Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-06-05 | 862 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным. Нецелесообразно объединять несколько вопросов в один.
В анкету следует включать наиболее существенные вопросы по изучаемой теме, соответствующие программе исследования и его задачам.
Формулировка вопросов должна соответствовать реальному уровню знаний и представлений большинства опрашиваемых. Необходимо избегать использования в анкете специальных терминов, сложных понятий, иностранных слов или слов с двойным значением.
Вопросы и варианты ответов к ним должны быть однозначными в понимании и максимально конкретными.
Не следует включать вопросы, которые могут вызвать негативизм или нежелание отвечать на них.
Нецелесообразно задавать слишком длинные вопросы.
Формулировка вопросов должна по возможности исключать стереотипные ответы: «да», «нет», «не знаю».
В постановке вопросов не нужно употреблять обозначения временных или количественных характеристик, понимание которых носит субъективный характер («часто», «редко», «много», «мало»).
Вопросы не должны иметь внушающего характера, оказывать психологическое давление на опрашиваемого (например, «не согласны ли Вы...»).
В вопросе не должна предлагаться оценка нескольких фактов сразу или высказываться мнение о нескольких вещах одновременно, например: «Как Вы относитесь к дополнительным занятиям с детьми по плаванию, иностранному языку, этикету?»
Формулировка вопросов должна быть максимально корректной, нельзя допускать выражений, содержащих оценку изучаемых явлений, например: «Как Вы относитесь к такому негативному явлению как физическое наказание детей?»
В закрытых вопросах надо указать все возможные варианты ответов, а также предусмотреть варианты ответа: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не задумывался».
|
Каждый вопрос должен быть выдержан в уважительном к респонденту тоне.
Вопросы нужно выделить шрифтом и должно быть достаточно места для ответов на них.
Надежность данных анкеты проверяется двумя путями:
1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц, что помогает проверить устойчивость информации;
2) контролем этих данных другими методами.
Беседа — метод прямого или косвенного выявления в живом двустороннем общении с испытуемым сведений о его деятельности, психических свойствах личности.
Существуют определенные требования к беседе как к методу изучения.
1. Беседа должна носить непринужденный характер. Ее нельзя превращать в опрос, т.е. в получение ответов на задаваемые вопросы.
2. В ходе беседы должен быть установлен личный контакт между исследователем и исследуемым. Для проведения опроса это не обязательно.
3. Беседа предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым, чего не допускает опрос, т.е. беседа носит двусторонний характер, что дает больше информации по исследуемой проблеме.
Беседа может возникнуть спонтанно (например, по инициативе родителя), однако больший эффект будет иметь специально организованная беседа. Она, так же как и опрос, заранее тщательно продумывается. Исследователь представляет ее в форме проблемы,
подлежащей выяснению, конкретного плана, задач, ключевых вопросов.
Вместе с тем, в отличие от опроса, беседа - гибкий, оперативно-корректируемый метод. В ходе ее можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты, подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Для проведения беседы важна обстановка доверия между педагогом и родителями. Необходимо знать правила установления контакта, владеть способами расположения к себе собеседника, умением направлять разговор в нужное русло.
|
Педагогу важно уметь пользоваться методами пассивного (тишина, «поддакивание», «открывание дверей») и активного, эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого — услышать за словами чувства, испытываемые родителями, и в утвердительной форме назвать их им, тем самым разделять эти чувства с ними. В ходе беседы следует обращать внимание не только на слова собеседника, но и на его интонацию, мимику, жесты. По выражению лица, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии человека, поэтому нужно проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.
Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать внимание на его положительных свойствах, создавать определенную «педагогическую надежду» у родителей.
К недостаткам беседы как метода изучения можно отнести:
—выяснение мнения, а не действительного отношения к тому или иному объекту;
—возникновение у испытуемого при недостаточном психологическом контакте боязни «потерять лицо», подозрительности, недоверия и, как следствие, стремления уйти от ответов в стереотипные, стандартные высказывания, соответствующие принятым, по его мнению, этическим и иным нормам, а при хорошем отношении к педагогу — бессознательного стремления угодить ему, порадовать ожидаемым ответом;
—отсутствие свободы у исследователя от субъективности, так как в ходе живого общения трудно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому, отделить субъективные отношения от содержания беседы.
Использование беседы как основного метода изучения семьи требует специального обучения, высокой квалификации и служит отличительным признаком профессиональной деятельности психологов. Педагоги используют данный метод как дополнительный.
Применение рассмотренных методов позволяет расширить и углубить представления педагога о семьях своих воспитанников. Однако на этом возможности данных методов не исчерпываются.
|
Долгие годы в отечественной дошкольной педагогике и психологии господствовала тенденция подхода к родителям как к объектам воздействия педагогов: с ними «работали», их «просвещали». Такой подход приводит к тому, что все предлагаемые нововведения рассматриваются родителями как нечто внешнее и поэтому отвергаются и не применяются. Постепенно прежнее отношение к родителям сменяется на новое: как к субъектам, полноправным участникам единого образовательного процесса, которые могут внести в него свой вклад.
Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимодействия с ребенком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей уже не считаются чем-то чуждым и находят отражение в практике семейного воспитания.
Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!