Введение. Что такое тревел-журналистика? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Введение. Что такое тревел-журналистика?

2022-05-09 44
Введение. Что такое тревел-журналистика? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Григорий Кубатьян

Тревел-журналистика

 


 

Подготовка к поездке

 

Давайте определимся, куда и зачем мы едем? Допустим, наша цель – Монголия. Честно признаемся себе, что мы едем туда просто потому, что нам так хочется. Интересно побывать в стране кочевников, где на каждого жителя, включая младенцев и стариков, приходится по одной лошади. Где люди живут в юртах, а в число популярных развлечений входят скачки, стрельба из лука и вольная борьба. Где типичные блюда национальной кухни – вареная конина, соленый жирный чай и забродившее лошадиное молоко-кумыс. А едем мы туда потому, что страна сравнительно малопосещаемая и экзотическая и, кажется, что оттуда можно привезти необычную историю. Причины, почему вы туда хотите, придумайте сами. Все страны интересны по-своему. Из каждой можно привезти историю. Но чем страна экзотичнее, тем это проще.

После того как мы определились с направлением, нужно понять, когда именно ехать и сколько времени находиться в стране? Большинство стран дают визу или позволяют безвизовый въезд на месяц. Примерно на этот срок и можно ориентироваться, если у вас нет других ограничений по времени. Месяца обычно достаточно, чтобы познакомиться со страной и собрать приличный материал.

Соберите первичную информацию о стране в путеводителях и Интернете. Нужно узнать, что там с погодой и климатом, чтобы определить, какое брать снаряжение. Нужны ли теплые вещи и палатка, какой толщины брать спальный мешок? Даже если вы едете в жаркую Африку, кое-какие тёплые вещи могут пригодиться, если вы отправитесь в горы. Или в Южную Африку летом (у них там как раз будет зима). Или будете выходить ночью в море. Что касается Монголии, одевайтесь потеплее. Даже в начале осени там может быть дикий холод.

Учтите, что чем больше вещей вы возьмете с собой, тем тяжелее будет ехать. Это правило действительно даже в том случае, если вы едете на своём транспортном средстве (велосипеде, мотоцикле или автомобиле) – его ведь тоже можно перегрузить так, что увязнете по дороге. Не берите лишнего! Что стоит взять, так это запчасти для своего ТС, особенно если вы не уверены, что они продаются там, куда вы направляетесь. Продукты, одежду, посуду и прочие мелочи можно купить по дороге. Сложно купить подробные карты местности и дорогое оборудование (ноутбук, фотоаппарат, видеокамеру), так что, если без этого не обойтись, захватите из дома. Котелок, палатка, спальный мешок, пенка, газовая горелка – всё это может продаваться и за границей, даже стоить дешевле. Брать или не брать – решайте сами, в зависимости от программы поездки. Чем выше ваш бюджет, тем больше искушения ночевать исключительно в гостиницах. Но тем ниже и ваша мобильность. Иные походы всё же требуют готовности провести ночь на открытом воздухе.

 

Проверьте, в порядке ли документы? Некоторые государства не дают въездной визы, если срок действия загранпаспорта иностранного гражданина истекает менее чем через 6 месяцев.

Сделайте журналистское удостоверение и «подорожную грамоту». Официальное удостоверение вам выдадут в любой редакции, с которой вы уже успели подружиться. Если правильно сумеете объяснить им свои цели. В крайнем случае, сделайте фальшивое – на некоторых рынках Азии такие продаются совершенно свободно. И пусть вас не мучает совесть, это удостоверение поможет объяснить местным жителям ваши намерения, а в некоторых случаях защитит от необоснованных нападок полиции.

Подобную роль играет и «подорожная»: простая ламинированная бумага формата А4 с вашей фотографией и печатью. На ней должно быть написано по-английски (или на языке страны, в которую вы собираетесь), что, дескать, «податель сего - безобидный и честный человек, мирный исследователь, учёный и географ не имеет целей зловредных, коммерческих и террористических, а наоборот путешествует на благо дружбы и понимания между народами». В отличие от удостоверения, в «подорожной» не должно быть указано о том, что вы журналист.

Такую бумагу можно использовать в странах, где журналистов не любят или предъявляют повышенные требования типа наличия специальной журналистской визы, аккредитации и согласованной программы пребывания. У кого подписать «подорожную» придумайте сами. Можно создать собственную «Ассоциацию независимых этнографов», сделать эмблему и печать, а себя объявить президентом. Но лучше если бумага будет подписана не вами – так она выглядит серьезнее. Запыленный и потный, с дыркой на штанине и с тяжелым рюкзаком за спиной – какой же вы «президент»?

