Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-02-15 | 597 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формальная композиция
Формальные признаки композиции
Существует сугубо формальное соотношение элементов, которое производит ощущение порядка. Из всех признаков можно выделить три наиболее существенные, абсолютно необходимые в любой организованной форме:
- целостность
- подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты
- уравновешенность.
Целостность
Первый признак композиции проявляется тогда, когда изображение или предмет целиком охватывается взглядом, явно не распадаясь на отдельные самостоятельные части. Целостность – это сложное ощущение, его нельзя понимать буквально: между элементами композиции могут быть промежутки, интервалы, пробелы, но в восприятии преобладает тяготение их друг к другу, их взаимопроникновение. Проявление целостности: по отношению к раме (противопоставление изображения раме), по отношению тонального или цветового пятна к фону, или целостность внутри силуэта, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные или случайные пятна.
Целостность – внутреннее единство композиции.
Подчиненность второстепенного главному (наличие доминанты)
Главный элемент композиции сразу бросается в глаза. Все остальные подчиняются главному, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Фокус композиции может оказаться на периферии картины, на дальнем плане, на ближнем плане, в прямом смысле в середине картины – главное, чтобы второстепенные элементы подводили к взгляд к кульминации изображения.
Фокус композиции определяет всю картину.
|
Уравновешенность (статическая и динамическая)
Уравновешенность по определению связана с симметрией, но симметричная композиция изначально уравновешена. Уравновесить композицию может пустое поле изображения или одна точка, поставленная в определенном месте картины. Есть закономерность: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно.
Самая динамичная. Стремящаяся за пределы картины композиция должна быть тщательным образом уравновешена.
Уравновешенность – основа гармонии в произведении.
Типы композиции
Замкнутая композиции
Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к краям, снова возвращается к фокусу – то есть, стремится от любого места композиции к центру.
Отличительная черта замкнутой композиции – наличие полей. В этом случае целостность композиции проявляется буквально – пятно имеет четкие границы на фоне, все элементы тесно связаны между собой и пластически компактны.
Открытая композиция
Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой:
1. уходящие за пределы рамы детали, которые легко представит вне картины
2. большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции – в таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции, наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с домысливанием неизображенной части.
Открытая композиция может быть довольно сложной, но всегда уходящей из центра. Нередко и сам центр композиции представляет собой множество равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.
Симметричная композиция
Основная черта симметричной композиции – равновесие, которое является также и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы – стремлению к устойчивости. Симметричное построение необходимо начинать с определения границ и осей симметрии, а затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но несколько однообразна.
|
Во многих случаях необходимо сознательно нарушать симметрию в композиции, для передачи движения, изменений, противоречий.
В то же время, симметрия напоминает об изначальном порядке, равновесии.
Асимметричная композиция
Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее. Но именно в асимметричных композициях проблема уравновешенности композиции – непременное условие грамотного построения картины.
Статичная композиция
Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, а глубину, философию.
Динамичная композиция
Отражение современных ритмов, калейдоскопичности жизни, «клипового мышления». Динамика часто исключает величавость, классическую завершенность. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.
Формы композиции
Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:
- точка (пятно)
- линия
- плоскость
- объемная поверхность
- пространство.
Классифицируем формы композиции, используя эти понятия.
Объемная композиция
Эта композиционная форма выходит в трехмерные виды искусства. Ее отличие от предыдущих – восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает новое качество – протяженность во времени; она рассматривается с разных сторон и не может быть охвачена одни взглядом. Важную роль в восприятии объемной композиции играет сила и направленность света.
Пространственная композиция
Пространство формируют архитекторы и дизайнеры. Важная роль освещения, с помощью которого воспринимается объект пространственной композиции.
Приемы композиции
Группировка
Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточие элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие и динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению – все по силам группировке.
|
Группировка вовлекает в композицию и пробелы – расстояния между предметами. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру – все, что зрительно отличается друг от друга.
Наложение и врезка
По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особенно эффектна врезка при одновременном использовании изменений цвета, контраста и масштаба с удалением планов.
Группировка и наложение в композиции подобны методу скульптора, когда масса накладывается на каркас и постепенно наращивается нужная форма.
