Деревья. Новогодний праздник — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Деревья. Новогодний праздник

2020-11-03 148
Деревья. Новогодний праздник 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«В лесу родилась елочка »

Цель: уточнить и расширить словарь по теме,

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».

 

«Один - много»

 Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч:

елка - елки ветка - ветки

иголка – иголки шишка - шишки

игрушка – игрушки          хлопушка – хлопушки

шар - шары

«Украсим елку к празднику »

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

«Назови ласково »

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому:

елка - елочка иголка - иголочка

ветка - веточка шишка - шишечка

шар - шарик

«Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

«Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

«Сложи елочку»

Цель: развивать зрительное внимание, конструктивные навыки, пространственные представления.

Описание игры. Загадайте детям загадку:

Зимой и летом – одним цветом. (Елочка)

Когда она будет отгадана, предложите сложить елочку из счетных палочек. Для этого дайте детям по 4 счетные палочки зеленого цвета. Сами сложите елочку – образец. В процессе выкладывания называйте части елочки: ствол,  верхние ветки,  нижние ветки.

Затем помогите детям выполнить конструирование из палочек. Когда работа будет закончена, попросите детей показать у елочки ствол и ветки, верх и низ. Пересчитайте вместе с детьми количество веток – счетных палочек.

 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

«Птичий двор»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики.

Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем;», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку».

«Кто как кричит?»

Цель: научить ребенка узнавать домашних птиц  по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какой-либо домашней птицы, и бросает мяч ребенку. Тот называет эту птицу и возвращает мяч: «Ко-ко» (курица). «Ку-ка ре-ку» (петух), "кря - кря" (утка). «га-га» (гусь). «Бал-бал-бал» (индюк).

«Узнаем по голосу»

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражаний

Описание игры. Предложите детям определить по голосам разных домашних птиц – узнать песню и назвать ее подходящим словом. Например: «Кря-кря-кря». – Кто это? – Это крякает утка.

«Ку-ка-ре-ку!» - Кто это? - … (Это кукарекает петух.)

«Ко-ко-ко,  куд – куда». – Кто это? - …(Это кудахчет курица.)

«Пи –пи-пи». – Кто это? - … (Это пищит цыпленок.)

«Га-га-га». – Кто это? - … (Это гогочет гусь.)

«Бал –бал-бал». - … Кто это? - … (Это балбочет индюк.)

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч:

петух - петухи курица - курицы

цыпленок - цыплята   утка - утки

«Разрезнаякартинка»

Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.

Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза).

Ход. Игра проводиться после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». Речь ребенка активизируют вопросами: «Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко?» и т.д.

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Давайпознакомимся»

(проводится аналогично игре из темы «Домашние животные») В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь - это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.

«Помоги маме найти своих детенышей »

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, медведица и говорит: «Медведица  плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей медведицы. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

 

«Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.} Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.}

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч:

 заяц - зайцы лиса - лисы

волк - волки медведь - медведи

зайчонок - зайчата лисенок - лисята

волчонок - волчата медвежонок - медвежата

«Лисьи прятки »

Цель: упражнять в употреблении предлога за.

Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.

Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

"Кто чем питается ?"

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

"В лесу"

Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы.

Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы.

Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?"

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

 «Мяч кидай — слово называй»

Цель: формировать грамматические навыки — учить образовывать названия де­тенышей животных.

Описание игры. Заранее приготовьте маленький вязаный мячик, набитый горохом или фасолью. До начала игры дайте детям возможность пощупать мячик. Обсудите с малышами, что находится внутри игрушки.

Киньте мяч над столом одному из детей и скажите при этом: «Лиса». Попросите малыша, поймав мяч, бросить его обратно, назвав при этом детеныша лисы. Ребенок кидает мяч взрослому, говоря: «Лисенок». Затем киньте мяч следующему ребенку и произнесите при этом название другого животного. И так далее.

 «Скажи, какой»

Цель: подбирать прилагательные к существительным; согласовывать слова в пред­ложении в роде, числе и падеже; развивать ловкость и внимание

Описание игры. Воспитатель кидает мячик ребенку и произносит название дикого животного. Дети будут ловить мяч и кидать его вам обратно, подбирая подходящее по смыслу прилагательное.

Педагог                                        Дети

Заяц        Пушистый (белый, серый, косоглазый, длинноухий, пугливый).

Волк        Злой (голодный, серый, зубастый).

Лиса        Хитрая (рыжая, пушистая).

Медведь  Косолапый (неуклюжий, бурый).