И ещё, в некоторых странах третьего мира развита шпиономания. Учтите, что с точки зрения тамошних спецслужб, вы, ушедший в сторону от туристических маршрутов подозрительный элемент, вполне можете быть шпионом или диверсантом. Поэтому не следует выглядеть как киношный диверсант. Оставьте дома армейские ботинки и штаны, рубашки и жилеты цвета хаки, характерные фляжки и десантные штык-ножи – это избавит вас от серьезных неприятностей. Лучше оденьтесь как студент – ярко, разноцветно, даже комично. Спрятаться не удастся, вас всё равно обнаружат. Так пусть хоть повеселятся. И вам польза – сразу понятно, что вы безобидны.

Крайне важно заранее запастись контактами в выбранной вами стране. Полезны контакты среди русских там проживающих, но еще полезнее – контакты местных. Всё-таки русские часто варятся в своей собственной среде и не всегда знают, что на самом деле происходит в стране. А местные – это страна и есть. У них могут быть влиятельные друзья, способные провести вас куда угодно, или родственники в деревнях, куда вас тоже могут пригласить. Местные жители знают, где и что происходит.

Кстати, перед выездом не забудьте проверить, не будет ли в ближайшее время в стране каких-нибудь значимых событий? Любое мероприятие подойдет: этнографические и религиозные фестивали, городские праздники, карнавалы и соревнования по традиционным видам спорта. Возможно, вам удастся сделать фотографии местных жителей в этнических костюмах, что значительно украсит ваш репортаж, в особенности, если в обычное время никто в таких костюмах уже не ходит. И даже если выбранная вами страна настолько экзотична, что там до сих пор носят перья на голове и шкуру на поясе, на фестивалях и праздниках ярких персонажей собирается больше, и войти с ними в контакт намного легче.

 

Методы сбора информации

 

Раньше главным источником информации о мире были книги. Они остаются полезны и сейчас. В книгах можно узнать массу интересных фактов, которые вы потом сможете использовать. Провести исторические параллели, пройти по маршруту известных путешественников, да и просто понять особенности местной жизни. Проблема книг в том, что читать их долго, а время сейчас такое, что обмен информацией идёт быстро. Мы привыкли получать ответы на вопросы моментально. В этом смысле Интернет – угроза для хорошей литературы, которую следует читать неторопливо и вдумчиво.

Но если времени на библиотеку нет и у вас, сгодится и Интернет. В сети можно узнать всё и обо всём. Только следует учесть, что информация, которую вы отыщите, не эксклюзивна. Слепо использовать её не следует, чтобы не заработать репутацию плагиатора и пустоцвета. Поисковые роботы элементарно отслеживают процент заимствований в любом тексте. Так что найденная информация – лишь повод для размышления. А в некоторых случаях и руководство, о чём и как писать не надо.

Изучая книги и Интернет, вы сможете найти полезные идеи, определиться с направлениями и «привязками». Под последним словом я имею в виду места, куда вы поедете в любом случае. Возможно, по дороге вы найдете что-то ещё более интересное. Но если нет, по крайней мере у вас будет программа действий, которой вы будете следовать. Если же вы решили заранее договориться с какой-нибудь редакцией, о том, чтобы они публиковали ваши заметки, то без подробного плана и маршрута не обойтись. Солидно выполненное описание будущей поездки подчеркнет серьезность ваших намерений и даже может помочь с поиском возможных спонсоров.

Нужно ли брать с собой в дорогу путеводитель? Да, если вы собираетесь пройтись по туристическим местам, останавливаться в рекомендованных гостиницах и питаться в одобренных ресторанах. Нет, если вы ищете приключений и независимости. Для тревел-журналиста путеводитель вреден, он ограничивает его, направляя по ложному пути проторенных маршрутов.

Чтобы сориентироваться на местности вместо путеводителей воспользуйтесь локальными газетами. Чтобы без затруднений читать их, учите языки – как минимум, английский и испанский должны быть вами освоены. Если язык незнакомый, попросите местных жителей перевести, о чём пишет пресса. Иногда из местных газет можно узнать об удивительнейших событиях и фактах. Почти в каждой стране есть англоязычная пресса для экспатов, воспользуйтесь ей.

