Средства музыкальной выразительности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Средства музыкальной выразительности

2020-12-27 714
Средства музыкальной выразительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Мы ходим по улице, что-то видим, что-то замечаем. Точно так же ходят, видят и замечают художники. Так же, но не совсем. Они видят не просто дома, людей, деревья, но ещё и линии, краски, из которых они «сложены». Потом из линий и красок получится картина, рассказывающая нам о красоте мира…

Вы все учитесь играть на музыкальных инструментах. Значит, вы тоже должны быть художниками. Художниками звука. И должны научиться слушать музыку немножко не так, как любители. Настоящий музыкант, слушая, например, симфонию, слышит не только то, что эта музыка красивая, выразительная и волнующая, но и то, почему она красивая, выразительная и волнующая. И вы тоже начинаете учиться отвечать на эти «почему».

 

Средств музыкальной выразительности много, они очень разные. Чтобы не запутаться, мы разделим их на основные и дополнительные, а также выделим еще одно особое средство.

 

Основные Дополнительные Особое
МЕЛОДИЯ РИТМ ЛАД ГАРМОНИЯ ФАКТУРА РЕГИСТР ТЕМП ШТРИХИ ДИНАМИКА ТЕМБР

 

Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Ритм – это согласованность звуков по длительности.

Лад – это согласованность звуков по высоте.

Гармония – это многоголосная музыкальная краска.

Чтобы главные средства лучше «работали», их необходимо подчеркивать, выделять или, наоборот, прятать. Для этого существуют дополнительные средства.

Фактура – это музыкальная ткань, или способ «переплетения» (организации) музыкальных голосов.

Регистр – это группа звуков, имеющая определенную звуковую высоту и окраску. Выделяют три регистра: высокий, средний и низкий.

Темп – это скорость движения музыки.

Штрихи – это способы звукоизвлечения.

Динамика – сила (громкость) звука.

Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных музыкальных инструментах или спеть. Даже если сохранить при этом все выразительные нюансы, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром.

Тембр – особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту.

 

³ Запомните названия музыкальных произведений, которые слушали на уроке

 и имя композитора, который их написал:

Эдвард Григ. «Утро», «В пещере горного короля»

Из сюиты «Пер Гюнт»

 

Задания к теме «Средства музыкальной выразительности»

 

1. Впиши пропущенное слово (оно является одним из важнейших выразительных средств музыки) в высказывание известного русского критика Александра Николаевича Серова:

« ________________________ – главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без неё всё бледно, мертво.»

 

 

2. Вспомни три выразительные средства музыки по данным первым буквам, запиши: д_____________________ м_____________________ ш_____________________

 

3. Дай определение следующим понятиям:

Темп – это________________________________________________________

Регистр – это_____________________________________________________

Тембр – это______________________________________________________

4. В предложениях пропущены однокоренные слова. Впиши их, подумай о смысле данных выражений:

 

а) ____________ –это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

б) Мажор и минор – самые распространенные ___________в музыке.

в) Хорошо, когда дело ________________________, когда в семье ________________, когда платье __________________ сшито.

г) «Тут соловей являть своё искусство стал:

защёлкал, засвистал

на тысячу ______________, тянул, переливался»

                                                                 (И.А. Крылов)

 

5. Ещё одно выразительное средство музыки имеет несколько значений – ____________________.

ЭТО: а) наука об аккордах;

          б) аккордовое сопровождение мелодии;

          в) созвучие, стройность, соразмерность.

 

 

6. Впиши в поэтические строки Пушкина слово из предыдущего задания (в нужном падеже). Какой смысл вкладывает поэт в это слово в своих стихах?

 

Всё в ней _______________, всё диво, Всё выше мира и страстей. В _______________ соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря шум глухой. Иль шёпот речки многоструйной.

 

М Е Л О Д И Я

Когда ты вспоминаешь понравившуюся музыку, ты, скорее всего, вслух или «про себя» напеваешь любимую мелодию. Но на вопрос, что такое мелодия? ответить не так-то просто.

- Мелодия – это… музыка!

Но музыка состоит не только из мелодий, но и из многого другого. Бывает музыка и без мелодии, и даже очень красивая музыка!

- Мелодия – это… песня!

Но не только в песнях есть мелодии, они звучат и в инструментальной музыке.

Мне, например, очень нравится такое определение: мелодия – душа музыки. Это действительно так, но попробуй-ка определить, что такое д у ш а…

Давай порассуждаем вместе.

