Раздел 5. Повторение и систематизация изученного — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел 5. Повторение и систематизация изученного

2021-02-01 64
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Контрольная работа № 10 за учебный год.

* Раздел «Развитие речевой деятельности»

Язык, речь общение. Ситуация общения. Диалог. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста; заглавие текста. Рассказ по заданному началу. Стихотворный текст. Сочинение по картине. Описание помещения. Описание природы. Рассуждение. Доказательства в рассуждении. Рассказ на основе личного опыта.

Примерные виды деятельности обучающихся: продуцирование диалогических единств с учётом заданной ситуации общения, анализ прозаических и стихотворных текстов; редактирование текстов, их озаглавливание; продуцирование рассказа по заданному началу; определение стилей речи; анализ рассказа-рассуждения, выделение рассуждения как функционально-смыслового типа речи и как части других функционально-смысловых типов речи, продуцирование рассказа с элементами рассуждения по плану; выделение в структуре рассказа-рассуждения тезиса, доказательства и вывода; продуцирование рассказов-описаний (описание помещения, природы), повествований и смешанных (с элементами рассуждения); написание сочинения-миниатюры и др.

Примерная тематическая и терминологическая лексика

Примерные слова и словосочетания

Язык, речь общение, культура, текст. Диалог, реплика, сообщение, высказывание, вопрос, ответ, согласие, отрицание.

Синтаксис. Словосочетание, предложение, текст, простое предложение, сложное предложение, главное слово, зависимое слово.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения, восклицательный знак.

Главные и второстепенные члены предложения, основа предложения, подлежащее, сказуемое, тире, нераспространённое предложение, распространённое предложение, дополнение, определение, обстоятельство.

Простое предложение, сложное предложение, союз, пунктуация, простые предложения в составе сложного.

Фонетика, фонема, гласные звуки, согласные звуки, твёрдые звуки, мягкие звуки, буквы и звуки, фонетический разбор.

Морфемика, морфема, значимая часть слова, формы слова, однокоренные слова, окончание. Основа слова, корень слова, суффикс, приставка, словоизменение, словообразование. Этимология. Способы словообразования. Беглые гласные, чередование гласных в слове, морфемный разбор слова, словообразовательный разбор слова.

Однозначные слова, многозначные слова. Прямое значение слова, переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

Лексика, слово, лексическое значение. Общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, исконно русские слова, заимствованные слова, неологизмы, устаревшие слова.

Фразеология, фразеологизм, речевой оборот, пословицы, поговорки.

Орфография, орфограмма, орфографическое правило, правописание.

Имя существительное. Склонение, род, падеж, число имён существительных. Разносклоняемые, несклоняемые имена существительные. Существительные общего рода. Правописание имён существительных.

Имя прилагательное. Род, падеж, число имён прилагательных. Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных, простая и составная степени. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные. Суффиксы прилагательных. Сложные прилагательные. Правописание имён прилагательных. Дефисное написание, слитное написание.

Имя числительное, простые и составные числительные. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Правописание имён числительных.

Местоимение личное, возвратное. Лицо (1, 2, 3). Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные местоимения.

Глагол. Лицо, время, число, род глагола, начальная форма глагола, окончание глагола, частица. Изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола. Личные и безличные глаголы.

Примерные фразы

Одна книга тысячи людей учит.

Я списал(а) текст, вставил(а) пропущенные слова и словосочетания.

Я выписал(а) существительные, которые обозначают состояния и настроение человека. Я определил(а) род и склонение имён существительных.

Сегодня мы начали изучать новую часть речи, это местоимение.

Я познакомился(ась) с материалом параграфа.

Я выделил(а) в тексте ключевые слова, чтобы лучше запомнить его.

Я проанализировал(а) примеры, которые приведены в учебнике.

Я составил(а) план сообщения.

Я выступил(а) (буду выступать) с сообщением на уроке.

Я списал(а) текст и подчеркнул(а) однородные члены.

Я выделил(а) в предложениях грамматические основы.

Простые предложения в составе сложного отделаются запятыми.

Для разделения предложений друг от друга надо использовать точки.

Простые предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, побудительными.

Простые предложения по наличию второстепенных членов бывают распространёнными и нераспространёнными.

Все слова образуют его словарный состав – лексику.

Лексическое значение – это то, что обозначает слово.

Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав.

Профессионализмами называют такие слова, которые связаны с особенностями работы людей определённой профессии, специальности.

Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания. Устойчивые словосочетания являются цельными по своему значению.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или целому предложению.

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

В русском языке слова чаще всего образуются от других слов при помощи прибавления к ним морфем. Это морфемный способ.

Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.

Примерные выводы

Русский язык – это один из самых богатых языков мира. В нём очень много слов. С их помощью можно рассказать о событиях, выразить мысли и чувства. Запас слов постоянно пополняется. На русском языке написано много произведений.

Текст – это речевое высказывание. В нём предложения связаны общей темой. У текста может быть название, заглавие. Тексты бывают устными и письменными, монологическими и диалогическими. В каждом тексте о чём-то сообщается. Это тема текста. В тексте есть основанная мысль – это самое главное, о чём хотел сказать автор. Обычно главная мысль раскрывается во всём тесте.

Многие слова имеют одно лексическое значение. Такие слова называются однозначными. У некоторых слов есть много лексических значений. Такие слова называются многозначными.

Омонимы – это слова одной и той же части речи. Они одинаковые по звучанию и написанию. Но омонимы имеют разное лексическое значение.

Многие слова русского языка известны всему народу. Например, хлеб, земля, человек; красный, зелёный, широкий; читать, говорить, думать. Каждый день при разговоре мы пользуемся общеупотребительными словами. Такие слова используют все люди. Но в русском языке есть ещё необщеупотребительные слова. Их используют жители некоторых мест, разных профессий. Например, кочет (петух), инда (даже) – это диалектизмы. Например, камбуз (кухня на корабле) – используется в речи моряков. Это профессионализмы.

Я считаю, что профессиональные слова помогают точно назвать предметы, верно описать людей, рассказать об их занятиях.

Мы сделали вывод о том, что сложные слова – это такие слова, которые состоят из двух и иногда из трёх корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов. Например, пар, ходить – пароход. Сложные слова могут быть образованы из целых слов. Например, диван, кровать – диван-кровать.

Мы повторили сведения об имени существительном. Имя существительное – это часть речи. Она обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что? Имена существительные относятся к какому-либо роду: мужскому, женскому, среднему. Существительные являются собственными или нарицательными, одушевлёнными или неодушевлёнными. Большинство имён существительных изменяется по числам и падежам. В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.

Имя прилагательное – это часть речи. Она обозначает признак предмета. Прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Прилагательные изменяются по числам и родам, но только в единственном числе. Прилагательные изменяются по падежам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В приложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Мы сделали вывод о том, что местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. В основном местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые можно изменять по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

КЛАСС

(3-й год обучения на уровне ООО)

Содержание обучения русскому языку в 7 классепредставлено следующими разделами: «Повторение изученного в 5–6 классах», «Морфология (причастие, деепричастие, наречие, категория состояния) и орфография», «Повторение и систематизация изученного в 5–7 классах», «Развитие речевой деятельности».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.