История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-11 | 309 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прежде чем охарактеризовать ключевые идеи в контексте педагогической науки, кратко обозначим сущность конституирующих понятий: «культура», подход», «образование».
Этимология термина «культура» общеизвестна – это «возделывание», «обрабатывание». В настоящее время существует более 250 научных определений этого понятия, что свидетельствует о его многомерности, многоаспектности.
В современном педагогическом словаре дано такое определение: «Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества» [1, с. 363]. В более узком смысле принято говорить о материальной и духовной культуре.
Все образовательные учреждения, независимо от их статуса, занимаются становлением личности, способной приумножать материальные и культурные ценности. Вместе с тем их важнейшая цель – формирование духовно богатой личности, т. е. человека культуры.
Культорологический подход – словосочетание, сравнительно недавно вошедшее в педагогическую науку; неудивительно, что его нет ни в педагогических словарях, ни в нормативных учебниках. В толковом же словаре слово «подход» рассматривается в нескольких значениях, в том числе как совокупность способов и приёмов, например, в изучении чего-либо или в ведении дела.
Мы полагаем, что под культурологическим подходом как методологической основой образовательного процесса следует понимать совокупность теоретических, конкретно-исторических и методических положений, которые являются основополагающими в формировании личности человека культуры.
|
Остановимся кратко на понятии «образование».
Известный психолог П. И Зинченко высказал бесспорную мысль о том, что для того чтобы развеять «сумерки просвещения», образование должно стать неотъемлемой частью культуры. Одна из парадигм педагогики заключалась в том, что образование – это процесс и результат обучения. Из этого определения длительное время «выпадало» воспитание; отсюда – распространенный «бытовизм» об образованной, но не воспитанной личности.
Исходя из посылки о социальной и личностной ценности образования в контексте «человекообразование» (О. С. Газман), образовательный процесс в любом учебном заведении следует рассматривать как широкое понятие. Оно «вбирает» в себя обучение, воспитание, формирование, развитие; а также самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Образовательный процесс – это целостная педагогическая система, состоящая из выше названных взаимосвязанных компонентов. Каждый из феноменов выполняет присущую ему функцию: учебный процесс – преимущественно обучающую (другие –сопутствующую); воспитательный процесс – преимущественно воспитывающую; развивающие функции «заложены» во всех компонентах системы на уровнях педагогического целеполагания, операционно-технологическом.
В широком гуманистическом смысле образование следует понимать как создание образа себя.
– Системообразующий признак этой системы – культуросообразный образовательный процесс.
– Качественное новообразование – образованная личность, Человек Культуры.
Когда мы говорим об образованной личности, то имеем в виду:
1) вооруженность знаниями, широкую эрудицию о предметном мире и себе в этом мире; человекознание, человековедение; практическую «преломленность» знаний, связанную с многоаспектным «полем» жизнедеятельности;
2) развитой познавательный интерес, мыслительную активность и самостоятельность, положительные качества – широту и глубину ума, критичность, доказательность, креативность и другие;
|
3) воспитанность, прежде всего, разностороннюю духовно-нравственно-духовную культуру как внутреннюю потребность в истине, добре и красоте во всех сферах жизни;
4) сформированность социально ценных качеств, активной гражданской позиции, причастности ко всему, личной ответственности;
5) развитые нравственно-эстетические чувства (патриотизм, совестливость, любовь, красота и др.), трансформировавшиеся в духовно-нравственные потребности;
6) потребность в рефлексии, способность к волевым напряжениям, преодолениям как основе самовоспитания, самоуправления, саморазвития личности;
7) стремление к творческой деятельности как источнику самовыражения, самореализации, самоосуществления во всех сферах жизнедеятельности, облагороженных культурой.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!