Членение
Членение – вторичный прием, противоположный приему группировки. Детальная композиционная структура извлекается из большой монотонной поверхности. Дает произведению ритмическую выразительность. Картина может восприниматься как совокупность ячеек цвета, и только потом – как изображение фигур и предметов.
Прием членения кроме живописи широко применяется в архитектуре от античных ордеров и готических храмов до конструктивизма 20 века.
Средства композиции
Формат
Композиция начинается с выбора формата – это и есть первое средство композиции. В подавляющем большинстве картины прямоугольны. Три возможных прямоугольных формата – вертикальный, горизонтальный, квадратный. Выбор формата обусловлен формой композиции. Такие формы как центровая, скорее потребуют квадратного поля, линейно-ленточная – активно-вытянутого, фронтально-плоскостная в зависимости от конкретной задачи может быть вписана в любой формат.
Панорамный пейзаж, портрет, многофигурная композиция, орнаментальная роспись – каждая из композиций требует своего формата.
|
Формат, если он задан заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают как бы зародыш композиционной идеи.
Кроме прямоугольного, форматы могут быть овальными, круглыми, многоугольными.
Масштаб и пропорция
Как средство композиции масштаб работает стратегически: масштаб влияет на форму композиции. Чем больше композиция по размеру (в масштабе), тем она обобщеннее, жестче по форме, упрощеннее в деталях и наоборот –в маленьких по масштабу композициях важна филигранность всех элементов, так как ее рассматривают вблизи. Это общий масштаб произведения – его размеры.
Внутри композиции соотношение между элементами регулируется пропорцией. Наиболее гармонично воспринимается пропорция золотого сечения: целое относится к большей части как большая часть относится к меньшей (1:2). Внутренний масштаб и пропорции, как правило, выбираются интуитивно.
Масштаб и глубина являются главными средствами передачи перспективы – уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства.
Ритм и метр
Ритм – это равномерное чередование элементов. В композиции ритм – это равномерность чередования. Равномерность – наиболее простая маршеобразная форма ритма. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр». Самый примитивный, холодный и равнодушный метр – когда размеры элементов и пробелы одинаковы.
Выразительность и сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
Варианты изменений:
- чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется.
- расстояние между элементами сужаются и растягиваются свободно без всякой закономерности.
Первый вариант проще. Второй вариант имеет больше возможностей, но труднее строится – это делает композицию внутренне напряженной, с большей тайной.
Ритм как средство композиции часто применяется в сочетании с пропорцией: элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью (орнамент), или свободно.
Контраст и нюанс
Контраст – близкий родственник ритма. Соседство резко отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету, светотени, форме и др.) аналогично ритмическому чередованию, только сбитому с прямого счета, более сложному. Контрастность придает композиции выразительную мощь, с помощью контраста легко выделить главные элементы, контраст расширяет динамический диапазон композиции. Но в слишком резких контрастах есть опасность разрушения целостности композиции, поэтому существует успокоенный, снивелированный контраст – нюанс.
|
Нюанс, помогает создавать целостность в композиции, но если нюанс становится главнее контраста – вся композиция может превратиться в вялую монотонность. В применении нюансов, как и контрастов важна пропорция – чувство меры.
Цвет
Три качества цвета – тон (собственно цвет), насыщенность и светлота – тесно связаны с непервичной, но важной в композиции характеристикой – яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целость достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если композиция строится монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже уменьшают. Сходно с явлением контраста и нюанса.
Часто свойство цвета используют в создании иллюзии приближения или отдаления предмета. Теплые насыщенные тона – приближают, холодные малонасыщенные – отдаляют. Таким образом, можно передать пространство, применяя только цвет.
Композиционные оси
Речь идет не только об осях симметрии, но о направлениях развития композиции, которые ведут глаз зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность вверх, горизонталь демонстрирует неспешное течение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие композиции.
Особое место занимают перспективные оси. С одной стороны, они отвечают природному свойству глазного аппарата, воспринимающего предметы сходящимися в точку, с другой стороны – втягивают глаз в глубину картины, делают зрителя участником события. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Симметрия
Французская пословица «Если не знаешь, как соврать – говори правду». По аналогии – если не знаешь, как строить композицию – делай симметрию. Как средство композиции по эффективности и простоте симметрия не знает себе равных, потому что она изначально уравновешена и целостная, кроме того, она не требует ни каких специальных творческих усилий: достаточно отразить зеркально одно в другом.
