Способы воздействия в стихийных группах — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Способы воздействия в стихийных группах

2020-06-05 242
Способы воздействия в стихийных группах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Заражение – бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется в принятии определенного эмоционального настроя, возникающего в массе, где действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особенно силен эффект заражения в ситуации паники, которая возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита, либо избытка информации о какой-либо пугающей или непонятной новости. Сила заражения обратно пропорциональна уровню развития самосознания индивидов.

2. Внушение представляет целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушаемость зависит от ряда факторов (возраста, степени утомления, авторитета человека, осуществляющего внушение). В прикладном плане изучение внушения имеет большое значение для таких сфер как пропаганда и реклама.

3. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Мы считаем, что для преодоления внушаемости необходимо формирование информационно-психологического иммунитета личности. Информационно-психологический иммунитет – интегральное свойство личности, заключающееся в умении обрабатывать, критически анализировать полученную и транслируемую информацию. В структуру информационно-психологического иммунитета входят социальные, политические, этнические, гендерные установки личности, способы обработки информации, определённые личностные детерминанты.

Следует отметить, что стихийные группы и связанные с ними феномены, являются компонентом различных социальных движений.

Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

П. Штомпка выделяет следующие компоненты социальных движений:

коллективность людей, действующих совместно; единая цель; низкий уровень формализованности; стихийность.

К общим чертам социальных движений относятся: наличие общественного мнения; целью является изменение ситуации; наличие программы; осознание собственных возможностей как социальных, та и материальных; реализация в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. Например, флешмоб «За здоровый образ жизни».

По характеру целей (глобальные, локальные, прагматические) могут быть выделены и типы движений:

Широкие – борьба за мир; локальные – за равноправие женщин; прагматичные – вратаря на мыло.

Штомпке предлагает классифицировать социальные движения по масштабам предполагаемых изменений; по качеству предполагаемых изменений; по отношению к целям предполагаемых изменений; по направленности «вектора» изменений; по лежащей в их основе стратегии или логике. Этим же ученым выделяется внутренняя динамика социальных движений: возникновение, мобилизация, совершенствование структуры, завершение.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через 1) анализ мотивов участников: фундаментальные и сиюминутные. От их соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят развитие и прочность движения;

2) соотношения позиций большинства и меньшинства: в любом массовом, в том числе социальном движении есть большинство и меньшинство. Мнение меньшинства необходимо учитывать;

3) проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения.

Вопросы для подготовки

1. Виды стихийных групп

2. Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп

3. Социальные движения. Социальные классы и слои

4. Этнические группы. Понятие национального характера. Этноцентризм

5. Что понимается под большими социальными группами? На какие виды они разделяются?

6. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах?

7. В чем состоят основные функции слухов? Чем слухи отличаются от сплетен?

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.