Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-07-25 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На основе анализа позитивного и негативного опыта работы классных руководителей в образовательных учреждениях г. Орска Оренбургской области, современных подходов к теории и практике организации их деятельности нами разработана модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.
Модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (рисунок 1) отражает подходы, этапы становления социального и профессионального статуса, которые основываются на активизации следующих характеристик – мотивация, знания, ключевые компетентности, опыт.
Рисунок 1
Городская модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя
Модель интегрирует следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, процессуальный, рефлексивно-оценочный.
Целевой компонент – организация процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя через совместную деятельность управления образования администрации г. Орска, научно-методического центра УО, городского центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя, администрации образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, социальных и гражданских институтов, представляющую содержательный компонент модели.
Изучение различных сторон исследуемого процесса происходило с позиций научных подходов: системного, личностно-деятельностного, компетентностного.
Системный подход позволяет проанализировать, исследовать некоторый объект как единую, целостную систему. На наш взгляд, наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей представлены в концепции Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой, Натальи Леонидовны Селивановой. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.
|
Придерживаясь понимания системы как упорядоченного множества взаимно связанных элементов, совокупность которых функционирует как единое целое, считаем, что системный подход позволяет определить объективные связи, которые существуют между элементами целого, и в итоге глубже познать функциональную роль каждого элемента в отдельности.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода под повышением социального и профессионального статуса классного руководителя мы подразумеваем, во-первых, профессию педагога, осуществляющего образовательную деятельность; во-вторых, повышение профессионализма в педагогической деятельности; в-третьих, деятельность воспитанников. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. В нашем исследовании мы опираемся на работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной и др. и считаем, что личностный рост классного руководителя происходит благодаря участию в различных видах деятельности.
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание, прежде всего, начальный момент деятельности, т.е. ее предпосылка – потребность, нашедшая себя в предмете.
Компетентностный подход (И. Исаев, И.В. Кузнецова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Щадриков, и др.) акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
|
С января 2011 г. начала действовать новая система аттестации кадров, разработанная с точки зрения компетентностного подхода. В нашей модели компетентностный подход считаем ключевым, он заключается в формировании способности и готовности классного руководителя использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Воспитатель должен обладать компетенциями, позволяющими ему:
- включить ребенка в систему межличностных отношений;
- дать нравственную оценку поступку;
- обладать «образом», к которому он ведет ученика (цель воспитания);
- включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;
- обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка);
- понимать ученика, разбираться и находить ответы, которые волнуют ученика на данном этапе его жизненного пути;
- осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков, конкретного ученика;
- достигать понимания интересов и устремлений ученика, его внутреннего мира;
- устанавливать социальный статус ученика, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении;
- педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика;
- принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов);
- разрабатывать программы поведения;
- разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок;
- обеспечивать рефлексию учеником нравственной стороны поведения.
Считаем, что только переориентация учителя на работу в логике компетентностного подхода и методическая работа как поддержка перевода педагога в новую профессиональную позицию позволят школе обеспечить новое качество образования, а ее выпускникам – достигнуть новых образовательных результатов.
Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности, при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим из интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания. Мы видим, что компетентность в воспитательном процессе тесно связана с компетентностью в обеспечении учения. Но в воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие конфликтов, социальный статус учеников, воспитание совестливого человека, личность учителя (базовые компетентности педагога-воспитателя представлены в приложении 2).
|
Представленные подходы составляют технологический компонент инновационной модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя в образовательном пространстве г. Орска.
Таким образом, интеграция системного, личностно-деятельност-ного и компетентностного подходов позволила рассмотреть повышение социального и профессионального статуса классного руководителя как систему, установить компоненты, в нее входящие, ее структуру, функции и факторы, обеспечивающие ее целостность.
Содержательный компонент модели предполагает применение адекватных концептуальным положениям форм, методов и средств сотрудничества всех вышеперечисленных структур с классными руководителями в целях повышения их социального и профессионального статуса: семинары-практикумы, тренинги, диспуты, мастер-классы, круглые столы, конференции, спецкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Помимо традиционных форм работы с классными руководителями, используются интернет-конференции, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, ярмарки инновационных технологий, программ и проектов, банк данных инновационных форм работы с детьми и подростками, картотека коллективно-твор-ческих дел и т.п.
Процессуальный компонент представлен этапами повышения социального и профессионального статуса классного руководителя: мотивационным, образовательным, результативным.
Мотивационный этап является основополагающим, определяющим генеральное направление и содержание всей деятельности классного руководителя: стратегическая задача – развитие целеполагания, активизация интересов и стремлений, мотивов выбора целей и средств самоосуществления в деятельности классного руководителя. Важно пробудить у классного руководителя желание ретроспективно проанализировать собственные профессионально-педагогические возможности, с тем чтобы преодолеть «стартовую напряженность» и естественное сопротивление изменениям в личностно-профессиональной сфере. На данном этапе обновляется состав диагностических и рефлексивных умений, производится критическая самооценка, возникает неудовлетворенность прежними формами воспитательной деятельности, пробуждается ценностно-смысловая установка на самосовершенствование и саморазвитие.
|
Образовательный этап предполагает получение и накопление прочных, системных, глубоких, осознанных знаний, формирование ключевых компетентностей классного руководителя (приложение 2), которые естественном образом реализуются в профессиональной практике.
Результативный этап предполагает накопление опыта классного руководства, реализацию индивидуальных профессиональных замыслов. Ведущей становится личностно-творческая стратегия профессионально-личностного саморазвития.
Рефлексивно-оценочный компонент модели связан с подбором диагностических средств, с помощью которых можно оценить эффективность и результативность процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя по критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному.
Будем использовать диагностические средства оценки эффективности и результативности повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (таблица 1), представленные в региональной модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (решение коллегии министерства образования Оренбургской области от 26.10.2007 г.).
Таблица 1
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!