Также можно побродить на англоязычных сайтах местных газет и на Интернет-форумах. А с современными программами-переводчиками типа Yahoo Babel Fish можно моментально переводить целые сайты практически с любых языков мира. Пусть перевод не идеальный, но разобраться можно. Кстати, Babel Fish (можно перевести как Вавилонская Рыба) – это персонаж фантастического эпоса Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», похожее на пиявку космическое существо, способное моментально переводить речь, произнесенную на любом языке. Втыкается в ухо.

Я вот пользовался раньше этим электронным переводчиком, но не знал о происхождении его названия. А узнал, когда сел писать эту главу. Так что Интернет – штука несомненно полезная. Главное – не увлекаться им чрезмерно. Ведь в тревел-журналистике первая часть термина важнее, чем вторая.

Путешествуйте и общайтесь. Язык может довести до Киева, а иностранный язык – до Кейптауна и обратно. Даже три десятка местных слов и несколько фраз значительно облегчат общение. Если вы всё же не понимаете аборигенов, есть способы, чтобы с ними объясниться. Это пантомима, рисунки на салфетке, карточки с заранее написанными словами и… русский язык.

Говорят, словами человек передаёт не более 20% информации. Остальное собеседник понимает по интонации и внешнему виду оратора, по жестикуляции и едва видимым сигналам тела. Поэтому, если уж вы совсем не знаете языка – не стесняйтесь, говорите по-русски, машите руками, показывайте жестами то, что вам нужно.

Однажды я должен был договориться с индийскими рыбаками, говорящими только на языке маратхи, чтобы они взяли меня с собой на озеро. Пришёл на берег, на котором они работали, поприветствовал их, уселся на камень и начал наблюдать за их работой. Несколько раз они подходили ко мне и что-то спрашивали. В ответ я улыбался и отвечал им по-русски, что хочу на озеро. Показывал на себя, на стоящие на берегу лодки и на озеро. Рыбаки удивлялись и озабоченно объясняли, что сейчас «большая вода», а потом когда будет отлив, они отправятся.

Пока мы ждали отлива, сидели на камнях и беседовали на смеси русско-маратхского и языка глухонемых. Я угостил рыбаков леденцами, а они меня – паном, жвачкой из наркотического ореха с добавлением извести. Едва взяв в рот эту штуку, я её тут же выплюнул – гадость невероятная. Рыбаки посмеялись, но не обиделись. Наоборот, кажется, даже зауважали за то, что я жевал вместе с ними пан. И в итоге взяли меня на озеро в качестве младшего черпальщика.

Я плыл в дырявой лодке по щиколотку в воде. В одной руке фотоаппарат, в другой – жёлтый пластмассовый тазик для вычерпывания постоянно прибывающей воды. Зато я на себе прочувствовал особенности профессии рыбака.

 

В общем, познакомиться с людьми и объясниться с ними без знания языка вы сможете. А вот взять полноценное интервью, расспросить об их работе и жизни будет трудновато. Придётся обратиться к переводчику или к фиксеру.

Фиксеры – специальные люди, помогающие журналистам. Раньше они назывались проводниками. По сути, они и есть проводники, но не по джунглям и горам, а по обычным городам и деревням. Это люди, которые знают язык и местные обычаи, могут свести вас с нужными людьми и защитить в случае конфликтов. Фиксеры могут работать за деньги или просто из спортивного интереса. К первым относятся профессиональные гиды или местные авторитеты (даже криминальные). Ко вторым – ваши друзья из числа аборигенов, местные фотографы или журналисты, школьные учителя английского языка и случайные прохожие.

Сколько платить фиксерам и платить ли вообще – решать вам. Если вы точно знаете, сколько вам заплатят за эту историю, то некоторые вложения допустимы. Если же денег жалко, то можно поискать и бесплатную помощь.

В той же Индии я изучал быт углежогов в Гоа. Их хозяин неплохо говорил по-английски, но общаться со мной не был расположен, опасаясь, что я напишу гневную статью про его бизнес. Возможно, он думал, что я представляю «зелёных» или какую-то правозащитную организацию, и больше препятствовал моей работе, чем помогал.

Проникнуть на место углежжения оказалось не сложно. Но все рабочие были гастарбайтерами из соседнего штата Карнатака и говорили только на языке каннада. Непреодолимый языковой барьер!

Всё же при помощи знаков я уговорил одного из рабочих доехать со мной на мотоцикле до ближайшего посёлка. В посёлке нашёлся доктор, образованный человек, который и выступил переводчиком.

