Тема мечтательства. Образ главного героя — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема мечтательства. Образ главного героя

2020-07-03 260
Тема мечтательства. Образ главного героя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История создания

  Судя по всему, Достоевский активно работал над  романом «Белые ночи» в сентябре-ноябре 1847 года. Впервые произведение было напечатано в 1848 году в журнале  «Отечественные записки» (№12).

Жанр

«Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»)

Следует отметить, что произведение написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Особенность сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

Герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Смысл названия

Смысл названия заключает в себе два значения – прямое и переносное, символическое.

Прямое значение:

Белые ночи - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней,  и всю ночь длятся сумерки. В Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля.

Символическое значение:

Слово «ночь» вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил и другие. Но оксюморонное сочетание (Оксю́морон, окси́морон, а также оксюморóн, оксиморóн — до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс) «белые ночи» помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.

Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

Эпиграф

 В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (1843).

У Тургенева:

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя.

Тематика романа

В произведении «Белые ночи» Достоевский затрагивает такие важные темы, как одиночество и счастье, любовь и «мечтательство» и другие.

Одна из главных тем произведения «Белых ночей» - это тема одиночества в большом городе. По мнению писателя, «мечтатели» по сути являются жертвами общества, в котором живут. Мечтатели - это результат нестабильности и неблагоприятной социальной ситуации в Петербурге середины XIX века. Мечтатели - молодые люди, живущие уединенно и одиноко в большом, шумном городе. Они хотят быть счастливыми и видеть смысл в своей жизни, быть нужными и полезными в обществе.

Еще одна из важных тем, которой касается писатель, - это тема маленьких людей. Мечтатель, Настенька, бабушка, «жилец» - все это «маленькие люди», бедные и простые.

Тема любви в романе «Белые ночи» раскрывается через любовь Настеньки и ее возлюбленного «жильца», а также через бескорыстную и неразделенную любовь Мечтателя к Настеньке.

Образ Настеньки

Настенька – красивая семнадцатилетняя девушка с черными кудрявыми волосами и черными глазами. Она очень юна и очень трогательна. Описывая свою героиню, автор часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Они не только показывают нежное отношение писателя к Настеньке, но и подчеркивает ее юность, а также некоторую ребячливость и инфантильность.

Автор не дает подробного портрета героини, мы видим Настеньку глазами Мечтателя, а для него внешность девушки не так уж важна. Он воспринимает ее как некое воплощение очарования, ума и искренности – всего того, что он угадал в девушке почти с первого ее слова.

Настенька  – сирота. Она не чувствует поддержки от близких, ей трудно решить свою судьбу. Девушку воспитывает строгая бабушка. Внучку бабушка держит при себе, приколов ее одежду к своей с помощью булавки. Эта булавка – знак неуважения и недоверия старушки к своей внучке. Настенька все время ощущает это недоверие, чувствуя себя уязвленной и униженной. А какой позор она переживает, когда эту булавку замечает чужой человек – один из жильцов, квартирующих у Настенькиной бабушки! Неудивительно, что душа девушки так и рванулась навстречу человеку с добрым и любящим сердцем, и Настенька полюбила.

Когда возлюбленный Настеньки не дает о себе знать и кажется, что его чувства померкли, девушка почти приходит в отчаянье. Но все же ее характер, живой, добрый и ясный, не дают ей впасть в уныние. Она умеет жить настоящим, ценить доброе отношение хорошего человека – Мечтателя. Настенька, честная, великодушная и чуткая, сразу замечает такие же черты у нового знакомого. Настенька по-своему привязывается к Мечтателю. Она ценит его лучшие душевные качества и поверяет ему свои тайны.

Но девушка, в отличие от молодого человека, стремится к реальной жизни. Она более энергична и более приземленна. Настенька хочет конкретного счастья с конкретным человеком, которого она любит и который, как она полагает, любит ее. И, что самое удивительное, она не ошибается. Девушка, не получившая хорошего образования и воспитания, сама считающая себя не особо умной, оказывается удивительно проницательной. Она ни разу не ошиблась в человеке.

Настенька порывиста, решительна, эмоциональна. Она решается на побег с возлюбленным, причем она даже не знает, любит ли ее жилец – ее избранник. Реакции девушки непосредственны и наивны.

Образ Настеньки – нежный и поэтичный. Писатель придал ему множество очаровательных черт. Она мила, красива, искренна и добра, прекрасно понимает людей и относится к окружающим доброжелательно, но без навязчивости. Она, вероятно, стала бы идеальной подругой для Мечтателя, но ее сердце отдано другому.

 

Образ города

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика.

Главные герои не раз говорят о своем городе Петербурге. Они  обсуждают погоду, закаты, рассветы и т.д.

По мнению Мечтателя, весна в Петербурге - это особенное, необъяснимое и трогательное время года. Весеннее небо, рассвет и заря в Петербурге имеют свои особенности: «...на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе...», «... когда заря блеснет розовым лучом в окна и рассвет осветит угрюмую комнату своим сомнительным фантастическим светом, как у нас, в Петербурге...».

