Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа

2020-04-01 108
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Вера в высшие силы неотъемлемая часть человеческой цивилизации: будь то боязнь злых духов у первобытных людей или развитая иерархия богов в греческой мифологии. Мы существуем лишь до тех пор, пока в нас теплится вера. Не зря Фрэнсис Бэкон утверждал, что «атеизм - это тонкий лёд, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну». Именно поэтому изучение Минска происходит не только как культурного, политического или спортивного центра, а прежде всего как города, где в молитвах склоняют головы православные и католики, иудеи и мусульмане, баптисты и кришнаиты…

На смену язычеству пришло христианство византийского обряда - православие. Уже в ХІІ веке на территории минского замка началось строительство каменного православного храма. В конце ХІV века в городе появились католики - был построен католический костел по протекции самого Витовта, князя Великого княжества Литовского. В начале XVI столетия в Минске были поселены татары, и с тех пор здесь находилась мусульманская мечеть. В том же веке тут поселились иудеи. Минск всегда был толерантным, веротерпимым городом, где мирно сосуществовали представители различных религий и национальностей.

Цель: изучение Минска как религиозного центра страны.

Актуальность: за последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества.

Задачи:

ü систематизировать сведения о храмах Минска.

ü дать сведения о религиозных общинах Минска.

 


Православие

 

Православие на Беларуси

 

Среди православных явно преобладают представители коренной нации. Кроме этнических белорусов православную веру в Беларуси исповедуют также представители различных этнокультурных общностей, среди которых преобладают русские и украинцы.

С 1986 по 2003 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата - Белорусская православная церковь. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом - Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

На начало 2009 года в Беларуси было 1473 православные общины, действовало 1274 православных храма, 152 строилось. В Минске же более 20-ти православных храмов.

 

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины

 

Церковь была построена в стиле классицизма в 1847 году на территории Сторожевского кладбища.

После Октябрьской революции у храма были отобраны церковная утварь и украшения, церковь не раз закрывали, превращая то в склад, то в столярную мастерскую. С колокольни были сорваны маковка с крестом. После закрытия в г. Минске последнего католического костёла в 1937 году, в этой церкви с согласия епископа Филарета молились местные католики.

Во время Великой Отечественной войны храм действовал. Однако после войны, в 1949-м году, церковь снова закрыли. С 1949 по 1990 год в церкви размещался Государственный архив документов БССР.

В 1990 году храм был снова отдан православным верующим - из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церковь перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины. Спустя два года по соседству возвели небольшую Свято-Предтеченскую церковь.

Вместе с расположенной рядом Сторожевской брамой, возведенной в конце XIX века, и Свято-Предтеченской церковью, церковь Марии Магдалины представляет выразительный ансамбль. Храм является важным компонентом в силуэте застройки центра Минска.

Интересные факты.

В храме находится мироточивший образ святителя Николая. Его чудодейственные свойства проявились в 2002 году, когда в Минск пришёл крестный ход с иконой царских мучеников.

В числе особо почитаемых святынь Магдалининской церкви - крест с частицами мощей Божьих угодников.

Напрестольный крест преподнес в дар приходу патриарх Алексий II во время одного из пастырских визитов в Беларусь.

Вокруг храма расположен сад, где находятся могилы некоторых священнослужителей.

 

Католицизм

Католицизм на Беларуси

 

Римско-католическая церковь относится к числу традиционных религий в Беларуси. Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца XIV в.

В 1830-е гг. до начала XX в. и в 1920-1980 гг. католическая церковь подвергалась преследованиям и дискриминации со стороны царских, а потом - советских властей. Позитивные перемены в отношении к католикам Беларуси (а также и к верующим других религий) стали происходить с 1988 г., когда началась регистрация ранее закрытых властями парафий (общин) и организация новых.

За 1988-1997 гг. римско-католической церкви были возвращены около 200 храмов. За последние годы около 60 костелов реставрированы и функционируют. В приходах Беларуси служат около 300 ксендзов (более половины из которых являются гражданами Польши).

Многие католические храмы Беларуси в последние годы возродили свою былую славу религиозных центров и мест паломничества. К ним относится, например, костел бернардинцев XVI в. в поселке Будслав Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской икон Божией Матери. Торжественная коронация икон состоялась в 1996 г. в Логишине Брестской области и Бресте, в 1998 г. - в Будславе.