 

Но бывают случаи, когда самостоятельно всё же не справится. Например, в Каире есть Город Мёртвых – сеть городских кладбищ, на которых живут приехавшие из провинции люди, не имеющие возможности найти жильё. Они ночуют прямо в склепах, на могилах давно умерших людей. Некоторые из склепов являются фамильными, и в них до сих пор хоронят покойников. В таких случаях семьи вынужденно нанимают поселившихся в склепе «гостей» в качестве… охранников. И даже платят им небольшую зарплату.

Жизнь на кладбище идёт своим чередом. Там проходят не только похороны, но и свадьбы. От местной мечети протянуто электричество, и во многих склепах смотрят чемпионаты мира по футболу.

История интересная. Но если вы отправитесь туда сами, с большой долей вероятности вас закидают камнями. И уж точно не захотят фотографироваться и давать интервью. Зато авторитетный фиксер из числа местных жителей поможет уладить эти проблемы, и даже договорится о том, чтобы вас допустили на какое-нибудь важное местное событие.

Ничего, если интересующие вас люди всего лишь настроены недоброжелательно. А что если вдобавок они вооружены автоматами? Однажды мы с напарником решили попасть в эфиопское племя мурси. То самое, в котором женщины ходят с глиняными тарелками в оттянутой нижней губе. Сейчас это стало своеобразным туристическим аттракционом. Приезжает автобус с туристами, гидом и вооруженным охранником. Туристы платят деньги старосте племени и аборигенам. Фотографируют туземок с тарелками в губах и быстро уезжают.

Мы же ехали самостоятельно, на мотоциклах. Брать с собой охранников и гидов не хотели, да и физически не могли. Дорога в национальный парк, где обитало это воинственное племя, и без того была ужасна.

Честно признаюсь, потом мы сильно жалели, что не взяли охрану. Представьте себе окруживших вас воинственных дикарей из рассказов Жюля Верна или Луи Буссенара. Только вместе копий у них автоматы Калашникова. Они кричат: «Фотографируй и давай деньги!!» И наставляют на вас дула автоматов. Пока деньги не кончатся, придется фотографировать. Какое уж тут интервью!

Так что, прежде чем соваться в сомнительные места, заручитесь поддержкой местных жителей. Даже за деньги. Хотя для многих из них помочь иностранцу – дело чести, да и просто интересно. Это приключение, о котором он потом будет рассказывать своим детям и всем родственникам. А если вы ещё запишите его адрес и пришлёте потом фотографии или журнал с опубликованным рассказом, то сделаете этого человека совершенно счастливым.

Делая свою историю, не думайте о том, что именно будет интересно читателям. Пишите о том, что интересно вам. А сами интересуйтесь местной жизнью, её спецификой и особенностями. Попробуйте пожить с местными жителями, занимаясь тем же, чем они. Личный опыт, приправленный потом и грязью под ногтями, всегда лучше, чем поверхностный взгляд случайного прохожего.

 

Как взять интервью

 

В журналистике интервью – один из главных жанров. Интервью – это экскурс во внутренний мир человека, выяснение его взглядов и мнений. В тревел-текстах мы используем интервью лишь изредка и в небольшом объеме: пара вопросов, пара ответов. Но всё же и нам нужно знать, как подойти к человеку, что его спросить, как разговорить. Непринужденная беседа может стать ценнейшим источником информации.

Учитывая то, что нам не нужно много прямой речи, можно обойтись без диктофона. Хватит и блокнота. Даже к блокноту бросаться сразу не обязательно. Пару фраз вы вполне можете запомнить и записать позже. В случае формального интервью человек начинает чувствовать себя скованно, подбирает слова или может вообще отказаться от общения. Другое дело – простая беседа. Поговорить каждый любит. И каждый рад, если кто-то испытывает интерес к его персоне.

Не обязательно представляться журналистом. Достаточно лишь проявить любопытство. Зацепить собеседника своим интересом, а потом внимательно слушать и изредка исторгать из себя: «да, ладно?!», «ух ты!» «ну и ну!!»

Даже если вы малообщительный человек, или считаете себя таковым, нужно научиться интересоваться людьми. Чтобы интерес был всамделишный, а не натянутый. Как поговоришь, так и напишешь. У каждого человека, даже непримечательного с виду, есть какая-то удивительная история. Или необычное мнение. Или просто полезная для вас информация. Считайте, что человек – это такой запертый сундучок с сокровищами. Разные сундучки, разные замки. Сумеете подобрать ключ – разбогатеете.

Интерес к человеку – это главный ключ и есть. Спрашивайте, слушайте, и человек расскажет о том, что его беспокоит, волнует, о том, что он знает и любит.

