Особенности современного периода лингвистики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности современного периода лингвистики

2020-10-20 74
Особенности современного периода лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современный, пятый, период в истории языкознания, если отсчет вести от возникновения научной теории языка в XIX в., отличается следующими чертами.

1. Он характеризуется сосуществованием многих направлений без явных признаков монополии одного из них.

2. Главным объектом изучения продолжает оставаться естественный язык (языки), который исследуется в пространстве, во времени, в структуре и в функции.

3. Сохраняются от предыдущих периодов аспекты, предметные области и методы их изучения. Ни одно из достижений начала и середины XX в. не отброшено.

4. Инойстала языковая ситуация в большинстве регионов и стран мира, прагматичными стали требования к лингвистической науке: от нее ждут большей объяснительной силы..

5. Характерная особенность лингвистики конца XX – начала XXI вв. – это параллельное и нередко одновременное изучение языка в нескольких направлениях и аспектах – как вполне традиционных, так и совершенно новых. Показательна тематика Международной конференции «Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы», (Москва, МГУ,  февраль 1995 г.): 1. Лингвистическая историография, 2. Общие проблемы языкознания, 3. Лингвистика XXI века, 4. Фонетика и фонология, 5. Морфология, 6. Морфемика и словообразование, 7. Синтаксис, 8. Семантика, 9. Лексикология и лексикография, 10. Лингвистика текста и структура дискурса, 12. Когнитивная лингвистика, 13. Компаративистика и типология, 14. Психолингвистика, 15. Социолингвистика, 16. Этнолингвистика, 17. Малые языки, 18. Компьютерная лингвистика, 19. Лингводидактика.

6.Наличие междисциплинарных направлений (социолингвистики, психолингвистики, этнолингвистики и ряда других лингвистик, представляющих собой не механическое объединение (сложение), а качественно новые направления – с выделением своих предметов исследования, методов выработкой терминологического аппарата.

7. Изучение языка с позиций разных наук, причем без игнорирования его самобытности как особого явления и без покушения на самостоятельность других наук.

8. Наука о языке обретает подлинно международный характер, что проявляется: а) в коллективной разработке больших научных тем: ЛАЕ, ОЛА, национальные диалектологические атласы (тапа ДАРЯ) и др.), б) в проведении международных конгрессов, съездов, симпозиумов, в) в создании компьютерных баз данных по крупнейшим, г) в оперативной передаче научной информации, в обмене ею на всех стадиях разработки проблемы (через использование компьютеров, факсов, оргтехники, новых типографских технологий, ускоряющих издание книг и быструю передачу информации на значительные расстояния, г) в использовании интернета как мощнейшего фактора интернационализации науки, получения коллективных результатов и возможности их использования в прикладных целях.

9. Множественность лингвистических центров – а) международных: и б) национальных.

10. Особенно активен рост исследовательских региональных центров в России и других странах в связи с разработкой местных архивных материалов и изучения народных говоров, фольклора и этнографии регионов.

11. Привлечению внимания к вопросам лингвистики, филологии и культуре способствуют общественно-культурных мероприятия (типа «День славянской письменности»), «День родного языка»).

12. При всеобщей активизации лингвистической работы изменилась роль ее лидеров: перестав быть кумирами, они способствуют прогрессу науки (в настоящее время заметно влияние трудов акад. Ю.С. Степанова, Б.А. Серебренникова, Вяч. Всев. Иванова, О.Н. Трубачева, Н.И. Толстого, чл.-кор. РАН Солнцева, Ф.П. Филина, проф. Н.Ф. Лосева, М.В. Панова, А.В. Бондарко и ряда др.

13. Усложнились методы исследования, к традиционным добавились новые – индуктивно-дедуктивные, многооперационные, инструментальные, особенно в связи с инженеризацией некоторых отраслей лингвистики и смежных с нею наук.

14. Происходит филиация ранее единых наук и направлений (славистика выделяет в качестве самостоятельных отраслей – палеославистику, дешифровку письменно стей и др.; интерлигвистика, помимо занятий вспомогательными языками (типа эсперанто, новиаль) начинает интересоваться вопросами языкового планирования, воздействия человека на язык, международной стандартизацией терминологии [Кузнецов 1984]. Растет число исследовательских областей, ощущающих себя самостоятельными направлениями и претендующих на статус особых лингвистик: онтолингвистика, гендерная лингвистика, квантитативная лингвистика, юрислингвистика, а также речевая коммуникация, межкультурная коммуникация, лингвокультурология, вариантология, герменевтика.