Белка      Пушистая (рыжая, быстрая, ловкая).

 «Силуэт и контур»

Цель: развивать зрительное внимание; подбирать к рисунку его контурное и си­луэтное изображение (для детей младшего возраста слово «силуэт» можно заменить словом «тень»); закрепить знания белого, черного, рыжего, бурого, серого цвета; учить детей употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Описание игры. Раздайте детям предметные картинки с изображением диких животных  и попросите назвать их. Затем предъявите малышам картинки с силуэтным изображением тех же животных и спросите у детей: «У кого тень вол­ка?» После этого предложите малышам выбрать контурное изображение. Для этого покажите следующие картинки и спросите: «У кого контур медведя?» Когда дети получат все три картинки, попросите их собрать дорожку из картинок, так чтобы застегнулись «замочки» между ними (как при собирании паз лов).

Когда все картинки будут разложены по порядку, уточните цвет каждой из них. Попросите детей, указывая на соответствующие картинки, произнести фразы: «Это медведь. Это тень медведя. А это контур медведя».

 

«Где чья мама?»

Цель: развивать зрительное внимание; расширять словарь по теме «Дикие жи­вотные; закреплять в словаре детей названия детенышей диких животных, учить употреблять их в речи в единственном и множественном числе.

Описание игры. Покажите детям изображения нескольких взрослых животных. Попросите малышей найти среди разложенных на столе картинок детены­шей этих животных. Дайте задание детям положить картинки с детенышами возле изображения взрослого животного. Разложив все картинки по местам, дети считают количество детенышей у каждой мамы.

Примечание. На столе должно быть заведомо большее количество картинок с де­тенышами. Так, если ребенок ищет детенышей медведя и зайца, то среди лежащих на столе картинок должны быть не только медвежата и зайчата, но и волчата, бель­чата, лисята.

 

«Лиса и лисенок»

Цель: закреплять знание названий частей тела животных; учить употреблять в ре­чи имена существительные в единственном и множественном числе, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Описание игры. Покажите детям картинки с лисой и лисенком и предложите срав­нить этих животных. Скажите: «У лисы голова, а у лисенка головка. У лисы нос, а у лисенка — носик». Предложите детям назвать у лисы и лисенка глаза, рот, уши, усы; затем — лапы, спину, живот и хвост.

Аналогично можно дать задание по сравнению любых диких животных и их де­тенышей.

 

 

Весна.

"Что бывает весной?

Цель: закрепить понятие о весенних  явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Весной тает снег. Весной тает лед. Весной появляются подснежники. Весной прилетают птицы. Весной на деревьях вырастают зеленые листочки. Весной радостно поют птицы. и т. д

"Кораблик "

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: Бумажный лист для изготовления лодочки.

Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. Сначала ребенок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. Взрослый читает стихотворение А. Барто "Кораблик" Матросская шапка

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам.

И просят меня: -

Прокати, капитан!

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому:

снег - снежок вода - водичка

ручей - ручеек солнце - солнышко

лодка - лодочка корабль - кораблик

луч – лучик         лед – ледок

проталина – проталинка ветер – ветерок

сосулька - сосулечка

«Разрезнаякартинка »

Цель: научить складывать картинку из четырех частей, активизировать речь.

Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям).

Ход. Взрослый предлагает щебенку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребенка вопросами.

 

 

«Туча, туча, улетай»

Цель: развивать физиологическое и речевое дыхание.

Описание игры. Покажите малышам пособие «Солнышко и туча» в том положении, когда солнце закрыто бумажной тучей, прикрепленной к картинке с по­мощью нитки. Скажите:

Туча солнце закрывает

И весну к нам не пускает.

Давайте прогоним тучу,

 Погода станет лучше.

Покажите детям, как надо подуть на пособие, чтобы туча улетела. Для этого рас­положите пособие в горизонтальной плоскости. Скажите:

Туча, туча, улетай!

Солнышко не закрывай.

Затем подуйте на бумажную тучу так, чтобы она слетела с картинки. Предложите детям по очереди повторить слова и действие. Скажите малышам, что теперь будет ярко светить солнце и совсем скоро придет весна.

«Воробей»

Цель: развивать у детей навык речи с движением.

Описание игры. Прочитайте детям стихотворение М.Клоковой «Зима прошла», сопровождая его соответствующими движениями:

 

Воробей с березы        (Прыгать, изображая воробьев.)

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза — (Прыгать и чирикать.)

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,        (Длительно произносить звук [с], разводя руки в стороны.)