А что делать, если вам не близка позиция вашего собеседника? Нужно ли с ним спорить? В некоторых случаях – да. Когда вам нужно вывести человека из себя, получить его эмоцию, даже негативную. Например, для телевизионного сюжета. Телерепортеры могут сознательно по нескольку раз переспрашивать героя, оскорблять его или как-то провоцировать, чтобы получить на картинке кричащую в объектив красную разъяренную физиономию. Эмоция – мощный инструмент. Чужие сильные эмоции передаются и нам, потребителям информационного продукта. Что эффективно на ТВ, в журнале или газете может работать по-другому.

Если ваша цель узнать больше, не торопитесь высказывать свое мнение. Дайте человеку высказаться полностью. Умение слушать людей – полезнейшее качество в нашей профессии. Но не забывайте управлять разговором при помощи вопросов. Вопросы, как флажки, определяют направление беседы. Если ей не управлять, человека унесет в сторону, он наговорит лишнего и устанет прежде, чем вы узнаете то, что хотите. При этом у вашего собеседника будет ощущение, что он рассказал достаточно. Слов много, да все не по делу.

 

Когда слушаете человека и задаете вопросы – улыбайтесь. Конечно, если речь не идет о чем-то печальном! Улыбка создает расслабленную и непринужденную атмосферу. Даже неприятный вопрос, заданный с улыбкой, не выглядит опасным.

Не бойтесь шутить. Шутка, забавная пантомима – могут расположить к вам людей. В особенности, если вы находитесь за границей и плохо знаете местный язык. Ваши новые знакомые еще не знают, что от вас ожидать. Развеселите их, совершите какую-нибудь безобидную и забавную глупость, и они с радостью вас поправят, научат. И заодно решат, что с вами весело, что вас не нужно бояться.

Беседуя с человеком, делайте пометки (в блокноте или мысленно), как он выглядит, как себя ведет. Выявляйте индивидуальные особенности человека. Вы сможете использовать эти детали в тексте, и они сделают образ собеседника более «выпуклым», литературным. Позволят читателям ярче представить ситуацию и говорящего персонажа.

Нужно ли непременно писать о своих собеседниках хорошо? Нет. И даже нежелательно. Если вы чувствуете себя признательным человеку, который потратил свое время, куда-то вас возил, что-то рассказывал, и теперь хотите изобразить его этаким героем, то окажете ему медвежью услугу. Читатель не очень верит эмоциям автора. Если вы кого-то навязчиво хвалите или ругаете, может возникнуть обратный эффект – недоверия. Пишите нейтрально, пусть читатель сам разберется, кто герой, а кто злодей: по их словам и поступкам. Лишь в некоторых случаях допустимо использовать детали, которые дополнительно намекают, кто есть кто. Но лучше писать максимально отстраненно.

 

После того как статья закончена, бывает полезно показать её тому, с кем вы разговаривали (если это возможно). Вы удивитесь, как много неточностей прокралось в ваш текст! Что-то вы неправильно поняли или услышали, что-то додумали сами.

Один уважаемый и опытный журналист из «Санкт-Петербургских ведомостей», когда брал у меня интервью, написал от моего лица, что я, дескать, работал гидом на острове Гоа. Я просил его показать мне текст до публикации, но он поленился или забыл это сделать. В результате глупо выглядели оба. Ведь Гоа – это не остров, а штат в Индии. Распространенная ошибка: многие люди говорят «на Гоа», и автоматически представляют себе некий тропический остров, даже удивляются, прилетев в итоге в Индию. Я-то это прекрасно знал и мог бы вовремя исправить ошибку, будь у меня шанс.

Также и вы можете допустить в тексте мелкие или крупные оплошности. Стоит их выявить до того, как ваша некомпетентность станет известна большой аудитории.

Если вы пишете о чем-то серьезном, а контакт с интервьюируемым человеком по какой-то причине потерян, обратитесь со своим текстом к какому-нибудь эксперту по стране или предмету исследования: экономики, политики, технологии, науки и т.п. Найдите эксперта, представьтесь журналистом и попросите комментарий. Это тоже позволит избежать очевидных ошибок, к тому же мнение эксперта вы сможете использовать в тексте.

 

Как брать интервью у серьезных людей: политиков, чиновников, бизнесменов? Это не так сложно, как кажется. Обратитесь в пресс-службу или просто зайдите в нужное вам учреждение прямо с улицы, а там вас проведут и представят.

