Глава 2 нетрадиционные лекции — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 2 нетрадиционные лекции

2017-06-12 377
Глава 2 нетрадиционные лекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация лекций

Существо лекции – непосредственная научная жизнь,

совместное со слушателями размышление о предметах

науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености

готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов.

П.А. Флоренский

 

 

 

Лекция как форма представления учебного материала известна со времён Древней Греции, а сам термин «lection» означает на латинском языке чтение..

Организационная форма обучения - лекция - в процессе исторического развития эволюционировала и прошла сложный путь по следующей траектории:
· «лекция как ораторское мастерство (искусство красноречия)»
· «лекция как прямая передача информации»
· «лекция как обобщение и авторская интерпретация»
· «лекция как диалог»
·«проблемная лекция»
· «лекция как социальное событие».

 
 

 


Лекция в современном вузе представляет собой особую форму общения со студентами и призвана решать дидактические, воспитательные и развивающие задачи:

♦ передать обучающимся знания, предусмотренные ФГОС ВПО на современном высоком научном уровне соответственно целевой установки к каждой конкретной теме, включить студента в совместный с преподавателем научный поиск, особенно если речь идёт о проблемной лекции;

♦ средствами предмета воспитывать у студентов личностно-профессиональные качества присущие медику, деонтологически выверенный подход к изучаемому материалу, формировать профессионально-субъектную позицию;

♦ развивать у обучающихся самостоятельное профессионально ориентированное мышление.

Лекция в вузе обладает основными функциями:

организующей - подразумевает организацию и управление самостоятельной работой студентов в процессе лекции, а также при работе с лекционным материалом внеаудиторно;

ориентирующей – даёт ориентировочную основу для изучения представленного материала, как на лекции, так и на практических занятиях;

методологической – показываетподход к освоению основных методов познания и способов мышления (анализа, постановки проблемы, выбора стратегии решения проблемы, прогнозирования и др.);

мотивирующей- пробуждает интерес как к преподаваемой дисциплине, так и к будущей профессии;

развивающей – способствует развитию научного мышления, а на клинических кафедрах – клинического мышления, ибо основная работа врача, да и любого специалиста – это, прежде всего, думать;

воспитывающей – создает условия для профессионального самоопределения, обеспечивает единство обучения и воспитаниякогдапри рассмотрении на лекции учебного материала затрагивается эмоциональная сфера, чувства, а лектор своим отношением к студентам как к будущим коллегам способствует приобщению их к традициям и научным школам вуза, на клинических лекциях даёт пример профессиональной этики;

информационной (познавательной, обучающей)- в процессе живого общения, используя убеждающие и побуждающие приемы, обеспечивает студентов дидактически преобразованными и структурированными знаниями основ изучаемой дисциплины и их применения в практической деятельности специалиста.

Традиционно приоритетное значение имела информационная функция лекции, однако в связи с большим количеством доступных для студентов источников информации сегодня ведущее значение этой функции утрачивается, а значение ориентирующей функции лекции (умение ориентироваться в разнородной информации) возрастает. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в учебных планах актуализируют также методологическую и организующие функции лекции - студентам важно научиться учиться, получить умения и навыки самостоятельной учебной деятельности. Познавательная функция выступает как ведущая, если лекцию читают в традиционном формате, если же речь идёт о проблемной лекции, то равнозначной наряду с обучающей становится и развивающая функция.

Лекции в медицинском вузе читаются при классификации

по общим целям – учебные, воспитывающие, развивающие;

по научному уровню – академические;

По дидактическим задачам

- вводные лекции, погружают студента в мир новой науки, развивают интерес и мотивацию к изучению предмета, информируют о литературных источниках, информационных ресурсах Интернета, помогают в них сориентироваться и служат отправной точкой длясамостоятельной работы. Преобладают во вводной лекции ориентационная и мотивирующая функции;

- тематические (текущие) лекции, представляютфактический материал и его анализ, современные научные теории и положения и их доказательства, аргументированные выводы. На лекции реализуются, преимущественно информационная, организационная, ориентационная, методологическая функции, в случае проблемного обучения - развивающая;

- заключительные (обобщающие) лекции, интегрируют базовые идеипрочитанного ранеематериалатемы, модуля, дисциплины, структурируют, систематизируют и обнаруживают взаимосвязи с целью создания целостной картины;


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.