Общая характеристика конфликтов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общая характеристика конфликтов

2023-02-03 29
Общая характеристика конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какиумногихпонятий,уконфликтаимеетсямножествоопределенийитолкований.Когдалюдидумаютоконфликте,оничащевсегоассоциируютегосагрессией,спорами,угрозами,враждебностью,т.п.Витоге,бытуетмнение,чтоконфликт-явлениевсегданежелательное,чтоегонеобходимо,повозможностиизбегатьичтоегоследуетнемедленноразрешать,кактолькоонвозникнет.

Однакомногиезападныетеоретикиипрактикименеджментасчитают,чтосточкизренияэффективногоуправленияорганизацияминекоторыеконфликтымогутбытьнетолькополезны,ноижелательны.Конфликтпомогаетвыявитьразнообразиеточекзрения,даетдополнительнуюинформацию,позволяетпроанализироватьбольшоеколичествоальтернатив.Этоделаетпроцессвыработкирешениягруппойилиотдельнымруководителемболееэффективным,даетвозможностьлюдямвыразитьсвоимыслиичувства,удовлетворитьсвоипотребностивуваженииивласти.Этотакжепомогаетболееэффективновыполнятьпланы,проектыиврезультатесоздаетусловиядляинтенсивногоразвитиябанкаифирмы.

Конфликт—этомногогранноесоциальноеявление.Конфликтнаяситуацияозначаеттакоесоциальноевзаимодействиемеждудвумяилибольшимчисломсторон(отдельныхличностей,ихгрупп,корпораций,странит.п.),целикоторыхразличныилидаженесовместимы.Самжеконфликтпредстаеткакстолкновениепротивоположнонаправленныхцелей,интересов,позицийиливзглядовсубъектовсоциальноговзаимодействия.[1]

Источникомобостренияконфликтовмеждубольшимигруппамиявляетсянакоплениенеудовлетворенностисуществующимположениемдел,возрастаниемпритязаний,радикальноеизменениесамосознанияисоциальногосамочувствия.Какправило,сначалапроцесснакоплениянеудовлетворенностиидетмедленно,поканепроисходитнекотороесобытие,котороеиграетрольсвоегородаспусковогомеханизма,выводящегонаружуэточувствонеудовлетворенности.Неудовлетворенность,приобретающаяоткрытуюформу,стимулируетвозникновениесоциальногодвижения,входекотороговыдвигаютсялидеры,отрабатываютсяпрограммыилозунги,формируетсяидеологиязащитыинтересов.Наэтомэтапеконфликтстановитсяоткрытыминеобратимым.Онлибопревращаетсявсамостоятельныйипостоянныйкомпонентобщественнойжизни,либозавершаетсяпобедойинициирующейстороны,либорешаетсянаосновевзаимныхуступоксторон.

Врамкахсоциально-конфликтологическогоанализаинтереснорассмотретьвзаимосвязилюдейврамкахихотношенийвпроизводственномколлективе.Во-первых,этовзаимосвязифункциональногохарактера,определенныесовместнойтрудовойдеятельностью.Данныевзаимосвязиносяткакнепосредственный,такиопосредованныйхарактер.Во-вторых,этовзаимосвязи,вытекающиеизпринадлежностиработниковкодномупроизводственномуколлективу.В-третьих,этовзаимосвязипсихологическогохарактера,вызванныепотребностямилюдейвобщении.Исходяизуказанныхвзаимосвязей,которыевнормедолжныиметьсогласованныйхарактер,выделеныследующиеосновныетипыконфликтов,нарушающихуспешноеосуществлениесоответствующейсвязи:

–конфликты,представляющиесобойреакциюнапрепятствиядостижениюосновныхцелейтрудовойдеятельности;

–конфликты,возникающиекакреакциянапрепятствиядостижениюличныхцелейработниковврамкахихсовместнойтрудовойдеятельности;

–конфликты,вытекающиеизвосприятияповедениячленовколлективакакнесоответствующегопринятымсоциальнымнормамсовместнойтрудовойдеятельности;

–сугуболичныеконфликтымеждуработниками,обусловленныенесовместимостьюиндивидуальныхпсихологическиххарактеристик–резкимиразличиямипотребностей,интересов,ценностныхориентаций,уровнякультурывцелом.[2]