И не зябнут лапки

 

Скок, скок, скок!        (Прыгать и произносить: «Скок-скок-скок!».)

Высохнут овражки —

Прыг, прыг, прыг!       (Прыгать и произносить: «Прыг, прыг, прыг!».)

Вылезут букашки —

Чик-чирик!                 (Прыгать и чирикать.)

 

«Чего весной не стало?»

Цель: закреплять в речи детей имена существительные в родительном падеже.

Описание игры. Напомните детям, что зимой были морозы, повсюду лежал снег, реки сковывал лед... Теперь пришла весна. Попросите малышей помочь вам расска­зать, чего не стало весной. Вы произносите фразу, а дети будут договаривать послед­нее слово:

Зимой были морозы, а весной нет... (морозов).

Зимой были снежинки, а весной нет... (снежинок).

Зимой был снег, а весной нет... (снега).

Зимой были сугробы, а весной нет... (сугробов).

Зимой был лед, а весной нет... (льда).

«Вспомни и скажи»

Цель: развивать память детей; расширять глагольный словарь.

Описание игры. Произнесите словосочетания и попросите детей их запомнить: «Светит солнце. Тает снег. Журчат ручейки. Поют птицы. Распускаются подснеж­ники».

Затем произнесите по одному слову из этих словосочетаний и попросите детей вспомнить второе слово. Спросите малышей, что весной делает солнце,  снег, ручейки, птицы, подснежники; что весной светит, тает, журчит, распускается; кто поет.

 

ТРАНСПОРТ

«Чудесный мешочек»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.

Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые - людей.

."Покатаем в машине игрушки "

Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.

Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.

«Один – много

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч:

машина - машины грузовик - грузовики

колесо - колеса кабина - кабины

фара — фары груз - грузы

пассажир - пассажиры

«Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.

"Выложи грузовую машину "

Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи.

Оборудование: Два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.

Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами:"Какую фигуру возьмешь сначала? Что это будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?" Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.

«По дорожке»

Цель: развивать мелкую моторику; закреплять названия цветов (красный, жел­тый, зеленый, синий, оранжевый, голубой), дать представление о величине (длин­ный, короткий).

Описание игры. Положите перед детьми игровое поле, на котором изображено 6 цветных дорожек, идущих от домика, расположенного в центре поля, в разных направлениях. Попросите детей по очереди прокатить по одной из дорожек маленькую машинку. Затем спросите каждого из детей, по какой дорожке он ехал, куда приехал, какого цвета и длины была его дорожка. А также пусть юный шофер скажет, какая была эта дорожка: прямая или извилистая.

«Что везет машина?»

Цель: развивать мелкую моторику, связную речь; закреплять в речи предлог «для».

Описание игры. Покажите детям пособие «Грузовая машина» с кузо­вом, в который могут вставляться разные виды грузов и вместе с детьми называет их: «Песок, мебель, игрушки, арбузы». Скажите малышам, что эта грузовая машина едет в детский сад — она везет для ребят разные вещи и продукты.

После этого детям предлагается по собственному выбору вставить в кузов какой-либо из грузов и рассказать: «Машина едет в детский сад. Она везет фрукты для ре­бят». Или «Машина едет в детский сад. Она везет игрушки для ребят».

«Домино»

Цель: развивать внимание и память; закреплять в речи имена существитель­ные — названия разных видов транспорта.

Описание игры. Возьмите себе одну из шести карточек домино с изображением двух видов транспорта, а остальные раздайте детям. Положите на стол перед малышами свою карточку и скажите: «У меня самолет и автобус». Попросите того из детей, у кого на карточке есть один из этих предметов, положить свою карточку рядом так, чтобы одинаковые картинки соприкасалась. Положив карточку рядом с предыдущей, ребенок говорит: «У меня самолет и грузовая машина».

Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут выложены в форме прямоугольника. Помогайте детям выкладывать карточки в форме прямоугольника, как это показано на картинке

Чего не хватает?

Цель: расширяем словарь за счет имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды мащин.

Описание игры. Покажите детям картинки с изображением грузовой машины, у которой отсутствует какая – либо часть: кузов, руль, кабина, кузов, фара и т.д.

Скажите: «Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта. У каждой из них чего – то не хватает. Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины. (Эта машина без колес, а эта без кузова и т.д.).

Поблагодарите детей за помощь в мастерской и скажите, что все машины будут починены и снова отправятся в путь по дорогам города.

Цветы. Цветут одуванчики.

