Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-09-11 | 42 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Жестких универсальных указаний на этот счет нет. В любом случае слова предъявляются до тех пор, пока испытуемый не заучит их или пока у психолога не сформируется четкое представление о характере кривой заучивания (и соответственно о механизмах нарушений памяти). Поэтому взрослому психически здоровому испытуемому может быть достаточно трех-четырех предъявлений. Для исследования больного с нарушениями мнестической функции может потребоваться до 7—10 предъявлений (Рубинштейн, 1998). Даже если в результате такого значительного количества предъявлений материал не заучен полностью, выполнение методики можно закончить.
q Третий вопрос: в протоколе фиксируются все слова, воспроизведенные больным при каждом предъявлении, или только те, которые он припомнил правильно?
Обязательно фиксируются все слова. Обращаем ваше внимание на то, что недостаточно фиксировать только количество слов, должна присутствовать буквальная запись ответов испытуемого. Именно благодаря такой записи осуществляется качественный анализ допущенных ошибок. Вместе с тем в обработке результатов методики используются и количественные показатели: они позволяют построить «кривую заучивания», показывающую продуктивность и динамику процесса запоминания.
q Четвертый вопрос: нужно ли просить, чтобы испытуемый запоминал порядок слов?
Нет. Такое дополнение инструкции не имеет особого смысла, если мы исследуем здоровых испытуемых или больных с психическими расстройствами. В нейропсихологическом контексте такой прием в принципе информативен, но чрезмерно усложняет и без того сложную методику. Далее мы расскажем о том, как он используется при запоминании меньшего объема материала.
|
q Пятый вопрос: в этой методике предполагается только непосредственное заучивание слов или и отсроченное воспроизведение после пустой паузы либо выполнения других заданий?
В уже упомянутой нами книге С.Я. Рубинштейн (1998) указывается, что необходимо выполнить отсроченное воспроизведение через час после заучивания. Это позволяет уточнить, на сколько прочно материал сохраняется в памяти. Однако, по нашим наблюдениям, интервал между заучиванием и воспроизведением может быть и меньше. Иногда психологи ограничиваются тестированием только фазы заучивания.
q А можно ли отсроченное воспроизведения заменить узнаванием?
Как правило, речь идет о воспроизведении. Но такой прием, как узнавание запомненных стимулов среди дистракторов (так называются стимулы, которые не предъявлялись испытуемому при запоминании), становится интересным и информативным для нейропсихологов, если стоит задача исследования мозговой организации процесса узнавания и/или латеральных различий в церебральном обеспечении мнестической функции.
q И последний вопрос: как нарушается выполнение этой методики при поражениях мозга различной локализации?
При поражениях срединных структур мозга характер кривой заучивания может быть достаточно близок к показателям здоровых испытуемых, хотя, как правило, у больных несколько ниже продуктивность воспроизведения и им требуется больше предъявлений для полного заучивания материала (Лурия, 1974). Однако показатели отсроченного воспроизведения у них значительно ниже, чем у здоровых испытуемых, что свидетельствует о патологической тормозимости следов памяти.
При поражениях лобных долей мозга вследствие дефицита мотивационного обеспечения и инертности психических процессов кривая заучивания приобретает форму «плато», а среди воспроизводимых слов достаточно часто возникают побочные включения вследствие снижения возможностей избирательного припоминания.
|
При поражениях левой височной области мы столкнемся с первичными, модально-специфическими нарушениями слухо-речевой памяти, проявляющимися в первую очередь сужением ее объема, повышенной тормозимостью следов, особыми нарушениями избирательности воспроизведения.
q Расскажите, пожалуйста, какие методики используются для диагностики состояния слухоречевой памяти?
Это заучивание 5 (6) слов, двух групп по 3 или по 2 слова, двух предложений, двух небольших рассказов (Лурия, 1974; Лурия, Коновалов, Подгорная, 1979; Кроткова, Карасева, Найдин, 1983; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010).
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!