Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2023-01-02 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Еще Либет после своего эксперимента пришел к выводу о том, что свободы воли, по всей видимости, нет. Раз в зону осознанности мозг отгружает уже принятое решение, нам остается только его выполнить. Но все не так просто. Во‑первых, у нас точно есть свобода выбора, то есть мы можем сказать «нет». В тех же экспериментах Либета испытуемого просили после осознания того, что он хочет поднять палец, отказаться от этого действия. И в этих случаях палец действительно не поднимался, хотя все подготовительные процедуры, предшествовавшие осознанию того, что есть желание поднять палец, осуществлялись. В последние 100 миллисекунд между осознанием желания и подъемом пальца человек успевал «передумать».
Вообще наиболее верным было бы признать, что вопрос о свободе воли некорректен и потому ответ на него невозможен. Современные знания о работе мозга доказывают, что сама шкала, на которой, с одной стороны, свобода воли (то есть свобода принимать решения), а с другой – жесткий детерминизм (все уже решено, мы живем только по сценарию), неправильна. Все намного сложнее. На этот процесс влияет огромное количество факторов – как по отдельности, так и в непредсказуемом сочетании. И одинаково неверно полагать, будто все определяется исключительно свободой воли или что все уже предопределено и не зависит от воли в принципе.
Но если вы все же непременно хотите получить ответ на этот вопрос, то я отвечу так. Свободы воли на уровне Я намного меньше, чем мы думаем. А вот на уровне действий нашего мозга свобода воли, как один из факторов принятия решений, точно есть. Степень ее влияния на жизнь вам предстоит оценить самостоятельно, когда вы дочитаете эту книгу.
|
Чего же хочет мозг?
Основная мысль раздела: Я и мозг – это не одно и то же. И пока ваше Я хочет одного, мозг может хотеть совершенно другого. В обычной жизни мы не видим этого парадокса (надеюсь, что помог вам разглядеть его). Хотя довольно часто мне на лекциях попадаются люди, которые осознают, что им явно что‑то мешает в достижении давно поставленных целей, но они постоянно находят объяснение своему бездействию или неудачам в массе ложных аргументов. Они не допускают мысли, что препятствия им может чинить собственный мозг; не согласны с тем, что их мозг и их Я – это разные вещи.
Если вы вдруг нашли себя в этом описании – ничего страшного, это нормально: ваш мозг качественно оберегает ваше Я и не хочет, чтобы иллюзия контроля исчезла. Когда же это произойдет – а обычно это в конце концов происходит, – оказывается, что ничего страшного нет и вы можете жить дальше, глубже понимая, как там у нас в голове все сложено.
Дальше мы будем разбирать, что и почему хочет наш мозг. Постараемся выяснить, как его цели, которые в процессе эволюции тысячелетиями оттачивались, согласуются с целями нашего Я или противоречат ему.
Раздел 2
Цели мозга
Как вы считаете, чего хочет наш мозг, другими словами, каковы его цели?
Обычно этот вопрос я задаю залу, когда рассказываю о целях мозга.
Вы можете сами попробовать ответить на него, но если хотите узнать, какие наиболее популярные реплики звучат из зала, то вот они:
• выживание;
• продолжение рода;
• минимизация усилий;
• счастье;
• контроль над ситуацией;
• безопасность и т. д.
Все это хорошие ответы, и мы можем привести примеры, когда одна или несколько таких целей точно были во главе угла и в итоге определяли наши действия. Проблема такого разрозненного списка в том, что его сложно исследовать, он не складывается в систему, которую можно было бы изучить. И чтобы не спорить, какие именно из них важнее, хочу предложить модель целей мозга Дэвида Рока, основателя и генерального директора Института нейролидерства.
|
SCARF‑модель целей мозга
Дэвид Рок предложил такое название модели SCARF из‑за акронима, образованного пятью английскими словами:
• Status (статус) – наше представление о своей относительной важности по сравнению с другими людьми;
• Certainty (уверенность) – наша способность предсказывать будущее;
• Autonomy (автономность) – наше чувство контроля над ситуацией;
• Relatedness (связанность с другими людьми) – насколько комфортно мы чувствуем себя в окружении других людей;
• Fairness (справедливость) – насколько справедливым мы оцениваем обмен чем‑либо между нами и другими людьми.
Подробно разберем каждую из целей мозга и посмотрим, какие автоматические, то есть неосознанные, реакции они вносят в наше поведение.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!