Суббота – краеугольный камень еврейского самосознания — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Суббота – краеугольный камень еврейского самосознания

2020-02-15 145
Суббота – краеугольный камень еврейского самосознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Две важнейшие идеи еврейства заложены в заповеди о субботе.

1. Одним из важнейших принципов еврейской религии является утверждение о сотворении Б-гом мира за шесть дней. Однако по самой сути еврейского мировоззрения наша вера только тогда не бесплодна, когда она выражается в каком-либо действенном проявлении. И в данном случае мы добиваемся этого, соблюдая субботу. Шесть дней недели мы трудимся, зарабатывая на хлеб насущный, а с приходом седьмого дня отрываемся от повседневных забот. И не потому, что мы завершили нашу работу (ведь мы вернемся к ней в ближайшее же воскресенье), а для того, чтобы, остановившись в разгар создания, подчеркнуть и выразить свою веру в Творца, завершившего в шесть дней создание Вселенной.

2. Выход еврейского народа из Египта был не только актом, положившим конец нашему рабству. Этот исход внес важнейшие перемены в самую духовную сущность нашего народа. Именно после исхода мы стали народом, принявшим Тору и давшим всему миру основные законы этики и морали.

Для того чтобы мы могли прочувствовать эти перемены, и был установлен субботний день, подчеркивающий факт нашей свободы и нерасторжимой связи с Творцом.

В этом заключается сущность субботы: она напоминает нам о Творце Вселенной и о нашем вечном долге перед Ним. Обе эти идеи заложены в субботнем «Кидуше»: «Благословен Ты, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями, соблаговолил к нам и с любовью и доброжеланием завещал нам священную субботу как память о бытии первозданном. Ибо сей день есть начало всех священных праздников, память об исходе из Египта Да, Ты избрал нас, освятил больше всех народов и с любовью и благоволением завещал нам священную субботу Свою. Благословен Ты, Б-же, освятивший субботу».

ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ СУББОТНИХ ЗАПРЕТОВ

Теперь, когда нам ясно, что суббота является не только днем физического отдыха, но и выражает один из существеннейших аспектов еврейской веры и мировоззрения, мы можем легко уяснить себе смысл субботнего запрета работ. Когда Тора указала нам: «Шесть дней работай, а в седьмой день не делай никаких дел», то подразумевался здесь не любой вид действий. Только работы, в которых содержатся некие элементы деяний, способных в конечном счете к творческому преобразованию природы, в субботу, по еврейскому Учению, недопустимы.

Какие же это работы?

Ответ на этот вопрос дают наши мудрецы, основываясь на связи субботних запретов, изложенных в Торе, с рассказом о Скинии Завета, при построении которой и осуществлении ее назначения были использованы все созидательные возможности разума и рук человеческих. В субботу нельзя сеять, пахать, зажигать огонь, писать что бы то ни было.

Если бы смысл субботы состоял только в физическом отдыхе, то критерием субботних запретов служила бы трудоемкость работы, а не коэффициент воплощенной в ней творческой энергии. Но так как суббота есть свидетельство завершения творческого акта Б-га, вызвавшего в шесть дней к жизни мир из небытия и созерцавшего в седьмой день свое творение, то и сущность субботних запретов соответствует сущности этих деяний Творца. И субботний закон, например, не запрещает переносить тяжелейшую ношу из одного конца комнаты в другой или целый день, до полного изнеможения, разгуливать по городским улицам. Но зажигание огня, которое является сегодня одним из самых легких дел, субботний закон по-прежнему запрещает, ибо в подобных действиях еврейская философия усматривает акт созидания.

БЛАГО СУББОТЫ

Евреи, соблюдающие субботу по всем ритуалам, выделяя ее из размеренного течения обычных будничных дней, обретают при этом удивительное душевное умиротворение. Об этом хорошо сказал наш великий поэт и философ Иегуда Гапеви в своей знаменитой книге «Кузари»: «В этот день вашу душу осеняют такие покой и благодать, каких не ведают даже цари. Ведь и они, обремененные властью, часто вынуждены прерывать свой отдых во имя государственных дел. И нет у них того блаженного и полного покоя, которого достигает в субботу каждый верующий еврей».

