Ян Амос Коменский – основоположник научной дидактики — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ян Амос Коменский – основоположник научной дидактики

2017-06-26 621
Ян Амос Коменский – основоположник научной дидактики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий сла­вянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) родился в семье, принадлежавшей к национально-религиозной общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее брат­скую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с засилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В поль­ском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Ко­менский руководил братской школой, а позже был избран епи­скопом. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Откры­тая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвое­ние латинского языка с изучением окружающего мира. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая ди­дактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обу­чения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. В эти же годы Коменский написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей до­школьного возраста «Материнская школа» (1633).

Служение своей страдающей родине Коменский стремился сочетать со служением всему человечеству. Он выступил с идеей разносторонних социальных преобразований. В эпоху кровавых войн и жестоких политических и религиозных распрей он требо­вал сохранения всеобщего мира, установления международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Он пред­лагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни. Коменский написал семь томов огромного труда «Общий совет об исправлении дел человеческих» (при его жизни было напечатано всего два тома, остальные найдены лишь в 1935 году), в котором наметил гуманную и демократическую про­грамму «всестороннего исправления всех и во всем».

Он поддерживал широкие международные связи, работал в Англии над созданием так называемой «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, которые были бы доступны всем людям.

В надежде на помощь Швеции его поруганной родине Комен­ский жил в этой стране, работая над составлением учебников и методики преподавания языков. Он жил в Венгрии, где работал консультантом по школьным вопросам. Здесь Коменским был написан ряд философских и педагогических произведений, в том чис­ле замечательная учебная книга «Мир чувственных вещей в кар­тинках», переведенная на многие языки.

Когда в 1656 году во время шведско-польской войны последнее убежище общины «чешских братьев» – город Лешно – было сож­жено, Коменский нашел себе приют в Голландии, в Амстердаме, где умер в 1670 году.

Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение – «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сооб­разоваться с природой.

Принцип природосообразности воспитания, начиная от Комен­ского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педа­гогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) пони­мает этот принцип несколько различно.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим, законам, действующим как в мире рас­тений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что не­обходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях».

Исходя из природы человека, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: детство – от рождения до б лет включительно, отрочество – от б до 12 лет, юность – от 12 до 18 лет, возмужалость – от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и разви­тием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображе­ния с их исполнительными органами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уров­нем развития мышления («понимания и суждения») и возмужа­лость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский на­мечает особую ступень образования.

Для детей до б лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он понимает дошкольное воспитание под руко­водством матери. Для отрочества (т.е. для детей от б до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой об­щине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для воз­мужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области – академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыду­щей.

Огромная заслуга Комен­ского заключается в том, что он поднял значение начальной шко­лы, наметив продолжительный курс обучения в ней (в те времена начальная школа имела 2-3-летний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием молитв, обучением чтению, письму, элементарному счету). Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. Коменский особо подчеркивал, что это – школа родного языка (тогда как церковные школы, на­ходившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), он значительно расширил содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными зна­ниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и руч­ного труда, большое место уделяя преподаванию религии.

Коменский установил понятие школьного года с его де­лением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организа­цию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 ча­сов в латинской школе), теоретически разработал классно-уроч­ную систему учебных занятий и практически применил ее.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, инди­видуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с ученика­ми. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу произво­дился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть – объяснению нового ма­териала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указы­вал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, что­бы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и под­держивать во время урока дисциплину в классе.

В 1632 г. вышел в свет главный труд Я.А. Коменского, принесший ему общеевропейскую известность, – «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или Верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

Следуя сенсуалистической философии (познание реального мира на основе чувственного вос­приятия), Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Призывая к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ).

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Онписал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», - говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были ни чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для правильного обучения навыкам надо дать учащимся определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», - писал он.

 

Тема 3.2 Сущность процесса обучения, его закономерности, принципы, функции и структура

Содержание темы:

Сущность и движущие силы процесса обучения, его структура, цели и основные функции (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения). Важнейшие закономерности и принципы процесса обучения. Назначение и структура деятельности учителя в учебном процессе. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

 

Краткие теоретические сведения по теме:


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.