Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-03-31 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Изучением проблемы агрессивности занимались Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитов, А.А. Реан, С.Л. Колосова, И.Л. Арцишевская и др.
Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре под редакцией Ю.Л. Неймера приведено следующее определение данного термина: «агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страхи, подавленность и т.п.)» [5, с. 47].
Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия агрессия и агрессивность. Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [29].
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия это действие, то агрессивность готовность к совершению таких действий.
Как указывает С.Л. Колосова, агрессия - один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушения процесса социализации в целом. Элементарные ее проявления можно наблюдать у детей уже в младенчестве и в раннем детстве: большинство матерей не удивляются, когда их ребенок брыкается, дерется, кусается и т.д. Сюда же можно отнести и громкий крик, плач ребенка, при определенных условиях заменяющий реальное агрессивное физическое действие. Подобное поведение неприятно окружающим, но вместе с тем в течение длительного периода жизни ребенка его агрессивные проявления не воспринимаются как «ненормальное» явление [11].
|
В результате социализации ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля над собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других - к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учиться проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение и т.д. У части детей агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в более поздние возрастные периоды. К формированию и закреплению примитивных, часто неадекватных форм аффективного реагирования, в том числе агрессии, способны приводить задержка и искажение раннего развития.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [15].
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
|
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессию у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией [тамже]
Если семья, где растет ребенок, демонстрирует агрессивное поведение (если не физически, то на словах), то естественно подобные проявления агрессивности закрепятся и у ребенка.
Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в тоже время они не в силах скрыть своего восхищения, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы, со сверстниками бесстрашно вступая в драку или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.
Семенака С.И. выделяет следующие ситуации, провоцирующие агрессию:
желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
ущемление достоинств другого человека с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);
стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в свою очередь мальчик отталкивает опередившего);
стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки) [19].
|
Агрессии дети могут учиться в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, особенно мальчишки стремятся к обладанию этим качеством, т. к. детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду.
Иногда агрессия у детей стимулируется косвенно - из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.
Арцишевская И.Л. указывает, что аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов. Дети, получив в свое распоряжение разнообразных «черепашек-ниньзя», автоматически используют их в игре, не осознавая, конечно, истинных мотивов их поступков [1].
Теперь, когда мы рассмотрели внешние подкрепления агрессивности, можем перейти и к внутренним причинам. Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно.
То есть агрессия - это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протесты и злобные реакции маленького «агрессора» являются способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.
Таким образом, в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. На становление агрессивного поведения оказывают влияние следующие факторы: особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы).
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!