Формально симметрия как средство композиции беспроигрышна в декоративном искусстве, но сложна в построении композиции картины или графического произведения.
Фактура и текстура
Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактура поверхности завершает композицию в скульптуре, живописи. Фактура зависит от выбранной техники. Например, в живописи – техника лессировки дает гладкую фактуру поверхности, импасто (густая живопись – «тесто») – дает рельефную фактуру, в импасто фактура зависит от размера мазка, который может быть мелким, средним, широким. Каждый из мазков дает свой вариант фактуры.
В графике большую роль играет текстура – видимый рисунок поверхности. Текстура имеет безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает эстетическую особенность произведения.
Стилизация
Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация – обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму. В станковом изобразительном искусстве стилизация применяется для усиления декоративности.
Исходный материал для стилизации – натурные зарисовки. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. Стилизованная форма легко укладывается в любой вид симметрических преобразований.
Формальная композиция
Формальные признаки композиции
Существует сугубо формальное соотношение элементов, которое производит ощущение порядка. Из всех признаков можно выделить три наиболее существенные, абсолютно необходимые в любой организованной форме:
- целостность
- подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты
- уравновешенность.
Целостность
Первый признак композиции проявляется тогда, когда изображение или предмет целиком охватывается взглядом, явно не распадаясь на отдельные самостоятельные части. Целостность – это сложное ощущение, его нельзя понимать буквально: между элементами композиции могут быть промежутки, интервалы, пробелы, но в восприятии преобладает тяготение их друг к другу, их взаимопроникновение. Проявление целостности: по отношению к раме (противопоставление изображения раме), по отношению тонального или цветового пятна к фону, или целостность внутри силуэта, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные или случайные пятна.
Целостность – внутреннее единство композиции.
Подчиненность второстепенного главному (наличие доминанты)
Главный элемент композиции сразу бросается в глаза. Все остальные подчиняются главному, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Фокус композиции может оказаться на периферии картины, на дальнем плане, на ближнем плане, в прямом смысле в середине картины – главное, чтобы второстепенные элементы подводили к взгляд к кульминации изображения.
Фокус композиции определяет всю картину.
Уравновешенность (статическая и динамическая)
Уравновешенность по определению связана с симметрией, но симметричная композиция изначально уравновешена. Уравновесить композицию может пустое поле изображения или одна точка, поставленная в определенном месте картины. Есть закономерность: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно.
Самая динамичная. Стремящаяся за пределы картины композиция должна быть тщательным образом уравновешена.
Уравновешенность – основа гармонии в произведении.
Типы композиции
Замкнутая композиции
Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к краям, снова возвращается к фокусу – то есть, стремится от любого места композиции к центру.
Отличительная черта замкнутой композиции – наличие полей. В этом случае целостность композиции проявляется буквально – пятно имеет четкие границы на фоне, все элементы тесно связаны между собой и пластически компактны.
Открытая композиция
Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой:
1. уходящие за пределы рамы детали, которые легко представит вне картины
2. большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции – в таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции, наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с домысливанием неизображенной части.
Открытая композиция может быть довольно сложной, но всегда уходящей из центра. Нередко и сам центр композиции представляет собой множество равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.
Симметричная композиция
Основная черта симметричной композиции – равновесие, которое является также и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы – стремлению к устойчивости. Симметричное построение необходимо начинать с определения границ и осей симметрии, а затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но несколько однообразна.
Во многих случаях необходимо сознательно нарушать симметрию в композиции, для передачи движения, изменений, противоречий.
В то же время, симметрия напоминает об изначальном порядке, равновесии.
Асимметричная композиция
Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее. Но именно в асимметричных композициях проблема уравновешенности композиции – непременное условие грамотного построения картины.
Статичная композиция
Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, а глубину, философию.
Динамичная композиция
Отражение современных ритмов, калейдоскопичности жизни, «клипового мышления». Динамика часто исключает величавость, классическую завершенность. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!