Петербург - большой и многолюдный город, в котором кипит жизнь: «...кругом тебя гремит и кружится в жизненном вихре людская толпа <... > их жизнь вечно обновляющаяся, вечно юная, и ни один час ее не похож на другой...». По мнению Мечтателя, жители разных районов  Петербурга отличаются между собой. Летом Петербург пустеет из-за дачного сезон. В опустевшем город Мечтатель чувствует себя еще более одиноким, чем обычно.

Петербург - загадочный и необычный город. В нем есть особенные места, в которых живут «мечтатели» - люди одинокие, сентиментальные и романтичные.

Дома и здания Петербурга напоминают живых людей со своими историями и характерами. Дома в Петербурге становятся «приятелями» одинокого Мечтателя:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж».

Герой описывает историю одного из домов: «... был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо <...> мой приятель пожелтел, как канарейка <...> я еще до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи...»

Автор использует в описании домов розовый цвет – цвет юности и радости.«Караул, домик красят в желтую краску!» Почему же желтый цвет, символизирующий солнце, вдруг приобретает негативную окраску? В романе есть слово, которое можно было поставить в один ряд со словом желтый – желчь. При жизни Достоевского желтый и желчный писались через о. «Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский» (В.Кожинов, литературовед). В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой. Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Мечтатель воспринимает город поэтически. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению. У Мечтателя есть любимые места в Петербурге, где он особенно счастлив.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Динамика развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Основная мысль произведения

Оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Объем – минимум 250 слов.

История создания

  Судя по всему, Достоевский активно работал над  романом «Белые ночи» в сентябре-ноябре 1847 года. Впервые произведение было напечатано в 1848 году в журнале  «Отечественные записки» (№12).

Жанр

«Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»)

Следует отметить, что произведение написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Особенность сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

Герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Смысл названия

Смысл названия заключает в себе два значения – прямое и переносное, символическое.

Прямое значение:

Белые ночи - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней,  и всю ночь длятся сумерки. В Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля.

Символическое значение:

Слово «ночь» вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил и другие. Но оксюморонное сочетание (Оксю́морон, окси́морон, а также оксюморóн, оксиморóн — до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс) «белые ночи» помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.

Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

Эпиграф

 В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (1843).

У Тургенева:

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя.

Тематика романа

В произведении «Белые ночи» Достоевский затрагивает такие важные темы, как одиночество и счастье, любовь и «мечтательство» и другие.

Одна из главных тем произведения «Белых ночей» - это тема одиночества в большом городе. По мнению писателя, «мечтатели» по сути являются жертвами общества, в котором живут. Мечтатели - это результат нестабильности и неблагоприятной социальной ситуации в Петербурге середины XIX века. Мечтатели - молодые люди, живущие уединенно и одиноко в большом, шумном городе. Они хотят быть счастливыми и видеть смысл в своей жизни, быть нужными и полезными в обществе.

Еще одна из важных тем, которой касается писатель, - это тема маленьких людей. Мечтатель, Настенька, бабушка, «жилец» - все это «маленькие люди», бедные и простые.

Тема любви в романе «Белые ночи» раскрывается через любовь Настеньки и ее возлюбленного «жильца», а также через бескорыстную и неразделенную любовь Мечтателя к Настеньке.

Тема мечтательства. Образ главного героя

Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман «Мечтатель», ибо, как считал писатель, «и все мы более или менее мечтатели».

Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в 1847 году в «Петербургской летописи» (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете «Санкт-Петербургские ведомости»)(фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты).

«…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир <…> вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».

Эту характеристику мечтателя можно отнести и к герою «Белых ночей».

Мечтателю 26 лет. Он простой, бедный, незначительный человек. Герой живет в Петербурге уже 8 лет, в отдаленном районе, где-то служит, вероятно, чиновником. Он беден и живет от получки до получки. О внешности героя мало что известно. Автор упоминает, что у Мечтателя бледное лицо и «широкая созерцательная улыбка»:

Почему главный герой называет себя Мечтателем? Потому что он действительно является мечтательным молодым человеком, который живет в мире своих фантазий и мечтаний. Мечтатель фантазирует на самые разные темы. Таким способом он спасается от своей пустой и безрадостной жизни.

У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер. Мечтатель живет в небольшой и скромной комнате:

«... в комнатке было темно, на дворе пасмурно...»

«... зеленые, закоптелые стены, потолок, завешанный паутиной...»

В жилище главного героя преобладают цвета: зелёный -цвет надежды, жёлтый – «цвет радостный, бодрящий и нежный», по определению Гёте (в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом).

Мечтатель - это прекрасный человек, в основе его мироощущения лежат доброта, участие к людям, любовь к окружающему миру. Но он глубоко одинок. У него нет знакомых и друзей, потому что он не стремится их заводить. Мечтатель невинен и неопытен и не имеет опыта общения с женщинами. Он был влюблен лишь в мечтах и никогда - наяву. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист, он  готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Однажды, прогуливаясь по ночному городу, герой спасает от приставаний прохожего 17-летнюю Настеньку и влюбляется в нее. Они проводят вместе несколько вечеров. Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность. Он понял, что любовь спасет его от бесплодных фантазий и утолит жажду настоящей жизни. Любовь Мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

У Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет

В одинокие вечера.

