Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-08-20 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
для студентов
педиатрического факультета
Оренбург - 2009
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии
С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов
педиатрического факультета
Оренбург - 2009
УДК:[611.3:612.3:616.3 – 053.2 – 071] (075.8)
Авторы: Мотыженкова О.В., Зыкова Л.С.,
Любимова О.К.
Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов педиатрического факультета. – 2009. – с.
Аннотация: в пособии представлены некоторые особенности пищеварения у детей, особенности жалоб, анамнеза, методики и методов исследования органов пищеварения. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Рецензенты:
Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.
Оренбургская государственная медицинская академия
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Тема занятий ……………………………………………….. | 6 |
2. | Целевые установки ………………………………………… | 6 |
3. | Теоретическая справка ……………………………………. | 8 |
4. | Занятие 1. «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» Самостоятельная работа во внеучебное время.…... | 9 |
4.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. | 9 | |
4.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы…………………………………………. | 10 | |
4.3. Особенности пищеварения у детей …………………... | 11 | |
4.4. Анатомия и физиология внепеченочной билиарной системы ……………………………………………………… | 12 | |
4.5. Рекомендации по методике исследования органов пищеварения у детей ………………………………………... | 15 | |
4.6. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. | 26 | |
5. | Формы самостоятельной аудиторной работы на I занятии.............................................................................. | 31 |
6. | ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | |
6.1. Материальное обеспечение 1 занятия ……………… | 32 | |
6.2. Интеграция темы «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» …………………… …………………….. | 32 | |
7. | Занятие 2. «Методы исследования органов пищеварения у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время.….. | 33 |
7.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. | 33 | |
7.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии… | 34 | |
7.3. Письменное задание и список литературы …………... | 34 | |
7.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………… | 35 | |
8. | Формы самостоятельной аудиторной работы на 2 занятии…………………………………………………. | 40 |
9. | ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | |
9.1. Желудочная секреция и кислотность у детей разного возраста ………………………………………………………. | 42 | |
9.2. Техника проведения фракционного исследования желудочного сока …………………………………………… | 43 | |
9.3. Стимуляторы желудочной секреции …………………. | 46 | |
9.4. Многодатчиковая внутрижелудочная РН-метрия …… | 47 | |
9.5. Дуоденальное зондирование ………………………….. | 48 | |
9.6. Функции печени ………………………………………... | 52 | |
9.7. Основные показатели биохимического анализа крови, характеризующие функции печени ………………………... | 53 | |
9.8. Копрологические исследования ………………………. | 55 | |
9.9. УЗИ органов брюшной полости ………………………. | 57 | |
9.10. Эндоскопические методы исследования …………….. | 58 | |
9.11. Рентгенография органов пищеварения ……………… | 60 | |
10. | ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | |
10.1. Материальное обеспечение 2 занятия ………………. | 66 | |
10.2. Интеграция темы «Методы исследования органов пищеварения у детей» ………………………………………. | 67 | |
11. | Занятие 3. «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время…………………………………………. | 67 |
11.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию ……………………………………………………. | 67 | |
11.2. Письменное задание ………………………………….. | 68 | |
11.3. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы ………………………………………... | 68 | |
11.4. Клинические задачи для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. | 70 | |
12. | Формы самостоятельной аудиторной работы на 3 занятии ………………………………………………… | 76 |
13. | ПРИЛОЖЕНИЕ 4 | |
13.1. Некоторые заболевания органов пищеварения …….. | 78 | |
14. | ПРИЛОЖЕНИЕ 5 | |
14.1. Материальное обеспечение 3 занятия ………………. | 82 | |
14.2. Интеграция темы «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей»……………………….. | 83 |
1. ТЕМА: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И
СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Изучить на уровне воспроизведения по памяти:
1. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, особенности регуляции процессов пищеварения у детей.
2. Основные симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы.
3. Биохимические показатели крови, характеризующие функциональное состояние печени.
4. Технику проведения желудочного и дуоденального зондирования.
5. Правила подготовки ребенка к УЗИ органов пищеварения, к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию пищеварительной системы.
Овладеть умениями:
1. Целенаправленно собрать и оценить анамнез у ребенка с патологией органов пищеварения.
2. Провести осмотр, пальпацию, перкуссию органов пищеварения у детей разного возраста.
3. Описать результаты объективного исследования ребенка в рабочих тетрадях.
4. Выделить синдромы поражения у больных с патологией органов пищеварения.
5. Оценить анализы желудочного сока, желчи, биохимические анализы крови, копрограммы, результаты бактериологического исследования кала.
Иметь представление о:
1. Дополнительных методах исследования системы пищеварения у детей:
а) УЗИ органов пищеварения с определением показателя двигательной функции (ПДФ) желчного пузыря;
б) эндоскопических методах:
- ЭГДС с интрагастральной Ph –метрией
- колонофиброскопии
- ректороманоскопии
- лапараскопии брюшной полости
в) радиологических методах (динамической
гепатобилисцинтиграфии)
г) рентгенологических:
- R- скопии (графии) пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария
- ирригоскопии (графии)
- холецистографии
- компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной холангиопанкреатографии.
2. Некоторых нозологических формах патологии пищеварительной системы:
- пилоростенозе, пилороспазме
- гастрите
- дуодените
- дискинезии желчевыводящих путей (дисфункциональных расстройствах билиарного тракта)
- холецистите, холангите
- гепатите
- панкреатите
- муковисцидозе
- энтерите, колите.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Больные с патологией желудочно – кишечного тракта среди обратившихся за медицинской помощью в лечебные учреждения занимают одно из ведущих мест, а в экстренной хирургии – первое место.
Распространенность заболеваний органов пищеварения у детей в разных регионах России достигает 297-400 на 1000 (Пайков В.Л., Эрман, Л.В.,1998)
Эта патология отрицательно сказывается на здоровье детского населения и может приводить в дальнейшем к серьезным осложнениям у взрослых.
Для ранней диагностики и успешного лечения заболеваний органов пищеварения врачу необходимо знать особенности строения и функционирования каждого отдела пищеварительной системы у детей, симптомы поражения, уметь провести клиническое обследование данной системы, оценить результаты лабораторных, инструментальных методов исследования органов пищеварения.
Изучению данных вопросов посвящены три практических занятия:
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!