Адам как пробный камень для Иблиса, лишенного милости — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адам как пробный камень для Иблиса, лишенного милости

2017-06-11 232
Адам как пробный камень для Иблиса, лишенного милости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В суфийских текстах Адама иногда уподобляют пробному камню, которым был испытан Иблис – и лишился милости. Руми говорит:

Ты насмехался над Иблисом и дьяволами, считая себя добродетельным.

Когда с души спадут ее покровы, многие "О горе мне!" будут исторгнуты верующими.

Все золотых дел мастера посмеиваются в своих лавочках – ведь пробный камень скрыт от глаз.

Не совлекай с нас покров, о Покрывающий; испытывая нас, будь нашим защитником!

Подделка ночью выдает себя за золото, настоящее золото ждет наступления дня.

Пока подделка заговаривает зубы, золото думает: "Погоди же, фальшивка, днем всё откроется".

Сотни тысяч лет проклятый Иблис был абдалем [105] и властителем верующих.

Он восстал против Адама из-за гордыни, и его позор стал очевидным, как фальшивка при свете дня.

 

ММ I 3290-3297

 

 

Умствования Иблиса по поводу Божьего повеления

 

Руми в истории из Маснави в качестве причины изгнания Иблиса Возлюбленным называет умствование Иблиса по поводу Божьего повеления.

Иблис был первым, кто высказал эти смехотворные доводы в присутствии Божественного света.

Он сказал: "Без сомнения, огонь лучше земли. Я – из огня, он же – из земли.

Если сравнить вторичное с первичным, то он – из тьмы, я – из чистого света".

"Нет, – сказал Бог, – напротив, такое сравнение неправомерно. Подвижничество и набожность – вот михраб [106], направляющий к милости.

Он не наследуется от преходящего мира, как ты полагаешь при сравнении; это – духовное.

Скорее, это наследство пророков; души преданных – вот его наследники.

Сын Абу Джахля[107] стал верующим, хотя сын Ноя примкнул к тем, кто сбился с Пути.

Один, рожденный из земли, просветлел как луна; ты рожден из огня; уходи помраченный и с позором!"

Мудрец использует такого рода аналогии и суждения, чтобы определить киблу [108] в пасмурный день или ночью.

Однако, когда солнце и Кааба у тебя перед глазами, не ищи поводов для умствований.

 

ММ I 3396– 3405

Непризнание своей ошибки влечет за собой препирательства и пререкания с Богом

Суфии приводят Иблиса в пример того, как опасно не признавать за собой недостатки и ошибки. В Маснави Руми описывает неспособность Иблиса признать свою ошибку и его последующие препирательства и пререкания с самим Богом:

Смотри на себя как на грешника. Зови себя грешником, не бойся! Это для того, чтобы учитель[109] не смог украсть у тебя этот урок.

Когда ты говоришь: "Я – невежественный, научите меня", такая честность лучше [ложной] репутации.

Учись у своего отца[110], о удачливый: "Господь наш, – сказал он, – мы обидели самих себя".

Он не искал оправданий, не лгал, не поднимал знамя хитростей и уловок.

Иблис же оправдывался, говоря: "Я цвел, Ты заставил меня поблекнуть.

Цвет – от тебя, Ты погубил меня, Ты – корень моего греха, проклятие и боль".

Прочти: "Господи, за то, что Ты сбил меня"...[111] – и не становись детерминистом [как Иблис].

Сколько еще ты будешь карабкаться на древо предопределения, отказавшись от своей свободной воли,

Как тот Иблис и его последователи, препиравшиеся и пререкавшиеся с Богом?

 

ММ IV 1387-1405

И ты, любящий, после того, как твой проступок открылся, не пытайся утаить его, смирись.

Те, кто является избранным потомком Адама, вдыхают аромат "Мы обидели сами себя".

Выкажи свою нужду, не пререкайся, как Иблис, проклятый, дерзкий.

Если бы даже его дерзость скрыла его промахи, удерживайся от подобной дерзости и раздора.

 

ММ IV 346-349

Не признавая своих ошибок, Иблис испрашивает у Бога долгих лет жизни

 

Руми на примере Иблиса рисует значение и выгоды покаяния:

Подобно Иблису, ворона испросила у Бога единого, чистого, лет жизни до самого дня Воскресения.

Иблис сказал: "Дай мне время до Дня Суда"[112] вместо "Мы каемся, Господи наш".

Жизнь без покаяния – жизнь в нищете; отсутствие в Господе – это смерть в текущем мгновении.

 

ММ V 768-770

Причины утраты Иблисом близости к Богу

Прекословие

 

Прекословя повелению Божьему, Иблис преступил свои пределы, что и повлекло за собой его отделение от Бога.

Бог обращает ваше прекословие в дракона –

Чтоб ы в ответ он разорвал вас в клочья.

Иблис, проклятый, прекословил –


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.