Конфликты,несмотрянасвоюспецификуимногообразиеимеютвцеломобщиестадиипротекания:[3]

– стадиюпотенциальногоформированияпротиворечивыхинтересов,ценностей,норм;

– стадиюпереходапотенциальногоконфликтавреальныйилистадиюосознанияучастникамиконфликтасвоихверноилиложнопонятыхинтересов;

–   стадиюконфликтныхдействий;

–   стадиюснятияилиразрешенияконфликта;

–стадиюпослеконфликтныхситуаций,котораяможетбытьфункциональной(конструктивной)идисфункциональной(разрушающей).

Предметконфликта—этоиестьосновноепротиворечие,из-закоторогоирадиразрешения,которогосубъектывступаютвпротивоборство.Этоможетбытьпроблемавласти,обладаниеценностями,престижаит.д.

Определитьпредметконфликтаоченьважно,посколькувозникающеевконфликтахнапластованиепроблемможетсделатьсампредметконфликтаабсолютнодиффузным,неимеющимчеткихграниц.Конфликтможетиметьодиносновнойпредмет,которыйраспадаетсянамножествочастныхпредметов.Объектомжеконфликтаможетвыступатьлюбойпредметматериальногомираилисоциальнойреальности.

Такимобразом,предметконфликта,этоеговнутренняяпричина.Конфликтныевзаимодействиямеждуоднимиитемижеотношениямимогутоказатьсябезразличнымикобъектуидержатьсятольконапредмете.Дляпостороннегонаблюдателятакиеотношениябудутвыглядетькакперманентновраждебные,длякоторыхобъектвсегданайдется.Этоэмоциональныеконфликты.Источникэмоциональныхконфликтовкроетсялибовличностныхкачествахоппонентов,либовихпсихологическойнесовместимости.

Приняторазличатьдваосновныхподходакконфликту.Врамкахпервогоподходаконфликтопределяетсякакстолкновениеинтересов,противоречие,борьбаипротиводействие.Спозицийвторогоподходаконфликтрассматривается, какпроцессразвитиявзаимодействия,которыйобладаетрядомнеоценимыхпреимуществсточкизренияразвитияорганизации.

Вцеломможновыделитьдвегруппыконфликтов--функциональныеконфликтыидисфункциональные.Конфликтыпервойгруппыведуткповышениюэффективностиорганизации,аконфликтывторойгруппыприводяткснижениюличнойудовлетворенности,разрушениюгрупповогосотрудничества.Вкакуюгруппупопадаетвозникшийвколлективеконфликт,всецелозависитотруководителя.Приправильномуправленииконфликтможетстатьконструктивным,функциональным.Принеопытномилинеумеломруководствеонможетперерастивдисфункциональныйконфликт.

Точнееконфликтымогутвыполнятькакпозитивные,такинегативныефункции(см. Приложение 1).

Преобладаниетехилииныхфункцийконфликтовзависитвосновномотуправленияими.

Таким образом,конфликт–этовысшаястепеньразвитиясоциальныхпротиворечий,остроестолкновениепротивоположнонаправленныхмнений,позиций,сил.Каждыйконфликтимеетвцеломобщиестадиипротеканияиболееилименеечетковыраженнуюструктуру.Выделяютобъективнуюисубъективнуюстороныконфликтов.Перваяпредставляетсобойтеобъективныеобстоятельства,всвязискоторымиипоповодукоторыхвозникконфликт,вторая–сознаниеиволяучастниковконфликта.

Конфликтможетбытьфункциональнымивестикповышениюэффективностиорганизацииидисфункциональным,т.е.приводитькснижениюэффективностиорганизации,личнойудовлетворенности,групповогосотрудничества.Разрушительныепоследствиявозникают,когдаконфликтнаходитсянаоченьнизкомилиоченьвысокомуровне.Когдаконфликтмал,егостараютсянезамечатьинепытаютсянайтиспособыегоразрешения.Несогласиекажетсянезначительнымдлятого,чтобыпобудитьстороныменятьсвоерешениеилиобщеерешение.Носовместноерешение,неучитывающеевсехпозиций,менееэффективносточкизренияегомотивации.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.