Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-19 | 2031 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Манипуляция человеческим сознанием может осуществляться за счёт различных средств, в том числе и за счёт языка. Лингвистические средства манипулирования - один из предметов исследования такой науки, как когнитивная лингвистика.
По мнению В.Е. Чернявской речевая манипуляция есть речевое воздействие, направленное на неявное, скрытое побуждение адресата к совершению определенных действий; как скрытое внедрение в его сознание желаний, отношений, установок, служащих осуществлению интересов отправителя сообщения, которые необязательно совпадают с интересами адресата.
Цель речевой манипуляции - склонить манипулируемое лицо (адресата) к тому, чтобы принять определенные высказывания за истинные без учета всех аргументов.
В основе речевого манипулирования лежат такие психологические и психолингвистические механизмы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать речевое сообщение, способствуют возникновению в его сознании определённых иллюзий или заблуждений, провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков.
Персуазивность обозначает воздействие автора устного или письменного сообщения средствами языка на сознание его адресата с целью убеждения в чем-то, призыва к совершению или несовершению им определенных действий. Коммуникативный процесс, называемый персуазив-ным, представлен такими ситуациями, в которых люди сознательно продуцируют сообщения, нацеленные на то, чтобы вызвать определенное поведение реципиента (группы реципиентов) или повлиять на его точку зрения.
Суггестивность - включение внушения в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде. Так же суггестивность характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения.
|
Ослабленный контроль (отсутствие контроля) со стороны сознания при получении информации - отличительное свойство суггестивности от персуазивности.
Также мы можем сделать вывод, что персуазивность - это воздействие вообще, то есть родовое понятие, а суггестивность - видовое понятие, а также синоним манипуляции. И персуазивность как более широкое понятие включает в себя суггестивность.
Попробуем классифицировать приемы речевого манипулирования по разным уровням языка.
· Лексический уровень (синонимы, эвфемизмы, дисфемизмы, метафора).
· На синтаксическом уровне - использование пассивного залога вместо активного и номинализация, т. е. перевод словосочетания с глаголом в отглагольное существительное.
· формы обращения к адресату с помощью личных местоимений, прямого названия потенциального адресата или обращений-вопросов: «Ты записался добровольцем?»; императивы (побудительные конструкции), типа «Окунитесь в мир покупок, путешествий и развлечений. С кредитной картой Банка N теперь это сделать проще и удобней!»; риторические вопросы.
· Фонетический уровень (аллитерация, фоносемантика, ритм, рифма, просодика: интонация, паузы, темп).
· Графический уровень (выбор шрифтовых гарнитур, средств шрифтового выделения).
Другим действенным приемом манипулирования является опора на стереотипы, социальные нормы, авторитет. Стереотип - это принятое в обществе упрощенное представление о чем-либо, не основанное на личном опыте человека. Стереотипы усиливают чувство принадлежности к определенной социальной группы, разделяющей этот опыт или оценку. В создании речевых стереотипов играют важную роль ключевые слова - слова, которые наиболее распространены в дискуссиях в тот или иной исторический период. Внедрение ключевых слов даже в семантически пустые фразы наделяет эти фразы определенной воздействующей силой и оценочностью.
|
Речевые манипуляции можно отнести к скрытой манипуляции.
1. Замена убеждения внушением.
2. «Перетасовка», то есть упоминание только положительных или отрицательных (в зависимости от ситуации) фактов и доводов и умалчивание противоположных.
3. Неожиданность», то есть использование в речи какой-либо неизвестной или неожиданной информации.
4. «Да-да-да». Это такая тактика, когда собеседнику задается несколько вопросов подряд, на которые он обязательно ответит «да», и есть большая вероятность, что на следующий, важный для вас вопрос, со-беседник ответит также «да».
5. Использование повторов. Повторение обладает сильным средством воздействия, так как повторение наиболее важных положений закрепля-ет их в сознании и приводит к тому, что собеседник к ним привыкает и начинает принимать ваши доводы и рассуждения, соглашаться с вашей точкой зрения.
6. Использование эвфемизмов, то есть слов, представляющих действи-тельность в более выигрышном и благоприятном свете, нежели она есть на самом деле, а также метафор, которые создают красочный образ. Та-кие слова могут оказать мощное эмоциональное воздействие.
7. Акцентировка. Монотонность речи может «усыпить» собеседника, по-этому в своей речи необходимо делать логические ударения, паузы, вы-делять голосом отдельные, наиболее значимые, слова и фразы, изме-нять темп речи.
8. Упрощение, то есть использование конструкции «или-или».
9. Использование иностранных слов, терминов, а также общеупотреби-тельных штампов (хорошо известно, что…, имеет огромное теоретиче-ское или практическое значение…, сегодня каждый знает и т.п.)
10. Выборный подбор информации. Этот прием состоит в том, что исполь-зуются только те факты, которые являются выгодными для информаци-онно-психологического воздействия.
11. «Информационный шум». В основе этой манипулятивной уловки лежит принцип, когда основная информация добавляется множеством других материалов, не относящихся к рассматриваемой теме (сложные теоре-тические выкладки, заумные выступления специалистов). В результате главная тема как бы размывается, теряется ее основной смысл.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!