Я люблю тебя, это значит –

Я желаю тебе добра

Образ Настеньки

Настенька – красивая семнадцатилетняя девушка с черными кудрявыми волосами и черными глазами. Она очень юна и очень трогательна. Описывая свою героиню, автор часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Они не только показывают нежное отношение писателя к Настеньке, но и подчеркивает ее юность, а также некоторую ребячливость и инфантильность.

Автор не дает подробного портрета героини, мы видим Настеньку глазами Мечтателя, а для него внешность девушки не так уж важна. Он воспринимает ее как некое воплощение очарования, ума и искренности – всего того, что он угадал в девушке почти с первого ее слова.

Настенька  – сирота. Она не чувствует поддержки от близких, ей трудно решить свою судьбу. Девушку воспитывает строгая бабушка. Внучку бабушка держит при себе, приколов ее одежду к своей с помощью булавки. Эта булавка – знак неуважения и недоверия старушки к своей внучке. Настенька все время ощущает это недоверие, чувствуя себя уязвленной и униженной. А какой позор она переживает, когда эту булавку замечает чужой человек – один из жильцов, квартирующих у Настенькиной бабушки! Неудивительно, что душа девушки так и рванулась навстречу человеку с добрым и любящим сердцем, и Настенька полюбила.

Когда возлюбленный Настеньки не дает о себе знать и кажется, что его чувства померкли, девушка почти приходит в отчаянье. Но все же ее характер, живой, добрый и ясный, не дают ей впасть в уныние. Она умеет жить настоящим, ценить доброе отношение хорошего человека – Мечтателя. Настенька, честная, великодушная и чуткая, сразу замечает такие же черты у нового знакомого. Настенька по-своему привязывается к Мечтателю. Она ценит его лучшие душевные качества и поверяет ему свои тайны.

Но девушка, в отличие от молодого человека, стремится к реальной жизни. Она более энергична и более приземленна. Настенька хочет конкретного счастья с конкретным человеком, которого она любит и который, как она полагает, любит ее. И, что самое удивительное, она не ошибается. Девушка, не получившая хорошего образования и воспитания, сама считающая себя не особо умной, оказывается удивительно проницательной. Она ни разу не ошиблась в человеке.

Настенька порывиста, решительна, эмоциональна. Она решается на побег с возлюбленным, причем она даже не знает, любит ли ее жилец – ее избранник. Реакции девушки непосредственны и наивны.

Образ Настеньки – нежный и поэтичный. Писатель придал ему множество очаровательных черт. Она мила, красива, искренна и добра, прекрасно понимает людей и относится к окружающим доброжелательно, но без навязчивости. Она, вероятно, стала бы идеальной подругой для Мечтателя, но ее сердце отдано другому.

 

Образ города

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика.

Главные герои не раз говорят о своем городе Петербурге. Они  обсуждают погоду, закаты, рассветы и т.д.

По мнению Мечтателя, весна в Петербурге - это особенное, необъяснимое и трогательное время года. Весеннее небо, рассвет и заря в Петербурге имеют свои особенности: «...на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе...», «... когда заря блеснет розовым лучом в окна и рассвет осветит угрюмую комнату своим сомнительным фантастическим светом, как у нас, в Петербурге...».

Петербург - большой и многолюдный город, в котором кипит жизнь: «...кругом тебя гремит и кружится в жизненном вихре людская толпа <... > их жизнь вечно обновляющаяся, вечно юная, и ни один час ее не похож на другой...». По мнению Мечтателя, жители разных районов  Петербурга отличаются между собой. Летом Петербург пустеет из-за дачного сезон. В опустевшем город Мечтатель чувствует себя еще более одиноким, чем обычно.

Петербург - загадочный и необычный город. В нем есть особенные места, в которых живут «мечтатели» - люди одинокие, сентиментальные и романтичные.

Дома и здания Петербурга напоминают живых людей со своими историями и характерами. Дома в Петербурге становятся «приятелями» одинокого Мечтателя:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж».

Герой описывает историю одного из домов: «... был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо <...> мой приятель пожелтел, как канарейка <...> я еще до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи...»

Автор использует в описании домов розовый цвет – цвет юности и радости.«Караул, домик красят в желтую краску!» Почему же желтый цвет, символизирующий солнце, вдруг приобретает негативную окраску? В романе есть слово, которое можно было поставить в один ряд со словом желтый – желчь. При жизни Достоевского желтый и желчный писались через о. «Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский» (В.Кожинов, литературовед). В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой. Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Мечтатель воспринимает город поэтически. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению. У Мечтателя есть любимые места в Петербурге, где он особенно счастлив.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Динамика развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Основная мысль произведения

Оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.