Глава 1. Интенсивное манипулирования психикой людей в деструктивных культовых группах как проблема современной консультативной психологии. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Интенсивное манипулирования психикой людей в деструктивных культовых группах как проблема современной консультативной психологии.

2020-03-31 149
Глава 1. Интенсивное манипулирования психикой людей в деструктивных культовых группах как проблема современной консультативной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М.А. Шолохова

Факультет психологии

 

 

Дипломная работа

 Помощь жертвам активного манипулирования психикой

(разработка программы консультирования о выходе из нетрадиционных религиозных культов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности)

Выполнила:

Михайлова А.А.

факультет психологии

5 года обучения

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук
Елизаров А.Н.

 

Москва

2002


Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение;

ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я;

и это время близко. Не ходите вслед их".

(Лук. 21:8)

Введение

В настоящее время существуют программы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционных религиозных культовых организаций, однако в них не учитываются индивидуально-психологические различия между людьми, которые нуждаются в помощи. Программы составлены, как будто все люди, попадающие под воздействие деструктивных культовых организаций одинаковы. Актуальной является проблема оказания помощи с учетом индивидуально-психологических различий консультируемых.

Цель исследования заключалась в разработке и апробации программы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционных культовых организаций, с учетом индивидуально- психологических особенностей консультируемых.

Объект исследования: В диагностическом исследовании участвовало 50 человек, возраст 14-18 лет, участники нетрадиционной религиозной организации "Свидетели Иеговы". В дальнейшем консультировании о выходе участвовало 10 человек из той же организации, обратившиеся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности, помощи в уходе из культа.

Предмет исследования: Консультирование с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Выявить основные механизмы, отвечающие за эффективность манипулирования психикой.

2. Выявить личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению людей в культовые организации.

3. Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект и особенности их поведения.

4. Выявить психологические условия, которые позволят

организовать эффективный процесс психокоррекционной работы с жертвами влияния проводников тоталитарной идеологии.

5.C учетом полученных данных выстроить модель

психокоррекционного взаимодействия для лиц, собирающихся покинуть культ с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

6.Разработать основы профилактической и просветительской работы с учетом полученных данных.

Основные результаты исследования: Мы разработали программы консультирование о выходе из нетрадиционного религиозного культа, учитывая индивидуально-психологические особенности трех типов личности: паранояльную, шизоидную и эпилептоидную. По разработанным нами программам мы работали с 10 членами секты «Свидетели Иеговы». Из них после консультирования данную организацию покинуло 6 человек, 2 человек вернулись на прежнюю работу, 1 человек поступил в колледж, 1 человек стал посещать православную церковь. Среди остальных членов секты никаких изменений в их жизни не произошло. Успешность проведенного нами консультирования о выходе подсчитывалось при помощи х2 – критерия. Также нами проводилась просветительская работа по просьбе людей, чьи родственники уже вовлечены в религиозные нетрадиционные организации на протяжении нескольких лет или только собираются стать членами данных организаций. Были затронуты следующие темы: культовые фобии, методы контроля сознания, пути общения с близкими, находящиеся в деструктивном культе, религиозные группы, описание интересующих групп, их доктрина.

Деформирование личности, попавшей

В тоталитарный культ.

После привлечения новичка к общению с группой адептов он оказывается в особой атмосфере группового психологического давления. Главной составной частью последнего является “бомбежка любовью” (“love-bombing”), которая отбивает охоту к сомнениям и усиливает потребность в принадлежности “к новой семье”. [Майерс, 1999, с.344].

Для создания чувства духовной общности используются игры, подобные детским, пение, объятия, прикосновения и лесть. В результате этого сверхназойливого навязывания любви у вербуемого в культ потенциального адепта возникает ощущение, что все ждали именно его, что он - это нечто особенное, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Даже самый недоброжелательный человек, обогретый этим общим, но в высшей степени деликатным вниманием, поневоле оказывается хотя бы отчасти заинтересованным и пока еще, как ему кажется, свободным участником совместной духотворческой деятельности. [Прокопишин, Интернет-ресурс].

