Развитие у умственно отсталых дошкольников понимания текстов литературных произведений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Развитие у умственно отсталых дошкольников понимания текстов литературных произведений

2020-12-27 137
Развитие у умственно отсталых дошкольников понимания текстов литературных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этому способствует прежде всего правильный подбор литературных текстов с учетом содержательно-художественной значимости и коррекционной ценности, а также усиление доступности литературного текста для восприятия умственно отсталыми дошкольниками за счет использования специальных приемов.

Приемы, направленные на облегчение понимания детьми текстов художественных произведений:

  • адаптирование текстов;
  • выразительное чтение и рассказывание текста педагогом;
  • повторность чтения или рассказывания педагогом, также выборочное чтение и рассказывание;
  • рассматривание картин, серии сюжетных картин и иллюстраций;
  • "натурализация" отдельных предметов и действий;
  • беседа по содержанию;
  • театрализация сюжета ("обыгрывание", драматизация").

 

Методика работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта умения слушать и понимать простые литературные тексты

На 1-ом году обучения педагог воспитывает у детей эмоциональное отношение к речи, к рассказываемому тексту {лучше - на фольклорном материале - коротких потешках). Умственно отсталые дети 3-5 лет находятся на низкой стадии умственного и речевого развития. Им понятно небольшое количество слов. Однако нет опасности в том, что им преподносится речевой материал, который не может ими быть до конца логически осмыслен. Важно то, что фольклорный материал ритмичен, эмоционально ярко окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию и характеризуется многочисленными повторами, что немаловажно именно для умственно отсталых детей. Это дает возможность вызвать положительное эмоционально окрашенное отношение детей к тексту, желание и умение слушать его, чувствовать интонацию.

Одновременно идет работа над простым текстом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом, соблюдать тишину, не мешать Друг другу, дослушивать до конца. Первые тексты, с которыми знакомят умственно отсталых малышей, должны быть очень небольшими по объему, с несложным сюжетом и малым количеством героев.

Последовательность работы над простым текстом:

1. Рассказывание текста детям.

2. Обыгрывание текста (театрализация сюжета с использованием настольного театра);

3. Повторное рассказывание текста педагогом с использованием иллюстративного материала.

4. Беседа по содержанию;

5. Обобщающая беседа по тексту с подведением нравственного итога.

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ

Начиная с 3-го года обучения, начинается работа над пересказом как одним из типов монологических высказываний. Пересказ считается также одним из основных методов развития связной речи. Для пересказывания берутся уже знакомые по содержанию произведения, как правило, сказки. Требования к произведениям для пересказывания:

1. Небольшой объем.

2. Динамичный, несложный, малоразвернутый сюжет с четко выраженными событиями и действиями.

3. Доступное содержание.

4. Несложный синтаксис.

Несмотря на то, что произведения для пересказа предлагаются в программе, в специальной методике при обучении умственно отсталых детей этому виду речевой деятельности практикуется адаптирование текста, т.е. приспособление к их познавательным и речевым возможностям (вниманию, памяти, уровню развития словаря, кругозору и др.). В младших и средних группах пересказу не обучают, но проводится подготовительная работа, включающая в себя обучение восприятию простых литературных текстов.

В процессе обучения пересказу используются разнообразные приемы. В основном это вопросы разных типов в зависимости от уровня подготовленности детей:

  • вопрос, направляющий совместное пересказывание (это вопрос к последнему слову фразы);
  • подсказывающий вопрос;
  • наводящий вопрос;
  • прямой вопрос;
  • цепь прямых вопросов;
  • вопросы, подводящие детей к рассуждениям, установлению связей;
  • вопросы-задания.

 

Примерная схема занятия по обучению пересказу

1. Вводная беседа.

2. Чтение текста педагогом.

3. Работа по усвоению его содержания, направленная на достижения понимания текста (это может быть беседа, инсценировка текста, рассматривание иллюстраций - в зависимости от возраста детей, характера произведения).

4. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ,

5. Пересказ по вопросам педагога.

6. Пересказ с опорой на иллюстрации.

7. Пересказ без внешней опоры.

8. Заключительная беседа.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.