Пожалуй, не было в истории поколения, которое так нуждалось бы в душевном отдохновении, как наше. Технический прогресс и все увеличивающиеся средства связи и коммуникаций неблагоприятно отражаются на человеческой психике. Колоссальный наплыв информации, самой разнообразной и зачастую совершенно пустой и ненужной, поступающей к современному человеку, приводит его в постоянное нервное напряжение. Тратя все больше времени и энергии на то, чтобы разобраться в окружающем и как-то сориентироваться в этом безбрежном потоке, современный человек почти не имеет возможности остаться наедине со своими мыслями и подумать о смысле своего бренного земного бытия и попытаться возвысить свой внутренний мир.

Наряду с небывалым техническим прогрессом и в несомненной связи с ним в наше время становится все меньше и меньше людей, способных высказать самостоятельную творческую мысль, которая не была бы лишь повторением услышанного по радио, увиденного на экране телевизора или прочитанного в газете.

В противовес всему этому еврейская суббота, позволяющая выключиться на день из современного ритма жизни и погрузиться в мир чистой духовности и благодати, содействует сохранению внутренней свободы человеческой личности и независимого мировоззрения.

Но даже человек, полностью воздерживающийся от недопустимых в субботу работ, еще не достигнет в одном этом всех благ, которые она способна даровать. Для этого необходимо целиком и полностью проникнуться ее глубоким духовным смыслом. И тогда субботняя молитва и своеобразные субботние заповеди: зажигание свечей, кидуш и т. д. дают человеку небывалую духовную окрыленность, вводят его в новый, невиданный и прекрасный мир.

СУББОТА И ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД

Важную роль сыграла суббота и в сохранении самобытности еврейского народа. В течение тысячелетий галута наш народ пережил такие потрясения и катастрофы, которые давно должны были разрушить его дух, если бы не Тора и ее заповедь субботы. В жизни еврея еженедельный праздник священного покоя сглаживал боль и горечь галута. Это уже не был безнадежный непрерывный галут, корежащий и кромсающий до основания, а цепь коротких шестидневных галутов, прерываемых субботними раскрепощения ми души.

Также и на Святой Земле оберегает суббота еврейский народ. Человек, трудясь в поте лица своего для ежедневного пропитания, часто забывает о духовных целях человеческого существования. Он насыщает свое тело, но душа его остается пустой. В этом случае не только этот отдельный еврей, но и весь еврейский народ теряет ценнейшие части самого фундамента своего существования. Эту потерю нередко компенсирует суббота. Вот что говорится в старой еврейской притче:

«Сказала Тора:

– Владыка Вселенной, когда евреи овладеют Землей Обетованной, они пойдут сеять и обрабатывать поля. Что же будет тогда со мной?

– Есть у Меня для тебя утешенье и дар, – ответил ей Б-г. – Это Суббота. В этот день евреи не работают, они будут приходить в синагоги и изучать тебя» (из Мидраша).

Велико влияние субботы не только на народ в целом, но и на отдельные семьи. В том, что в субботу вся семья собирается в доме и проводит весь день вместе, заклю чена ее важная роль. И когда мать зажигает субботние свечи, а отец произносит кидуш, когда за праздничным столом поют песни, обмениваются мнениями, дети рассказывают о своих успехах в школе – все это создает особую семейную гармонию, в отличие от всех других дней недели, когда каждый занят своими интересами или все молча сидят у телевизора, когда отсутствует душевный контакт между родителями и детьми – суббота объединяет семью и освящает ее устои. В заключение своей статьи раввин А. Гилцгаймер пишет: «Сохраняя свободу закрепощенного галутом еврея, развивая его душу, его этику и мораль, укрепляя основу его семейной жизни, суббота сыграла решающую роль в развитии и сохранении еврейского народа».

«Народ, святящий седьмой день, – весь он насыщен и услажден благодатью Твоею; к седьмому дню ты благоволил; Ты освятил его, назвал красою, памятью о миротворении» (из субботней молитвы).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.