Поначалу от него ничего не требуют, не задают никаких вопросов, стараются вообще ничем не тревожить; всеми силами дают понять, что он здесь не только по собственной свободной воле, но к тому же еще и получает нечто такое, чего не получит больше нигде и ни от кого. Имеется в виду, естественно, счастье познания Бога. [Буянов, 2000,с.18]. Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Например, рекомендованная специальными наставлениями мунитов процедура называется "сандвич" и требует, чтобы новичок постоянно находится в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением "сотрудничать" с ним и вовлекать его. [Гондоу,1995, с.56].

 Методика этой обработки стара как мир. Ее ведущий принцип заключается в обретении полной душевно-духовной власти над человеком, посредством усыпления самостоятельности его мышления и таким образом притупления его духовной зоркости. [Буянов,1999, с.19]. Далее в сознание новичка активно внедряется идея абсолютной истинности учения секты, которая ему доверяется в силу “особой любви” к нему. Под видом хранителя тайны этой истины у него культивируется чувство своей исключительности и внутригрупповой взаимозависимости. Одновременно формируются отрицательное отношение ко всем другим общепринятым социальным, культурным и религиозным представлениям и установка на изоляцию себя от жизни общества. Идет форсированное противопоставление новой жизни старой, культовой общины - своей семье, вплоть до отказа от прежнего имени и принятия нового. В это время уже можно наблюдать возникновение подсознательных форм коллективного реагирования и поведения.[Хассен, 2001, с.99]. Для закрепления в сознании новичка “доверенной” ему “абсолютной истины” вербовщики стремятся взять под контроль его время, особенно время размышления, пытаются добиться, чтобы он потерял желание сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью. Одновременно они добиваются появления у новичка ощущения беспомощности и, создавая видимость поддержки, навязывают ему образцы нового поведения, демонстрирующие “истинную” нормативность, которую хочет выработать руководство (лидеры) неокульта. [Мартин, 1994, с.112]. С этой же целью широко используется манипулирование путем вознаграждений, наказаний и практических действий, выражение отношения (одобрительного или осуждающего) “группового мнения”. Чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка нередко используется соответствующая информация о жизненном опыте культиста, полученная в состояниях измененного сознания или при специальных исповедях, - “одитингах”. Новичок оказывается в жестко контролируемой системе, в которой тех, кто отступает от внутригрупповой нормативности, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отклонения от нормы, и держит новичка в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем.

Основная функция тоталитарной секты на первых этапах обработки члена группы состоит в том, что она удовлетворяет потребность человека в самоутверждении.[Берестов,1996, с.26]. Это происходит за счёт того, что секта выполняет два основных условия:

а) секта даёт человеку определённую сферу деятельности, позволяющей человеку реализовать себя;

б) секта характеризуется наличием положительной обратной связи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженного окружающими членами секты. [Волков, 1996, с.76-82].

Например, адепты секты "Свидетели Иеговы" бросают учебу в ВУЗе, техникуме или работу по специальности, чтобы работать не более 2-3 часов в сутки для обеспечения минимума жизненного существования, а остальное время служить Иегове. Самыми престижными работами у Свидетелей Иеговы считаются работы дворниками, уборщицами, ночными дежурными. [Макдуэлл, Стюарт, 1993, с.25]. Они становятся "абсолютно нейтральны к окружающей жизни. Все запреты постепенно внедряются в сознание на фоне доброжелательной обстановки на Собраниях, совместного чтения молитв и пения хором песен из специальных сборников. [Макдуэлл, Стюарт, 1993, с.42]. Забывают о своей прежней жизни, о тех, кого любили, о целях и стремлениях на работе или в учебе, даже о том, что просто хотели узнать мир. Они полностью растворяются в секте.[Казаков,1995,с.46]. Следствием этого (новое имя, новый язык, новая “семья”) является факт радикального изменения личностных ориентации и поведения завербованных в неокульты с изменением всего модуса прежней жизни и с появлением признаков явного психологического изменения, которые у некоторых адептов уже в самом начале могут свидетельствовать о психической патологии.

