия оценивается

- ситуационные тесты. Испытуемый помещается в ситуацию близкую к реальной и оценивается через эмоциональные, социальные переменные.

 

2. Субъективный подход – основаны на собственных представлениях испытуемого о тех или иных аспектах своего поведения и личных особенностях.

 

Тесты- опросники - включают набор пунктов, относительно которых испытуемый выносит суждения. Могут быть одно-двух –трех альтернативные. На ответы сильно влияет фактор социальной желательности.

 

Открытые опросники не предусматривают стандартизован ного ответа испытуемого. Стандартизация обработки резуль татов достигается путем отнесения произвольных ответов к стан дартным категориям. Эффективность использования данного метода зависит от степени владения психологом контент ана­лизом.

 

Шкальные техники - предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материа­ла, конкретных лиц) по выраженности в них качества, заданно­го шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - сла­бый»). Как правило, используются шкалы из трех, пяти и семи градаций.

Индивидуально-ориентированные техники типа репертуар­ных решеток по форме могут совпадать со шкальными, опрос­ными методами. В них параметры, которые оцениваются, не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов конкретного испытуемого. Использование статистического аппарата при анализе данных делают надежными диагностичес­кие выводы относительно личностных особенностей субъекта.

 

3. Проективные методы. Недостаточно структурированный материал при соответствующей организации порождают у испытуемого процессы фантазии, воображения в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

 

Ассоциативные методы (их называют также методиками структурирования), заключающиеся в предъявлении какого-либо неупорядоченного материала (например, пятен Рорша-ха), которому требуется придать субъективный смысл.

Интерпретационные методы (например, ТАТ и др.), в кото­рых необходимо истолковать какие-либо события, изобра­женные на картинках (предполагается, что каждый толкует их в связи со своим отношением к ним).

 

Методики, основанные на дополнении, при реализации ко­торых требуется завершить какой-либо рассказ, предложе­ние (считается, что при этом могут быть выражены скрытые мотивы, значимые отношения к событию, факту, волнующе­му испытуемого).

 

Конструктивные методы заключаются в предъявлении отдель­ных деталей, из которых можно составить различные целос­тные картинки (в связи с собственным вкусом, опытом, ин­тересами), а также в придумывании рассказа по отдельным фрагментам или заслушивания звуков, шумов.

Методики, основанные на выборе, состоят в том, что ид предъявленного материала выбираются наборы таких решений, которые косвенно связаны со скрываемыми влечения ми, симптомами, намерениями

 

Диалогические методики

диалогическое интервью

диалогическая беседа

диалогическая игра

 

Методики классифицируются на основании тех компонентов личности, ко­торые они диагностируют.

Черты личности

1.1. Организмические (темперамент)

1.2. Индивидно-целевые (характер)

1.3. Индивидно-результативные (способности)

1.4. Рефлексивно-личностные (индивидуальный стиль, саморегуляция, самооценка, Я-онцепция).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.