Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-13 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Показатели интеллектуальной готовности | |
Образный компонент | Вербальный компонент |
1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета | 1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные |
2. Зрительная память на образной основе | 2. Слуховая память на речевой основе |
3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) | 3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов |
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза | 4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа |
5. Эвристичность мышления | 5. Критичность мышления |
Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.
В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:
учет целостности, асимметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка. Это требует внимания педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей;
процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный - осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления. В связи с этим, понятие - это «процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанный с эмоциональными переживаниями»;
|
понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;
учет эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. Поэтому так значима обоснованная и правильная постановка вопросов педагогом, направляющего мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов;
методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка;
интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть ступени, этапы познания. Последовательность или этапность развития понятий дошкольников может быть различной. Это зависит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием.
Данные положения, основанные на принципах развивающего обучения, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образования, основой которой являются следующие направления развития ребенка 3-10 лет:
|
Психические новообразования: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность, воображение, познавательная активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами.
Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром.
Деятельностное развитие: приоритет ведущей деятельности с опорой на творчество.
Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.
Реализация данных направлений даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению (Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятии (педагогика и психология мышления) - Магнитогорск, 2000.).
Такое образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы «психологической педагогики», имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем наблюдается разрыв в программах обучения и воспитания в детском саду и в школе, а также методах и формах организации педагогического процесса?
2. В чем заключается суть развивающего обучения?
3. Каковы требования начальной школы к выпускнику ДОУ?
4. Какие специфические умения должны быть сформированы у выпускника ДОУ?
5. Дать определение интеллектуальной готовности детей к школе.
6. Перечислить принципы развивающего обучения.
7. Каковы особенности мышления дошкольника?
8. Каковы условия личностно-ориентированного образования?
9. Перечислить методологические положения, в процессе которых происходит развитие интеллектуальной готовности детей к школьному обучению согласно исследованию Г.Г. Гранатова.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!