Личное имя-символ социальной индивидуальности, той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. При лишении имени человек выводится из нормального взаимодействия. Юнг считал, что присвоение нового имени в обряде инициации помогает забыть прежние социальные роли, ускорить процесс изменения поведения. Появляется новая личность, с новыми качествами и взглядами на прошлую жизнь.

Важным условием успеха вовлечения в тоталитарные культы является все большая потеря личностью своей индивидуальности, собственной инициативы, способности к волеизъявлению своего "Я". У завербованного постепенно формируются страх и чувство вины. Они вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания атмосферы единства и близости. Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от вновь пришедшего требуют исповеди. Исповедь является переломным моментом жизни человека в секте, она, своего рода "кредит доверия" - высшая его степень. Отказавшись от исповеди, член секты рискует навсегда потерять для себя значимую группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила неразглашения исповеди. [Целикова,1996,с.71-75].

Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищённым перед лицом группы, то есть, создаёт управляемую эмоциональную уязвимость за счёт чувства страха и вины. [Кондратьев, 1999, с.21].

 Выявленные личностные проблемы, негативные факты прошлого, страхи и секреты дают представление об эмоциональной уязвимости адепта и посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград, позволяют более успешно им манипулировать.

Нередко при психологической обработке акцент ставится на развитии страха за свою жизнь при попытке высказать какое-либо сомнение в истинности учения, не говоря уже о попытке выйти из секты. [Кондратьев,1999,с.26].

В культе человек перенимает образцы поведения окружающих и становится также доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями. Та глобальная значимость, которую приобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что она становится для своих членов новой референтной группой. [Зимбардо, Андерсен, 2000, с.8-34].

Так как человек чаще всего идёт в секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимает ощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества и вытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиозной избранности и привилегированности по отношению к другим членам социума. Специальные усилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого, пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются, поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв данную систему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, он будет подстраиваться под неё. [Бойл,1996,с.24].

Укрепление глубинных связей с сектой также достигается благодаря культу лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру. Постоянное усиление чувств почитания и любви разворачивается на фоне напряжённости естественной потребности в любви, вследствие отрыва от семьи и социальной изоляции. Значимость лидера группы и самой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которые человек вложил в неё. А так как секта требует всё большей отдачи себя организации, человек попадает в замкнутый круг постоянного самопожертвования, которое с каждым разом разрушает его личность всё сильнее. [Бассин,1969,с.118-126].

Цель культа - контроль сознания, который подразумевает власть не только над принятием решений членами культа, но и над мыслями и чувствами членов культа, над их личностью.

Контроль над сознанием

 Контроль над сознанием адептов устанавливается по следующим стадиям:

I. Разтормаживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):

1. дезориентация;

2. сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);

3. физиологическая манипуляция (лишение сна, лишение возможности побыть одному, изменение диеты);

4. гипноз (в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное произнесение молитв, пение);

5. новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себя прежних").

II. Изменение:

1. создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально - в ходе индоктринальных занятий; неформально - другими адептами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.);

2. использование техник модификации поведения (награды и наказания, использование техник остановки мышления, контроль окружения);

3. мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни "обрабатываемой" личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);

4. использование исповедей    и доносов.

III. Замораживание (консервация новых стереотипов):

1. укрепление новой идентичности;

2. отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами;

3.  новое имя, новый язык, новая "семья";

4. спаривание с новыми ролевыми моделями (система "приятельства");

5. продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм.

Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах: контроль поведения; контроль информации; контроль мышления (мыслей); контроль эмоций (чувств).

Контроль поведения

1. Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость);

2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам;

3. Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений;

4. Награды и наказания;

5. Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль);

6.  Жесткие правила и предписания; необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации:

1. Использование обмана (умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман);

2. Максимально возможное ограничение доступа адептов к не культовым источникам информации или устранение приверженности к ним;

3.  Загружение адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать;

4. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации среди адептов);

5. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках);

6. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников);

7. Использование проповеди (информация о "грехах" - чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

Контроль мышления:

1. Необходимость к принятию групповой доктрины как "Истины", включающей в себя следующие элементы:

а) "Черное и белое" (нет полутонов);

б) "Добро против зла" (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний);

в) "Мы против Них" (групповое против внешнего мира).