1. "Зайка и его любимый цветок "

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: Игрушечный зайчик и настоящий или изображенный на картинке одуванчик.

Ход: Взрослый рассказывает ребенку, что сегодня в гости к нему пришел зайчик. Зайка здоровается с малышом и показывает ему свой любимый цветок- одуванчик, это дикий цветок, так как никто за ним не ухаживает, растет одуванчик на лугу - луговой. Затем показывает листья, стебель, пушинки, спрашивает как это все называется, какого цвета. После беседы предлагает ребенку подуть на одуванчик, чтобы сдуть пушинки. Можно подуть на импровизированный одуванчик – кусочек ваты. Заканчивается игра чтением ребенку стихотворения Г. Виеру "Одуванчик"

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

2. "Сплетем веночек"

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: Настоящие одуванчики.

Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.

3."Чего не хватает "

Цель: Развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: Картинка с изображением одуванчика без стебля.

Ход: Ребенку предлагают посмотреть на картинку и назвать, и дорисовать то, чего не хватает.

 

Насекомые.

1. "Забавнаяшкатулка"

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: Картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.

Ход: Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку и читает стихотворение: Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Катя (Саша и т д) загляни Вынь картинку, назови. Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и пр. Взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые».

2."Угадай, ктоулетел?"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: 3-4 картинки с изображением насекомых.

Ход. Взрослый раскладывает в ряд на столе картинки. Ребенок их называет. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.

3."Один – много " (с существительными по теме) жук - жуки бабочка - бабочки

божья коровка - божьи коровки муха - мухи

и т. д.

4. "Гдебабочка?"

Цель: формировать понимание предлогов.

Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

5. Разрезная картинка «Жук» (разрез по диагоналям)

Ход смотреть в теме "Фрукты"

 

ПТИЦЫ

1. «Забавная шкатулка »

Цель и ход игры аналогичны игре по теме «Насекомые». Используются картинки с изображением воробья и голубя. Можно добавить еще несколько картинок, если позволяет уровень речевого развития ребенка.

2. «Один - много» (с названиями птиц) голубь - голуби воробей - воробьи и т. д.

3.«Сосчитай воробьев »

Цель: учить согласованию существительного с числительным.

Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картин ка с изображением стаи воробьев.

Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

4. «Помоги Незнайке »

Цель: активизация глагольной лексики по теме.

Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова - действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.

5. «Построй голубятню»

Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь.

Оборудование: картонный треугольник и квадрат.

Ход. Взрослый показывает, как можно построить дом для голубей - голубятню. Во время выполнения задания ребенок отвечает на вопросы: «Что ты положишь внизу? (Квадрат). Какого он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник). Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей)».

 

ЛЕТО

1. «Что бывает летом?»

Проводится аналогично игре «Что бывает осенью?».

2. «Спасибо, лето!»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, грибы, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).

Ход. Игру лучше всего проводить на улице (идеальное место - дача). Выйдя на улицу, ребенок замечает красивую коробочку (на столе, на ступеньках, скамейке и т. п) Открыв сундучок, малыш обнаруживает в нем дары леча. Доставая по одному плоды, орехи и ягоды, ребенок рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует па вкус (то, что можно). Взрослый активизирует речь малыша вопросами, помогает в подборе слов.

3. «Один - много » (с существительными по теме)

дождь - дожди гроза - грозы

радуга - радуги молния - молнии

река — реки мяч - мячи

ягода - ягоды гриб - грибы

фрукт - фрукты овощ - овощи

 

4. «Назови ласково» (с существительными по теме)

солнце - солнышко ягода - ягодка

гриб - грибок мяч - мячик

ведро — ведерко дождь - дождик

река - речка

 

5. «Что лишнее?»

Проводится аналогично игре в разделе «Зима».

 

6. «Игры с водой»

Цель: расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы).

Оборудование: надувной бассейн с водой или другая емкость, лейка, ведерко, пластмассовые чашки, миски и другая посуда для игры с водой.

Ход. Игра проводится на улице в теплый солнечный день. Взрослый рассказывает ребенку, что летом солнышко очень теплое, оно нагревает воду, и люди купаются. Затем предлагает малышу поиграть с теплой водичкой. Во время действий ребенка с водой взрослый задает ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Наливаю воду выливаю воду, переливаю, доливаю, лью). Если ребенок затрудняется, взрослый сам четко произносит глаголы. В заключение ребенку предлагают поплавать с надувными игрушками (если позволяют условия)

ОБЩЕЕ

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная —

 

 

«Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

«Разложи картинки»


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.