Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-06-01 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С.И. Гессен подошел к теории и истории педагогики как к двум самостоятельным наукам с философским базисом. Более того, он считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. В трудах Гессена наиболее разработаны этико-философские, правовые аспекты образования, с их понятиями свободы, дисциплины, индивидуальности личности, нравственности, добра, красоты. Эти категории рассматриваются им с позиций историзма, понимаемого в духе историко-философских концепций марбургской школы неокантианства, ставящей во главу угла закономерности развития культуры, цивилизации и образованности. Одной из излюбленных тем Гессена была проблема формирования личности, идущая от теории ценностей Генриха Риккерта, которую Гессен развил в стройную теорию своей «социальной педагогики»[104].
Для педагогических построений Гессена характерен герменевтический подход, который проявляется не только в стремлении к определенной интерпретации текста (в широком смысле слова), но и в реконструкции «жизненного мира» образования и культуры, структурировании педагогических явлений. С точки зрения неокантианской этики Гессен выделяет три основные ступени нравственного образования, связанные с восхождением личности к идеалам Правды, Добра и Красоты: аномию, гетерономию и автономию[105].
Аномия – это ступень и теория дошкольного образования, на которой ведущими являются законы природы, а не социума, естественное воспитание через игровую деятельность. Ступень гетерономии – период жизни, в котором действуют начала, взятые из других сфер общественной жизни, они связаны с проблемами труда, учения, свободы, наказания, авторитета, самоуправления. Третья ступень – свободное самообразование. Это этап формирования нравственных принципов и императивов, независимых от каких-либо внешних по отношению к морали целей, условий и интересов. Каждый из этих этапов Гессен наполняет конкретным теоретическим, историческим, этико-философским и практическим содержанием.
|
Особое внимание С.И. Гессен уделяет развитию идеи о сверхкультурном и сверхдуховном уровнях человеческого бытия: Человеческий индивид существует как бы в четырех планах бытия, которым соответствуют четыре плана воспитания: индивид как организм психофизический, как социальная личность, включенная в культурную традицию, и как член «Царства духовных существ»»[106].
Важной стороной концепции Гессена была идея единой школы. Он рассматривает единую школу как реализацию государством права на образование. Однако увязывает это право с политическими свободами, различиями идеологий либерализма и демократизма в обществе. Такая школа должна обеспечить научное образование как по его составу, отражающему классификацию наук, так и по ступеням – пропедевтика, систематика, научный университетский курс. Исходя из идеи развития так называемой критической дидактики, Гессен отстаивает возможность синтеза теории формального и материального образования. На старшей ступени школы не должно противопоставляться общее и профессиональное образование, а создавались бы условия для свободы выбора на основе их взаимодействия, для дифференциации ценностных ориентаций личности.
Гессену принадлежит оригинальная система периодизации фаз психического развития, которая положена им в основу объяснения ведущих видов деятельности и структурирования школы, в которой подмечен феномен неравномерности психического развития.
Значительное внимание он уделил философско-педагогическому обоснованию методов обучения. Учащийся овладевает знанием не ради самого знания, а с целью продвижения к более глубокому началу, находящемуся «позади» знания, порождающему само знание, т.е., по сути, учащийся овладевает научным методом познания.
|
Целью образования, по С.И. Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в ее духовности.
Гессен полагал, что нельзя считать особым видом образования национальное образование: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства»[107].
С точки зрения С.И. Гессена, история воспитания и педагогики становится понятной лишь при условии сравнительно-исторического анализа различных педагогических систем и учений, в контексте взаимодействия культурных ценностей. С позиции проблемного подхода Гессен анализирует педагогическое наследие Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Ф. Фребеля, М. Монтессори, Д. Дьюи, Г. Спенсера, Г. Кершенштейнера и др.
С.И. Гессен является одним из основоположников сравнительной педагогики ХХ в.
Будучи в эмиграции, Гессен интересуется проблемами школьной политики правящей в Советской России партии большевиков, советской образовательной практикой, социальным положением учителей и школьников, использованием инноваций и педагогическими дискуссиями в СССР. Все это позволяло ему вполне объективно отмечать не только ростки действительно нового в школьной практике, интересный опыт, самоотверженные усилия учительства, но и серьезные промахи советского образования. Правда, порой, в оценках Гессена проявлялся известный философский максимализм, не всегда учитывавший конкретно-исторические обстоятельства.
Основные труды С.И. Гессена: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923); «Судьба коммунистического идеала образования» (1933); «О противоречиях и единстве в воспитании» (1939); «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики» (1947).
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!