Огромное влияние на личность оказывает методы группового мышления. Сплоченность членов группы в культе не спонтанна, а спланирована и реализуется манипулятивно лидерами культа. Лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является «группой принятия решений», т.е. процесс принятия решения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к принадлежности группе у участников культа поддерживается через процесс сурового испытания верности члена культа с использованием приемов «кнута и пряника». Культ становится центральным интересом жизни человека и единственным, первичным, необходимым источником межличностных связей членов культа. Члены культа стремятся к однородности. Они теряют старые принципы поведения и «принимают» новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются. [Кондратьев,1999, с.25-38].

Спонтанные и проходящие стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») в культе имеют вид жесткого социального контроля, который использует как инструмент чувства вины, страха, позора за свое прошлое, чтобы создавать образ более привлекательного будущего в культе, таким образом, члены культа находятся в постоянном напряжении. Достичь будущего в культе можно, только соблюдая нормы группы, нормы устанавливает элита («группа принятия решения»). Здесь мы опять наблюдаем отчуждение, депривацию по отношению к процессу принятия личностью решений.

Преждевременное согласие с мнением группы в культе модифицируется в полное, восторженное соответствие доктрине культа. Преждевременное согласие может подразумевать наличие и критического настроя участника принятия решения и находится на одном конце континуума. На другом его конце - полное принятие и соответствие. Поскольку в культе критика решений, принятых элитой исключается, то требуется восторженное обожание и самой доктрины, и ее проводников: доктрина - единственная дорога к правде, с ней мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать. [Кондратьев, 1999, с.38].

Ещё одним мощным механизмом влияния является использование "специализированного" языка в культе. В нём сложные проблемы редуцируются - представляются коротко и просто. Создаются легкозапоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С помощью них, адепт может дать ответ на многие сложные вопросы. Создаётся специальный словарь, содержащий либо новые термины, либо трактующиеся по новому знакомые понятия. Особый язык облегчает формирование новой, упрощённой картины мира, увеличивает отчуждение от старых знакомых и близких людей. Адепту, несомненно легче становится общаться с людьми из секты и сложнее со всеми остальными. [Дворкин,1996,с.2-3]. В культе действует запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными, и запрет на альтернативные системы верования.

Наиболее сильной техникой контроля сознания адептов, используемой деструктивными культами, является индоктринация различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянно поддерживается. Могут индоктринироваться следующие фобии: боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа; боязнь внегруппового социума ("внешнего мира"); фобия на выход из культа; боязнь врагов; боязнь потерять свое "спасение"; боязнь природных бедствий, создание крайностей эмоциональных пиков и спадов, использование ритуального, часто публичного признания "грехов". [Хассен, 2000, с.90].

Механизм деформации личности при попадании в тоталитарный культ представляет собой фактическую дезинтеграцию образа "Я", выросшего естественным путем. Происходит насильственная замена его на искусственно сформированный псевдообраз "Я". Суть этого нового образа - быть ведомым, управляемым и подчиняемым. Фактически личность фрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности и организующего центра. Результатом оказывается исчезновение желания быть независимым, стремление к рабскому повиновению более сильной фигуре и прекращение мотивации, направленной на реальное саморазвитие. Фактически жертва такого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается   в своем развитии. Внутреннее время, в пространстве которого разворачивается личная судьба и осуществляется углубление самовосприятия, останавливается. Такой человек начинает жить вне личной истории, диссоциируется из мира реальных взаимодействий с окружающими субъектами. [Кондратьев,1999,с.19].

Происходит отчуждение от родственников, в том числе от собственных детей; уход из родительского дома: отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты; прекращение чтения газет, журналов, книг. пользования телевидением и радио; отгороженность от окружающих; резкое ограничение приема пищи; значительное ограничение сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении, физическое и психическое истощение, повышенная возбудимость, утрата присущих ранее интересов. Он переходит в виртуальный мир специально выстроенных для него и ему же навязанных совершенно искусственных отношений с многозначащими фигурами гуру и "братьями по вере". Это человек выпадает из реального культурного пространства, попадая в своего рода лакуну вневременного забытья. Поэтому без применения специальных репрограммирующих техник трудно достучаться до него реального, как бы ярко ни блестели его глаза, сколь бы живой ни казалась его речь. На самом деле он "спит наяву", будучи глубоко погруженным в галлюцинаторную виртуальную реальность впечатываемого в его психику сектантского мировидения.