Когда мы говорим, мы произносим не просто набор любых слов, а именно то, что хотим сказать. То, о чём подумали. Мы высказываем свои мысли. Музыка – это тоже язык, и музыкальным языком тоже высказывают мысли. Но мысли музыкальные. Для того, чтобы нашу мысль поняли другие, её нужно высказать понятно – то есть развить и довести до точки. Вот именно такая развитая и законченная музыкальная мысль становится мелодией. А если мы попробуем выразить музыкальную мысль, например, цепочкой аккордов, будет ли это мелодией? Нет, потому что в аккорде как минимум три голоса, а то и больше. А в мелодии может быть только один голос. Вот у нас и получилось определение.

 

Р И Т М. Л А Д.

 

«А все-таки… главное в музыке… ритм и только он один», — так считал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Доказать его правоту очень легко: мелодии без ритма не бывает, это просто набор звуков. А ритм может существовать и без мелодии – в этом можно легко убедиться, послушав музыку в исполнении одних ударных инструментов.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму: и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. В музыку ритм вносит определенный порядок, выстраивает и согласовывает звуки во времени, то есть по их длительности.

Ритм – это согласованность звуков по длительности.

Любой ритм можно измерить и посчитать. Как бы ни был разнообразен ритм, в какие бы индивидуальные сочетания ни складывались звуки различной длительности, мы всегда слышим, что одни из них звучат тяжелее, а другие — легче. При этом тяжелые звуки появляются через равномерные промежутки времени. Мы особенно ясно ощущаем эту равномерность, когда двигаемся под музыку. «Раз-два, раз-два» — чеканят шаг в марше. «Раз-два-три, раз-два-три» — шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. И в том и в другом случае звук, попадающий на счет «раз», будет ощущаться как более тяжелый. Вот это равномерное чередование тяжелых и легких долей времени и называется метром (от греческого слова metron – мера). Один и тот же метр, двухдольный или трехдольный, может иметь множество вариантов ритма. Ведь каждую, и тяжелую, и легкую, долю времени можно заполнить любым количеством звуков различной длительности. Метр — это нечто вроде канвы, по которой можно вышивать различные ритмические узоры.

В нотной записи метр выражается через размер, который записывается в виде дроби: числитель указывает на количество долей, а знаменатель – длительность каждой доли. Размеры бывают простые (2-х и 3-х дольные), сложные (из нескольких простых – 4-х, 6-ти, 9-ти дольные) и смешанные (например, размер 5/4 может складываться так: 

2/4 + 3/4 или   3/4 + 2/4)

 Все звуки отличаются друг от друга по двум основным признакам – высоте и длительности. С помощью ритма мы наводим порядок в длительностях звуков. За порядок звуков по высоте в музыке отвечает лад.

Если мы возьмем несколько различных по высоте звуков, они не составят выразительной мелодии, так же как случайный набор слов не составит осмысленной фразы. Если мы вслушаемся в любую известную мелодию, то поймем, что составляющие ее звуки различаются не только по высоте, но и по значению. Нельзя, например, остановить мелодию на любом звуке – музыка будет требовать продолжения, ее можно завершить, только почувствовав опору, устойчивый звук. Устойчивые и неустойчивые звуки согласуются между собой и образуют лад. Вы уже знаете два самых распространенных лада в классической музыке – мажор и минор – и легко отличаете их на слух, потому что у каждого из них своя, особая организация звуков. А еще лад помогает создать определенное настроение в музыке – веселое или печальное.

 В музыке существует множество ладов; некоторые звучат совсем непривычно для нашего слуха. Например, старинные лады употреблялись много сотен лет назад; у разных народов мира встречаются разные лады народной музыки; часто композиторы придумывают новые, необычные лады для характеристики сказочных, фантастических образов.

Например, Михаил Иванович Глинка для создания образа злого волшебника Черномора в опере «Руслан и Людмила» использует целотонный лад. А другой композитор-«сказочник» Николай Андреевич Римский-Корсаков придумал так называемую «морскую гамму», в которой постоянно чередуются тон и полутон, для фантастического подводного мира Морского Царя в опере «Садко».

Выполни и объясни задание 4 на стр. 2

Г А Р М О Н И Я

 

Лад и ритм помогают в организации мелодии. Но мелодия – это только один музыкальный голос, пусть даже и самый важный, самый заметный. Богатство музыки не исчерпывается мелодией. Оказывается, в каждом музыкальном звуке спрятано множество голосов.

 

Проделайте такой эксперимент: беззвучно нажмите клавишу фа малой октавы. Держите ее, не отпуская, и одновременно с этим громко и отрывисто ударьте по клавише до этой же октавы (квартой ниже). Не отпускайте клавишу фа и прислушайтесь, что звучит? А звучит при этом нота до второй октавы, до которой мы и не дотрагивались.