Определенную дифференциацию науке о языке придают научные школы. Напр., Московская лингвистическая школа (МЛШ), создателем которой был акад. Ф.Ф. Фортунатов, есть основания говорить о Петербургской школе. Одной из крупнейших в отечественном и мировом языкознании является Виноградовская школа, возникшая в 40-50 гг. XX в. и активно функционирующая в настоящее время, причем во всехразделах и подразделах языкознания – в области историко-лингвистических дисциплин, стилистики в ее нормативной (культура речи и др.) и историко-функциональной разновидностях (функциональные и авторские стили), в области дисциплин, дающих системное описание литературного языка (фонетики, лексики, фразеологии и др.), языка художественной литературы и языка писателей, в истории филологических учений.

15. Интенсификации научных исследований способствуют правительственные фонды, направленные на поддержку авторских и издательских проектов (напр., Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), (РФФИ), совместные фонды Министерства образования Российской Федерации и РГНФ, конкурсы альтернативных учебников, авторских программ, интегрированных курсов; получают развитие и неправительственные фонды. Возрастает и роль издательств в объединении творческого потенциала ученых и преподавателей вузов Лингвистическая жизнь современного мира достаточно полно представлена в Интернет.

    II. Характеристика основных направлений, проблем и аспектов современной лингвистики (70-е гг. XX в. – XXI в.)

1.История (историография) лингвистики. 2. Сравнительно- историческое языкознание. 3. Типологическое языкознание. 4. Социальная лингвистика. 5. Ареальная лингвистика. 6. Этнолингвистика. 7. Антропологическая лингвистика. 8. Психолингвистика. 9. Когнитивная лингвистика. 10. Перспективные маршруты лингвистического поиска. Корпусная лингвистка.

Литература по разделу «Современный период языкознания» (70-е гг. XX в.– XXI в.)

а) основная

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М., 2009.

2. Бондалетов В.Д. Солциальная лингвистика. Из д. 2-е, дополненное, 2011,

2012. – 200 с.

3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. Изд. 2-е, дополгнггое, 2012. – 312 с.

4. Зеленецкий, А. Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / А. Л. Зеленецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 252 с.

5. Караулов, Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2010. – 328 с.

6. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учеб. пособие. Под ред. В.Д. Бондалетова – М.: Флинта: Наука, 2004, 2006.

7. Шулежкова С. Г. История лингвистических учений. Историй лингвистических учений с древнейших времён до наших дней. М. – Флинта: Наука, 2004.

 

б) дополнительная литература:

Введение в языковедение: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. В. Блинов и др. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 342 с.

Вендина, Т. И. Введение в языкознание: учеб. пособие / Т. И. Вендина. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 391 с.

Зеленецкий, А. Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / А. Л. Зеленецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 252 с.

Караулов, Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2010. – 328 с.

Карданова, К. С. Языковая картина мира: мифы и реальность / К. С. Карданова // РЯШ. – 2010. – № 9. – С. 61–65.

Леонтьев, А. А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: учебно-справочное пособие / А. А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. – 312 с.

Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. Изд. 3. – М.: УРСС, 2005. – 312 с.

Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов / М. Р. Львов. – М.: Academia, 2000. – 247 с.

Маслова, А. Ю. Введение в прагмалингвистику: учеб. пособие / А. Ю. Маслова. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 152 с.

Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В. А. Маслова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 296 с.

Мечковская, Н. Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – 5-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 312 с.

Шелякин, М. А. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы: учеб. пособие / М. А. Шелякин. – М.: Флинта; Наука, 2005. – 296 с.

А. А. Волкова. – М.: Добросвет, 2003. – 736 с.

ык и наука конца XX века: сб. статей. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 432 Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – 2-е стер. изд. – М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2006. – 784 с.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь / под общ. ред. Ю. Е. Прохорова. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 736 с.

Скворцов, Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи / Л. И. Скворцов. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 1136 с.

Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.

 

Разработчики:

Кафедра русского языка и методики его преподавания д.ф.н., профессор Бондалетов В.Д.

Эксперты:

министерство образования и науки Самарской области      к.ф.н., доцент, ведущий специалист        управления реализации                      общеобразовательных                      программ министерства                      образования и науки                      Самарской области                       Д.Ю. Гатин
МОУ Самарский медико- технический лицей   директор, учитель русского языка и литературы,                 заслуженный учитель РФ   Н.Б. Серебрякова

.

 

 

                    

     

 


 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.