Если вы иностранец, многие вещи становятся даже проще, чем в родной стране. Однажды нам с напарником довелось побывать в парламенте Курдистана в Ираке и пообщаться с председателем Курдской демократической партии. Приличный уровень, а ведь мы даже не искали специально этой встречи! Просто зашли на проходную какого-то особняка, чтобы спросить дорогу. Но местные служители решили, что иностранцы пришли по какому-то важному делу и доложили на самый верх. От чиновника – к чиновнику, и очень быстро мы уже беседовали на самом высшем уровне.

С этого момента я перестал стесняться серьезных организаций и стал заходить туда, даже без особенной цели, просто с надеждой: вдруг повезет, и мне расскажут что-то интересное. Так в свое время я встречался с лидерами шри-ланкийской террористической организации «Тигры освобождения Тамил Илама». Познакомился с индийскими и боливийскими министрами. А просто зайдя с улицы в МИД Венесуэлы, договорился о встрече с президентом страны харизматичным Уго Чавесом. К сожалению, встреча эта не состоялась, т.к. ее нужно было ждать около месяца, а редакция моего журнала была в ней не заинтересована. Но сам факт любопытен!

Если же подходить к делу серьезно, и заранее представиться и договориться об интервью, в большинстве случаев с вами согласятся встретиться, даже если никогда не слышали про издание, на которое вы работаете. Так уж устроен человек, ему приятно внимание. И он любит делиться своим мнением, особенно публично.

Для подтверждения ваших намерений, необязательно, но полезно сделать редакционное удостоверение и запастись парочкой журналов/газет с вашими публикациями. В крайнем случае, напечатайте хотя бы визитки, где написано, что вы журналист, чтобы было чем обменяться в начале разговора и таким образом исполнить первый и непременный ритуал делового общения.

 

Независимо от того, общались вы с серьезным человеком или просто перебросились парой фраз со случайным встречным, старайтесь записывать имена тех, с кем говорили. А в идеале дополнительно помечайте должность/род занятий и возраст. Для многих журналов такая информация входит в число основных требований, да и лишней не будет в любом случае.

 

Графомания

 

С появлением блогов и социальных сетей мы все стали писателями. Это неплохо, поскольку информации теперь полно на любую тему. Но качество ее сильно различается. Порой, в информационном болоте вязнешь и тонешь. И думаешь, зачем люди пишут всякую чепуху? Вот тут проблема – объективно оценить себя очень сложно, особенно если друзья без конца взаимно «лайкают» друг друга, доводя разумную в общем рейтинговую систему до абсурда.

Поэтому, сочиняя очередной опус, следует спросить себя: не занимаюсь ли я графоманией? Действительно ли кому-то интересно и полезно, то что я пишу? Нельзя ли все то же самое выразить меньшим количеством слов?

Информация – как на наркотик, без нее тяжко, но от ее избытка болит голова. Современный человек без конца прыгает с канала на канал, с сайта на сайт, ему все сложнее концентрироваться на чем-то одном, нет ни времени, ни желания. Нужно ему помочь: пишите интересно и как можно проще.

Начинающие авторы часто делают ошибку: стараются сделать свой тревел-текст «умнее», начать с цифр, социологических, исторических и географических данных. А уже потом рассказать о личном опыте и забавных курьезах. Проблема в том, что даже до середины текста доберутся немногие читатели. Ведь этот текст скучный и составлен неправильно!

Это недобросовестным ученым и политикам нужно запутывать свои идеи и слова, чтобы никто ничего не понял, но все зауважали за «образованность». А журналисты наоборот должны объяснять сложные мысли простым языком.

Что значит «рассказать о стране»? О любой стране уже давно рассказано! Откройте Википедию, и там всё будет: с картами, цифрами и историческими сведениями.

Лучше сконцентрироваться на новом материале, на том, что не лежит в открытом доступе, не вываливается по запросу в первых строках поисковой системы. На личном опыте! Сразу цепляйте читателя необычным фактом или историей. Вычлените из всего путешествия самое интересное, с этого и начинайте. Как в голливудском боевике: перестрелка, герой убегает, сейчас он вот-вот прыгнет с крыши… затемнение и строка – «за месяц до этого».

Кто сказал, что вы должны придерживаться хронологии и непременно начинать с аэропорта? Чепуха! Ваш текст – произведение искусства, а вы художник. Как хотите, так и нарезайте. Кстати, в газетных заметках для пущего драматизма иногда меняют местами первый и последний абзац, получается эффектно.

