История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 355 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В социологии досуг рассматривается как синоним понятия "свободное время"1.
В педагогической, психологической, культурологической литературе в определениях понятия "досуг" намечается ряд оттенков смысла:
• досуг как время, свободное от (чего-либо);
• досуг как пространство, сфера ("сфера досуга");
• досуг как свободная деятельность (делать что-либо "на досуге');
• досуг как состояние или психическое переживание личности.
Хотя понятие "досуг" употребляется чаще всего как синоним свободного времени, точнее было бы под досугом понимать возможность распоряжаться некоторой частью свободного времени согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно это время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями и ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком абсолютно произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, эстетическими, политическими, идеологическими, а для кого-то и религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи и той "страты", в которой формируется личность. От представлений о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, зависит в значительной мере и то, чем школьник заполнит свой досуг.
У каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Сущность досуга можно определить как "феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, выбираемой личностью в соответствии со своими интересами". Эта деятельность, направленная на удовлетворение духовных и физических потребностей.
|
Досуг является поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.
Досуговые объединения представляют собой особую педагогическую систему, в которой процесс формирования и развития индивида не загоняется в прокрустово ложе "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения самих воспитуемых, их свободного выбора.
Досуг - это та часть свободного времени школьника, в которой возрастает доля его самостоятельности, так как нет непосредственного внешнего руководства деятельностью учащегося. В этом его отличие от внешкольного времени, являющегося обязательным для учебы, - времени, в первую очередь, необходимого на выполнение домашних заданий. Досуг же организуется учеником как сугубо индивидуальная деятельность, в которой выбор содержания, форм и методов деятельности зависит от интересов и потребностей личности, ее склонностей и увлечений.
Будучи очень важной составной частью бюджета времени, досуг способствует формированию подростка как личности, его самоутверждению, социальному, нравственному, профессиональному самоопределению1.
В противном случае неорганизованное свободное время приводит к ничегонеделанию - страшнейшему врагу воспитания, и превращается в криминогенный фактор с увлечением лжегероизмом, лженравственностью и т.п.
Внутри понятия "досуг" можно выделить два его вида - организованный (управляемый) и неорганизованный (стихийный). Организованный досуг, в том числе клубно-кружковая работа школьников, помогает им осваивать умения и навыки рациональной организации своего свободного времени.
Организованный досуг школьников регулируется в первую очередь, взрослыми - учителями, родителями, работниками воспитательных учреждений и в значительной степени регламентируется наличием программ или общепринятых, социально закрепленных установок. В гораздо меньшей степени в организованном досуге присутствуют элементы самоорганизации и самовоспитания.
|
Неорганизованное свободное время не связано никакими предписаниями, обязательствами и заранее разработанными планами. Оно зависит, как правило, лишь от желаний и влечений. А желания школьников, не только младшего школьного возраста, но и старшего подростка, как известно, характеризуются стихийностью, импульсивностью и чаще всего ускользают от контроля со стороны взрослых.
Не исключено, что и досуг подростков, не зависимый от участия в работе досуговых центров, может способствовать самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию, но при условии уже сформированной положительно ориентированной установки на осознание самоценности личности, на формирование положительного "образа Я", при развитом (в семье, школе, микрогруппе) чувстве собственного достоинства.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!