Многие католические храмы Беларуси - центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Симона и Елены в Минске. При храме функционирует воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество «Свет жизни», организованы детский хор «Голос души», театры одного актера «Зніч» и «Анёл». Костелом основан католический журнал «Вера и жизнь». Издательским центром печатается многочисленная христианская литература на белорусском и польском языках. С 1995 г. действует католическое «Христианское общество милосердия». Людям, которые нуждаются, оказывается гуманитарная и врачебная помощь, действуют бесплатные столовые.

По инициативе римско-католической парафии г. Могилева с 1993 г. здесь проводится Международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа». Его цель - возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и других стран.

Рост количества католических общин за последнее десятилетие обусловил реорганизацию структуры управления Римско-католической церкви в Беларуси. К настоящему времени созданы четыре епархии - Витебская, Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская. С ноября 2007 года главой Минско-Могилевской архиепархии РКЦ стал Архиепископ Митрополит Тадеуш Кондрусевич.

На начало 2009 года в Беларуси было зарегистрировано 467 римскокатолических общин, действовал 451 католический храм, возводились 35.

храм православие церковь собор

Другие конфессии

 

Иудаизм

 

Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII - 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е гг. несколько тормозится процессом постоянной эмиграции (соответственно и сокращением численности еврейского населения в Беларуси), а также внутренним религиозным расколом.

На начало 2009 года в Беларуси действовало 46 общин, функционировало 8 синагог и одна - строилась.

 

Протестантские церкви

 

Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток.

Направления протестантизма - лютеранство и кальвинизм - были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично - латышского, литовского и польского) населения Беларуси. В настоящее время зарегистрировано 27 лютеранских общин. Большинство верующих составляют этнические немцы.

Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году, после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее время ХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций страны.

На начало 2009 года насчитывалось 500 общин ХВЕ и 269 общин баптистов. Из других протестантских течений в Беларуси действуют 9 общин христиан веры апостольской, Белорусская конференция адвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (54 общины). Также действует околохристианское течение Свидетелей Иеговы (26 общин).

 

Униатство

 

К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы - греко-латинская, греко-католическая, православно-католическая, белорусская вера). В 1596 г. в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии, православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство римского папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время униатство сохранялось среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии.

В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х гг. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. На начало 2009 года зарегистрировано 14 униатских общин.

 

Ислам

 

Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI веках. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV века татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу XVI века в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения.

В настоящее время вероисповедание местных татар относится в большинстве случаев к суннитскому толку ислама. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие. Шиитского ислама в Беларуси придерживается диаспора азербайджанцев, а также выходцы из Ирана.

На начало 2009 года в Беларуси насчитывалось 25 мусульманских общин. Наибольшее количество зарегистрировано в Гродненской области - 8 общин. В стране действуют 6 мечетей, возводится мечеть в Минске.

На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), бахаи (5 общин).

 


Заключение

 

В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Синкретическая, преимущественно православно-католическая культура народа Беларуси обогащалась достижениями других культур, осваивая прежде всего те ценности, которые могли адаптироваться на местной почве. Значительная роль в развитии общей культуры народа Беларуси принадлежит представителям традиционных религий.

Взаимоотношения двух основных религий Беларуси - православия и католицизма - носили, как правило, толерантный характер. Православный народ Беларуси до Брестской церковной унии 1596 г. составлял доминирующее конфессиональное большинство и значительно преобладал по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами. В XVII-XIX вв. православные насильственно переводились в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использующее в культовой практике церковно-славянский и живой народный язык. В конце XVIII в. униаты составляли до 70% всех жителей Беларуси, католики - около 15%, православные - 6%, иудеи - 7%, протестанты и другие - около 2%.

В 1839 г. уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к русской православной церкви. Православное население в Беларуси вновь стало численно доминирующим (более 66% на начало XX в.).

Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 1980-х гг. Об этом свидетельствуют социологические исследования. Так, в 1989 г. к числу атеистов относили себя 65% опрошенных, в 1994 г. их насчитывалось только 32% (то есть на 30% меньше). Значительно увеличилось количество верующих - с 22% до 43,4% в 1994 г. При этом религиозность среди женщин была выше, чем среди мужчин (54,6% против 33,3%). Среди старших возрастных групп доля верующих среди женщин была в 1,5-2 раза выше, чем среди мужчин. Среди молодежи склонность к религии распределилась между полами фактически равномерно. Исследования вначале 1990-х гг. показали, что среди верующих с православием отождествляет себя около 70%, с католицизмом - 15-20%, с протестантизмом - около 2%.

При поддержке властей произошли позитивные изменения в культурно-религиозной жизни национальных меньшинств. С 1992 г. в Беларуси действует Закон «О национальных меньшинствах», согласно которому государство содействует созданию материальных условий для развития образования и культуры национальных меньшинств путем выделения из государственного бюджета необходимых для этого средств. С 1994 г. в Минске действует Республиканский центр национальных культур, одной из целей которого является своеобразное моделирование в миниатюре межнациональных отношений, характерных для экономически развитых многонациональных стран Европы, Америки, Азии.

Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гражданского общества способствуют тому, что в настоящее время государственная идеология складывается на основе общехристианских ценностей, а не на основе учения одной отдельно взятой конфессии. Межконфессиональному согласию содействует Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, который выполняет функции контролирующего органа и исследовательского и координационного центра. На начало 2002 года количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 26.


Литература

 

1. Бицадзе Н.В. «Храмы неорусского стиля», 2009-245 с.

2. Савичев А.С. «Русские храмы», 2008 - 137 с.

.   Туристская энциклопедия Беларуси. Мн. Беларуская Энцыклапедыя, 2007. - 648 с.

.   Официальный портал minsk.gov.by

Введение

 

Вера в высшие силы неотъемлемая часть человеческой цивилизации: будь то боязнь злых духов у первобытных людей или развитая иерархия богов в греческой мифологии. Мы существуем лишь до тех пор, пока в нас теплится вера. Не зря Фрэнсис Бэкон утверждал, что «атеизм - это тонкий лёд, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну». Именно поэтому изучение Минска происходит не только как культурного, политического или спортивного центра, а прежде всего как города, где в молитвах склоняют головы православные и католики, иудеи и мусульмане, баптисты и кришнаиты…

На смену язычеству пришло христианство византийского обряда - православие. Уже в ХІІ веке на территории минского замка началось строительство каменного православного храма. В конце ХІV века в городе появились католики - был построен католический костел по протекции самого Витовта, князя Великого княжества Литовского. В начале XVI столетия в Минске были поселены татары, и с тех пор здесь находилась мусульманская мечеть. В том же веке тут поселились иудеи. Минск всегда был толерантным, веротерпимым городом, где мирно сосуществовали представители различных религий и национальностей.

Цель: изучение Минска как религиозного центра страны.

Актуальность: за последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества.

Задачи:

ü систематизировать сведения о храмах Минска.

ü дать сведения о религиозных общинах Минска.

 


Православие

 

Православие на Беларуси

 

Среди православных явно преобладают представители коренной нации. Кроме этнических белорусов православную веру в Беларуси исповедуют также представители различных этнокультурных общностей, среди которых преобладают русские и украинцы.

С 1986 по 2003 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата - Белорусская православная церковь. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом - Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

На начало 2009 года в Беларуси было 1473 православные общины, действовало 1274 православных храма, 152 строилось. В Минске же более 20-ти православных храмов.

 

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа

 

Главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. Здание собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В это же время с северной стороны храма был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители монастыря бернардинок возвели его как раз на том месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII-XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.

В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего бернардинского монастыря.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла.

Собор содержал в себе многие святыни, среди которых - икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Но в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре прекращены были богослужения и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. В 1945 году из закрытого Свято-Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня - Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч руб.

Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда настоятелем собора был протоиерей Михаил Буглаков (умер в 1995 году), в 1996 и 2000 годах при настоятеле протоиерее Геннадии Дзичковском. Настоятелем столичного Свято-Духова кафедрального собора с 1995 года является протоиерей Геннадий Дзичковский.

Ценнейшими реликвиями собора являются мощи Блаженной Софии Слуцкой, частицы мощей Св. вмч. Варвары и чудотворная икона Минской Божией Матери.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.