Текст – это здание, которое вы складываете из кирпичиков, слой за слоем. Плохо, когда новое предложение не вытекает из предыдущего, а новый абзац не связан с предшествующим. У повествования должна быть своя логика. Используйте «раствор», связывайте казалось бы разрозненные идеи, ищите подобия. Например, вы хотите перескочить от описания тропических фруктов к описанию транспорта. Вот и пишите: «красочные местные автомобили сами похожи на фрукты, по улицам катаются желтые дыньки автобусов, упругие лимоны маршруток и виноградины мотороллеров». Пример не идеальный, но мысль вы поняли.

Можно ли складывать историю из бетонных панелей сплошного текста? Можно, но как и в жилищном строительстве, находиться в таком «доме» неуютно. Массивные абзацы, длинные предложения – наши враги. Некоторые авторы умудряются вообще не делать абзацы, а писать все одной длинной строкой. Видели такие сайты? А читали их? Лично я их закрываю сразу, время и нервы дороже.

Один абзац – одна мысль. Средняя длина – 4-5 предложений. По крайней мере, не больше десяти. Если вы пишите для блога, то лучше разбивать абзацы пустой строкой, так текст легче воспринимается.

Предложения тоже не делайте слишком длинными. А если сочиняете текст для радио- или телерепортажа, то лучше, если они будут совсем короткими. Рубленными. Как приказы в армии. Воспринимать длинный текст на слух ещё сложнее, чем читать с листа.

От сложных или непонятных слов и образов лучше избавляться, если это невозможно, то следует их объяснять. Вы провели за границей достаточно времени, и вам кажется, что все знают про кораклы, хаус-боты и ферри. Но для многих читателей эти слова ничего не говорят, нужно хотя бы в двух словах рассказать, что это плавсредства: круглая плетеная лодка, большая жилая лодка, паром.

Бесполезно сравнивать мангустин с рамбутаном, не рассказав предварительно, что это. Также не стоит писать, что «горнолыжные курорты Австрии не хуже швейцарских», не каждый же катался на лыжах в Швейцарии.

Не отягощайте рассказ чрезмерной «литературщиной». Если вам нравятся образные сравнения, делайте их простыми и забавными. «Корова была так толста, что напоминала молочную бочку на ножках» - еще нормально, в вот «томно-лиловое небо вспыхнуло бриллиантами звезд» - это уже перебор. Вообще будьте осторожнее, описывая красоту: это дорога по минному полю, где вместо мин – штампы и банальности.

Штампы – это образы и речевые обороты, которые придумал кто-то до вас. А потом их растиражировали люди, не способные придумать что-то свое. Эти фразы мы слышали тысячи раз, они крепко сидят у нас в голове и время от времени норовят выскочить на бумагу. Штампы нужно знать в лицо, как жуликов со стенда «их разыскивает милиция».

Вот примеры распространенных штампов, встречающихся в литературе вообще и в тревел-отчетах в частности:

- дорога вилась лентой;

- усталые, но довольные;

- пили обжигающий чай;

- лица светились от счастья;

- солнце клонилось к закату;

- над озером стелился туман;

- внутри все похолодело;

- душа ушла в пятки;

- в гордом одиночестве;

- в бесплодных попытках.

Можете продолжить этот список сами. Если, сочинив очередной яркий образ, вы не уверены, штамп у вас получился или не штамп – вбейте фразу в поисковик, заключив ее в кавычки, и посмотрите, как часто она встречается. «Солнце клонилось к закату» - 200 тысяч раз, «усталые, но довольные» - 250 тысяч раз, и так далее. Ищите оригинальные образы с минимумом (лучше – отсутствием) совпадений, либо наоборот пишите текст проще, но не используйте штампы и банальности.

Также опасайтесь превосходных степеней, таких как «величественный», «восхитительный», «великолепный», «чудесный», «потрясающий», «фантастический». Или еще хуже - «элитный», «эксклюзивный». В предыдущей главе я писал про эмоции. Вышеперечисленные прилагательные – это ваши личные эмоции, но читатель будет испытывать скуку. Потому, что общие фразы не способны передать красоту места. Если действительно красиво, ищите яркие и небанальные образы. А может не так уж и красиво? И стоит поменять определения на умеренные «симпатичный», «неплохой», «занятный»?

Не увлекайтесь словами «известный» и «знаменитый». Если то, что вы описываете, человек слышит в первый раз, то такое определение раздражает, указывая на некомпетентность читателя, либо на снобизм автора. «Здесь жил и работал знаменитый скрипач Смычков-Задунайский…», да кто он такой вообще?! Если же упоминаемое имя или название действительно известно, то нужно ли это говорить? «Известный американский памятник – статуя Свободы», звучит довольно глупо.

