Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-11-24 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Блаженный Августин известен не только как проповедник, но и как автор первого по времени руководства по церковному проповедничеству. Начиная с третьего века, когда христианская проповедь стала по форме превращаться в ораторское произведение, христианские проповедники нередко вынуждены были пользоваться правилами светского ораторского искусства.
Блаженный Августин первый составил правила «духовного красноречия» и изложил их в книге «Христианская наука.» По своему содержанию эта книга относится отчасти к герминевтике и отчасти к гомилетике.
В первой части автор смотрит на проповедничество, как на изъяснение слова Божия и предлагает правила: 1) как находить истинный смысл Писания и 2) как передавать его другим. Здесь же говориться о пользе изучения языков и светских наук.
Во второй части «Христианской науки» излагается, как нужно применять общие риторические правила к христианскому проповедничеству.
Блаженный Августин учит, что красноречию следует учиться практически и на примерах опытных ораторов. Внутрення сторона проповеди (содержание) должно иметь большее значение, чем внешняя (форма).
В идеальной проповеди глубина содержания соединяется с красотой формы. Церковный оратор должен говорить так, чтобы «учить, нравиться и убеждать.»
Первое относится к сущности предмета, а второе и третье — к способу выражения. Если народ несведущ в истинах веры, то его, прежде всего, надобно учить, потому что люди хотя могут делать и не делать то, что знают, но нельзя требовать, чтобы они делали то, чего не знают. Потребность нравиться занимает немаловажное место в красноречии тогда, когда мы имеем дело с людьми брезгливыми, которым самая истина не иначе нравиться, как только под условием, чтобы нравился самый слог оратора. Но и самый способ нравиться бывает вовсе недостаточен, когда у нас дело с людьми упорными и закоренелыми в пороках. Иной признаёт истину, хвалит способ её выражения, но не принимает её сердцем и не переводит в дело. Тут-то необходим способ убеждать.
|
Соответственно этим трём потребностям оратора — учить, нравиться, убеждать и слог проповедника может быть простой, средний и возвышенный. Первый употребляется там, где нужно чему-нибудь учить, второй — где что-нибудь хвалить или порицать.а третий — где нужно побуждать к действию.
Впрочем немаловажное искусство — производить приличное смешение слогов и разнообразить проповедь всеми способами выражений, иначе речь выйдет монотонною и наскучит слушателю. Образцы всех родов слова Августин указывает и в Св. Писании, и в творениях отцев, и учителей Западной Церкви (у Киприана и Амвросия). Для того, чтобы проповедник мог достойно проходить своё звание, он рекомендует чтение Св. Писания, изучение отеческих произведений и особенно молитву, а чтобы проповедь производила большое впечатление на слушателей, от проповедника требуется, по его взгляду, добродетельная жизнь, которая бы подкрепляла слово его.
Говоря о ясности и доступности языка, блаженный Августин приводит слова известного ритора Квинтилиона: «Всё что ни говорите, должно быть так прозрачно и ясно, чтобы смысл речи без особенного внимания, как бы сам собою напечатлевался в уме слушателей. Нужно заботиться не о том, чтобы изложение можно было понять, но о том, чтобы его нельзя было не понять.»
Малоопытным проповедникам блаж. Августин советует развивать в себе проповеднический такт чтения и даже заучиванием Св. Писания и писаний св. отцов. По его убеждению, слабый и малый духовным ростом проповедник может в этом случае перелить в себя, занять силу, крепость и рост от духа Библии и духа отеческого, выраженного в их писаниях.
|
Тем, кто не в состоянии сам составить хорошую проповедь, Святитель советует произносить чужие, предварительно заучив их наизусть. «Через это, по его словам, вдруг сделаются много проповедников и провозвестников истины, без умножения числа учителей.»Большинство гомилетических указаний «Христианской науки» действенны и на сегодняшний день.Теоретические указания, впервые изложенные блаж. Августином в научной форме, легли со временем в основу большинства средневековых гомилетических учебников.
Б№22 1 Общая характеристика проповедничества VI – X вв.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!