 

Таблица 1. Результаты относительно признаков выхода из культа после консультирования в контрольной и экспериментальной группах.

  Контрольная группа Экспериментальная группа Всего
Нахождение в культе 10 100% 0 0% 10
Нахождение в культе, но вернулся на прежнюю работу 0 0% 2 20% 2
Нахождение в культе, но поступил в колледж 0 0% 1 10% 1
Нахождение в культе, но начал ходить в православную церковь. 0 0% 1 10% 1
Нахождение вне культа 0 0% 6 60% 6
Всего 10 10 20

20

Число степеней свободы (2-1)(5-1)=4. По таблице находим критическое табличное значение: . Поскольку полученное нами значение (20) превышает критическое табличное значение (18,5), можно сделать вывод об успешности разработанной нами программы. Направленность этой зависимости видна из процентных соотношений в таблице 1. Данные различия значимы на уровне значимости 0,001. [ Сборник задач по математике для втузов, 1990, с.428]

Привожу критические табличные значения для разных уровней значимости, начиная с наименее допустимого, для четырех степеней свободы:

p 0,95 0,975 0,99 0.995 0.999
Уровень значимости 0,05 0,025 0,01 0,005 0,001
Критическое табличное значение 9,49 11,1 13,3 14,9 18,5

 

Выводы: Разработанная нами программа помощи успешно решает поставленные задачи.

Результаты работы:

    В начале нашей работы было проведено диагностическое исследование 50 человек из культа "Свидетели Иеговы" на выявление их индивидуальных психологических особенностей личности при помощи Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). На основе полученных данных было составлено 3 варианта программы. В апробации программы приняло участие 10 человек из секты. Результатом консультирования стал выход из культа 6 человек, другим помогло переосмыслить свое место в культовой группе, возможность принять участие в других организациях как религиозного (1 человек), так и нерелигиозного характера.(3 человека). Параллельно осуществлялось наблюдение за контрольной группой, которая состояла также из 10 человек. Успешность проведенного консультирования подсчитывалась при помощи х2- критерия. Значения статистически значимы на уровне значимости 0,001. Также нами была проведена просветительская работа среди людей, чьи родственники уже вовлечены в религиозные нетрадиционные организации на протяжении нескольких лет или только собираются стать членами таких организаций.

Заключение.

В рамках нашего исследования мы рассмотрели пути выстраивания системы профилактики последствий насильственного манипулирования психикой в религиозных нетрадиционных организациях, механизмы нарастания влияния тоталитарных культов в качестве одной из главных угроз благополучию граждан нашей страны. Мы разработали и оценили эффективность программ оказания помощи, участникам деятельности тоталитарных групп. В теоретической части описали механизмы массового манипулирования психикой, которые используют лидеры таких организаций, попытались заложить основы профилактической и просветительской работы с родственниками людей, которые являются членами различных религиозных нетрадиционных организаций. Успешность разработанной нами программы консультирования о выходе из религиозного нетрадиционного культа с учетом индивидуально-психологических особенностей личности была подтверждена с помощью х2-критерия. Дальнейшая работа с членами нетрадиционных религиозных организаций, их родственников необходима. Программа помощи жертвам активного манипулирования психикой требует дальнейших разработок в области профилактической защиты населения от сектантской психологической агрессии и создание методик эффективной помощи людям, которые собираются покинуть культ.

Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М.А. Шолохова

Факультет психологии

 

 

Дипломная работа

 Помощь жертвам активного манипулирования психикой

(разработка программы консультирования о выходе из нетрадиционных религиозных культов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности)

Выполнила:

Михайлова А.А.

факультет психологии

5 года обучения

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук
Елизаров А.Н.

 

Москва

2002


Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение;

ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я;

и это время близко. Не ходите вслед их".