Даже если вы пишите рекламно-глянцевый текст или путеводитель, все равно избегайте замусоленных «копирайтерами» превосходных степеней. «Здесь вы сможете насладиться изысканными кушаньями восхитительной тосканской кухни…» - отвратительно, мне уже не хочется читать дальше!

 

Написав текст, прочитайте его заново и начинайте «сушить». Знаете, как культуристы готовятся к показательным выступлениям? Они садятся на диету, «сушатся», чтобы ушел лишний жир, и мышцы стали рельефнее. Также и с текстом, выпаривайте «воду»: если слово или фразу можно выкинуть без ущерба для общего смысла, следует это сделать. Плакать над текстом не надо. Режьте его, сокращайте, делайте предложения более короткими и емкими. Если вы это не сделаете, сделает равнодушный редактор, подгоняя материал под прокрустово ложе формата, и вот в этом случае статью действительно можно будет пожалеть.

Сколько раз нужно перечитывать текст? Минимум 2-3 раза, или больше. Когда глаз «замылится», отложите текст на время, вернетесь к нему потом. Или дайте прочитать кому-нибудь, пусть даже непрофессионалу. Он сразу укажет на непонятные места. Так часто бывает: мы что-то написали, остальное держим в уме, и кажется, будто картина сложилась. Но для стороннего человека, не обладающего нашим опытом, в мозаике не хватает элементов. Диагностируйте и заделывайте смысловые «дыры» вовремя.

 

Общение с редакциями

 

Как написать текст, мы примерно разобрались. А вот как его опубликовать? Как продать подороже? Этот вопрос актуален для большинства начинающих, да и опытных авторов.

Существуют журналы, которые платят хорошие деньги за тексты и фотографии, но также есть много изданий, где гонорары и зарплаты смехотворны. Если вы совсем молодой автор, обращайтесь во вторую категорию. Эти редакции не избалованы вниманием серьезных профессионалов, конкуренция тут невысока, требования к материалу скромны. Вряд ли вы обогатитесь, опубликовав там свою заметку, но сделать это все же стоит. Вы получите опыт работы с редакциями, увидите как выглядит ваш текст в напечатанном виде и, что важно, получите статус публикующегося автора. Большие победы начинаются с побед маленьких.

В свое время мне повезло. Я начал печататься в еженедельнике «Эхо Планеты» - вполне приличном, кстати, журнале – но на тот период (2002 год) там были крошечные гонорары. За свои первые статьи с фотографиями я получал по 20 долларов. А за блокбастер о путешествии автостопом по военному Ираку, разбитому аж на два журнала и вынесенному на обложку первого, я получил… 50 долларов. Смешно, да?

Зато! Выйдя в свет, этот материал перепечатывался многократно другими изданиями. И в некоторых случаях мне предлагали деньги на порядок большие, чем заплатили в «Эхо Планеты». Обо мне узнали в других редакциях, появились первые приличные предложения. Возможно, именно благодаря этому материалу я стал заниматься журналистикой профессионально.

Приобретя опыт первых публикаций, можно обратиться в журналы посолиднее. В России существует около десятка крупных федеральных журналов, пишущих о тревел-тематике, и еще много десятков мелких: отраслевых, корпоративных, региональных. Есть еще газеты и веб-сайты, тоже способные платить за ваши истории, есть также телевидение и радио (хотя у них своя специфика). В общем, рынок сбыта определенно существует. Важно лишь предложить качественный и востребованный товар.

А как понять, что ваш материал именно такой? С какими авторами хотят, а с какими не хотят работать журналы? Как сделать, чтобы в редакции хотя бы ознакомились с вашим текстом? Почему вам не отвечают на письма, посланные в адрес редакции?

Кто ответит на эти вопросы лучше, чем сами редактора крупных журналов? Поэтому я не буду ничего выдумывать, а просто процитирую их слова.

 

Владимир Есипов, главный редактор GEO:

 

Журналу (и вообще журналам) нужны авторы, способные сформулировать свои мысли четко и ясно, а желательно еще и с юмором.

Чтобы с предложением ознакомились, нужно его сформулировать так, чтобы его можно было читать быстро: два-три абзаца, в которых живым и приятным языком раскрывается суть предложения. Тему предлагать нужно именно так, "готовые тексты" ни одна редакция не читает, если автор не известен. В этом состоит и главная ошибка - посылать готовый текст. Продавать надо идею, а не готовый продукт.

 

Александр Железняк, главный редактор National Geographic Traveller:

&


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.