Такие спрятанные в каждом музыкальном звуке призвуки, почти неразличимые человеческим ухом, называются обертоны. Вот какая шкала обертонов спрятана в звуке до  контроктавы:

 

«Строительными кирпичиками» гармонии являются созвучия – интервалы и аккорды. 

Аккордом называют одновременное сочетание трех и более звуков.  Наше ухо различает созвучия приятные на слух, благозвучные и неприятные, резкие.

Консонанс – так называют спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на сочетании терций, квинт, октав. Обратите внимание: звуки, образующие консонанс расположены в начале обертонового ряда. Поэтому их естественное совпадение и кажется нам приятным, красивым. Диссонанс – неприятное, «колючее» созвучие, основу которого составляют секунды, септимы, тритоны.

Гармония – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды. Во многих музыкальных произведениях гармония играет важнейшую роль, выражает тончайшие смены настроения. Самые прекрасные и выразительные мелодии возводятся композиторами на прочном гармоническом «фундаменте».

Гармонические краски очень разнообразны. Даже самый простой мотив можно гармонизовать разными способами, и он будет каждый раз менять настроение:

 

Мелодия, ритм, лад и гармония – главные средства музыкальной выразительности. Но чтобы они лучше передавали замысел композитора, их необходимо выделять, подчеркивать или, наоборот, прятать. Для этого существует много других средств, которые можно назвать дополнительными. Именно эти дополнительные средства превращают нотный текст в живую музыку.

 

Запомните названия музыкальных произведений, которые слушали на уроке

 и имя композитора, который их написал:

Задания к теме «СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

 

1. Соедини линиями названия элементов музыкального языка с соответствующими словами-характеристиками:

 

РИТМ●  

 

●мажорный, минорный
ДИНАМИКА● ●равномерный, плавный, упругий, пунктирный, острый
РЕГИСТР● ●быстрый, медленный, умеренный, подвижный, сдержанный, стремительный
ТЕМП●   ●высокий, средний, низкий
ЛАД● ● густой, сочный, светлый, темный, блестящий, теплый, холодный
ТЕМБР ● ● тихая, громкая, приглушенная, яркая, контрастная, однообразная

2. Напиши, к каким средствам музыкальной выразительности относятся эти термины:

 

 


3. Реши кроссворд:

 


Реши кроссворд.

И еще один кроссворд.

 

 

 

 

Тембр. Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

 

 

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Мы ходим по улице, что-то видим, что-то замечаем. Точно так же ходят, видят и замечают художники. Так же, но не совсем. Они видят не просто дома, людей, деревья, но ещё и линии, краски, из которых они «сложены». Потом из линий и красок получится картина, рассказывающая нам о красоте мира…

Вы все учитесь играть на музыкальных инструментах. Значит, вы тоже должны быть художниками. Художниками звука. И должны научиться слушать музыку немножко не так, как любители. Настоящий музыкант, слушая, например, симфонию, слышит не только то, что эта музыка красивая, выразительная и волнующая, но и то, почему она красивая, выразительная и волнующая. И вы тоже начинаете учиться отвечать на эти «почему».

 

Средств музыкальной выразительности много, они очень разные. Чтобы не запутаться, мы разделим их на основные и дополнительные, а также выделим еще одно особое средство.

 

Основные Дополнительные Особое
МЕЛОДИЯ РИТМ ЛАД ГАРМОНИЯ ФАКТУРА РЕГИСТР ТЕМП ШТРИХИ ДИНАМИКА ТЕМБР

 

Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Ритм – это согласованность звуков по длительности.

Лад – это согласованность звуков по высоте.

Гармония – это многоголосная музыкальная краска.

Чтобы главные средства лучше «работали», их необходимо подчеркивать, выделять или, наоборот, прятать. Для этого существуют дополнительные средства.

Фактура – это музыкальная ткань, или способ «переплетения» (организации) музыкальных голосов.

Регистр – это группа звуков, имеющая определенную звуковую высоту и окраску. Выделяют три регистра: высокий, средний и низкий.

Темп – это скорость движения музыки.

Штрихи – это способы звукоизвлечения.

Динамика – сила (громкость) звука.

Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных музыкальных инструментах или спеть. Даже если сохранить при этом все выразительные нюансы, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром.

Тембр – особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту.

 

³ Запомните названия музыкальных произведений, которые слушали на уроке

 и имя композитора, который их написал:


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.