(Лук. 21:8)

Введение

В настоящее время существуют программы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционных религиозных культовых организаций, однако в них не учитываются индивидуально-психологические различия между людьми, которые нуждаются в помощи. Программы составлены, как будто все люди, попадающие под воздействие деструктивных культовых организаций одинаковы. Актуальной является проблема оказания помощи с учетом индивидуально-психологических различий консультируемых.

Цель исследования заключалась в разработке и апробации программы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционных культовых организаций, с учетом индивидуально- психологических особенностей консультируемых.

Объект исследования: В диагностическом исследовании участвовало 50 человек, возраст 14-18 лет, участники нетрадиционной религиозной организации "Свидетели Иеговы". В дальнейшем консультировании о выходе участвовало 10 человек из той же организации, обратившиеся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности, помощи в уходе из культа.

Предмет исследования: Консультирование с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Выявить основные механизмы, отвечающие за эффективность манипулирования психикой.

2. Выявить личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению людей в культовые организации.

3. Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект и особенности их поведения.

4. Выявить психологические условия, которые позволят

организовать эффективный процесс психокоррекционной работы с жертвами влияния проводников тоталитарной идеологии.

5.C учетом полученных данных выстроить модель

психокоррекционного взаимодействия для лиц, собирающихся покинуть культ с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

6.Разработать основы профилактической и просветительской работы с учетом полученных данных.

Основные результаты исследования: Мы разработали программы консультирование о выходе из нетрадиционного религиозного культа, учитывая индивидуально-психологические особенности трех типов личности: паранояльную, шизоидную и эпилептоидную. По разработанным нами программам мы работали с 10 членами секты «Свидетели Иеговы». Из них после консультирования данную организацию покинуло 6 человек, 2 человек вернулись на прежнюю работу, 1 человек поступил в колледж, 1 человек стал посещать православную церковь. Среди остальных членов секты никаких изменений в их жизни не произошло. Успешность проведенного нами консультирования о выходе подсчитывалось при помощи х2 – критерия. Также нами проводилась просветительская работа по просьбе людей, чьи родственники уже вовлечены в религиозные нетрадиционные организации на протяжении нескольких лет или только собираются стать членами данных организаций. Были затронуты следующие темы: культовые фобии, методы контроля сознания, пути общения с близкими, находящиеся в деструктивном культе, религиозные группы, описание интересующих групп, их доктрина.

Глава 1. Интенсивное манипулирования психикой людей в деструктивных культовых группах как проблема современной консультативной психологии.

На данный момент существует большое количество нетрадиционных религиозных организаций в нашей стране, которые наиболее успешно рекламируют себя, эксплуатируя свойства психики человека, распространяя при этом псевдорелигиозные и оккультные учения. После развала СССР, произошла ломка жизненных стереотипов, невостребованность личности, отсутствие других возможностей самореализации, отсутствие работы, разрушение института семьи (нарушение нормального семейного микроклимата). Все это предрасполагает личность к поискам психологического комфорта в системе нетрадиционных религий. [Батаев, 1995, с.39]. Спасительным островком выступают как раз различные религиозные движения, в которых царит особая атмосфера взаимной любви и доверия. Как правило, все новые культовые образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. [Кривельская, 1999, с.50]. Они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам. [Кривельская,1999,с.37]. Тоталитарные культовые организации претендуют на роль заменителей традиционных религий, в связи с чем они предлагают свою псевдоэзотерическую концепцию всего происходящего в мире и претендуют на право определять истинность того или иного события. [Полищук,2000, с.5]. Каждая такая группа имеет свою символику, свою ритуалистику, свой свод нравственных правил, свою систему наказаний и поощрений.[Лисовский, 1994,с.25-26].

В целях вовлечения в свою деятельность они используют различные каналы средств массовой информации для рекламы своей “истины в последней инстанции”. По словам новообращенных там складываются настоящие дружеские, семейные отношения, там завершается поиск истины для каждого человека. Уход в систему этих сект от реальных проблем современной жизни можно рассматривать как один из вариантов психологической защиты. [Балагушкин,1985, с.286].


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.