Микроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, при этом их микромоделью являются социальные отношения. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Микроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, при этом их микромоделью являются социальные отношения.

2020-01-13 294
Микроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, при этом их микромоделью являются социальные отношения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Макроуровень. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру, динамику.

По мнению В.А. Ядова, предметом истории социологии являются социальные общности и социальные отношения, механизмы взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

При изучении различных социальных структур нужно помнить, что составляющие их люди активно воздействуют на отдельные части этой структуры и способны повлиять на изменение положения этих частей относительно друг друга.

Чтобы социальные структуры сохранялись и не распадались, людям приходится совершать множество совместных действий, подчиняющихся определенным правилам и нормам.

То есть мы видим, что социология изучает структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Предметом истории социологии в самом строгом смысле слова является анализ процессов возникновения и развития социологических знаний в виде разных направлений и научных школ, в русле которых происходит зарождение теорий, гипотез, парадигм, создается понятийный аппарат, разрабатывается все многообразие методов и методик, используемых в социологических исследованиях.

История социологии занимается развитием методов социологического исследования, ее структуры и функций, ее задач, а также возникающих время от времени кризисных ситуаций, научных дискуссий, под влиянием которых происходит пересмотр устаревших элементов теории или более радикальные изменения. Результатом выхода из кризисного состояния могут быть смена научной парадигмы, трансформация и модернизация существующих направлений, а также появление новых.

В широком смысле понимания предмета истории социологии охватываются события, которые предшествовали зарождению и развитию социологической мысли, участвовали в подготовке ее предметной ориентации, всего разнообразия направлений и течений, вырабатываемых в их русле понятий, теоретических и методологических принципов. При этом учитываются исторически сложившиеся национальные традиции и региональные особенности развития социологической мысли. А также все социальные стороны жизни общества, другими словами совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

С течением времени меняется представления о предмете социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета истории социологии правомерно, поскольку отвечает интересам и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

Каждый человек включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеский коллектив) в каждой из этих групп он занимает определенное положение и обладает определенным статусом, к нему предъявляются определенные ожидания и требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя, к примеру, в одной ситуации как отец, в другой - как начальник, в третьей как друг, то есть он выступает в разных ролях.

Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их положения в обществе и системе межличностных отношений.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Таким образом, под первичной социализацией понимается процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом, если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как все;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - рассматривается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление. С точки зрения воспроизводства обществом самого себя социализация молодого поколения может быть представлена как процесс сохранения и увеличения человеческого потенциала с его социокультурным содержанием.

Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Цель социализации - формирование ответственного и социально активного поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Она решает три основные задачи:

1)интегрирует индивида в общество;

2) способствует взаимодействию людей через усвоение ими социальных ролей;

3)сохраняет общество благодаря производству и передаче культуры от поколения к поколению.

Дотрудовая стадия социализации соответствует периоду жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Она подразделяется еще на два самостоятельных периода:

1)Ранняя социализация - присуща отрезку времени от рождения до поступления в школу. В возрастной психологии это период раннего детства. Для данной стадии характерно некритическое усвоение опыта, подражание взрослым.

2)Стадия обучения - охватывает весь период юности в широком понимании. Она однозначно включает в себя время обучения в школе. А вот вопрос о том, к какому этапу отнести студенческие годы, стал предметом дискуссий. Ведь многие учащиеся вузов и техникумов уже начинают работать.

Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека, хотя следует отметить, что демографические границы зрелого возраста весьма условны. Она охватывает весь период активной трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации подразумевает период жизни человека после окончания основной трудовой деятельности. Она соответствует пенсионному возрасту.

Социа́льная стратифика́ция — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Социальная стратификация позволяет выделить отдельные социальные страты, исходя из характерных для каждого общества признаков: размера доходов, характера собственности, объема власти, престижа, образования, национальности и т.д

Социально-стратификационный подход выступает одновременно теорией и методологией исследования социальной структуры общества. Для социально-стратификационного подхода характерны следующие принципы:

1. Обязательное изучения всех страт общества, вне зависимости от их размеров, устойчивости, а также от того какую роль – главную или второстепенную они играют в общественном процессе;

2. Использование для сравнения социальных слоев единых критериев; один определенный критерий должен использоваться в отношении всех групп;

3. Применение достаточного количества критериев для глубокого и более полного анализа каждого элемента изучаемого социального слоя.

Перечень принципов социальной стратификации неоднократно пытались расширить. Например, за счет уровня образования.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:

-​ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

-​ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

-​ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

- возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа – это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа – это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа – это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа – это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Характерными чертами малой группы являются:

-​ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 15 человек);

-​ пространственная близость членов группы;

-​ устойчивость и длительность существования:

-​ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

-​ интенсивность межличностных отношений;

-​ развитое чувство принадлежности к группе;

-​ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков – реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

-​ пол - мужчины и женщины;

-​ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

-​ доход - богатые, бедные, зажиточные;

-​ национальность - русские, французы, американцы;

-​ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

-​ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

-​ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Толпа -- это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.

Элита – определенная группа, представители которой по своему соц. статусу, общепризнанному авторитету, профессиональным и индивидуальным качествам занимают ведущие позиции в том или ином социальном слое, а иногда и в обществе.

Главный критерий элиты- обладание властью.Элитарность неизбежных характеристик общества.

Группа меньшинств (ГМ) — это социологическая группа, вес которой не является доминирующим среди общего населения в данном общественном и временном пространстве. Социологическое меньшинство совсем не обязательно должно быть меньшинством в количественном отношении; оно может представлять группу, ущемлённую в своём социальном статусе, образовании, трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах.

Меньшинство проще формируется и оно мобильно относительно большинства. Во избежание путаницы иногда предпочитают пользоваться терминами подчинённая группа и доминирующая группа вместо меньшинство и большинство. Группа меньшинств — общественная прослойка (иногда сословие), отстаивающая определённую идею в обществе или на определённой территории (обычно в государстве), не поддерживаемую большинством населения.

Для того чтобы понять, какое основное место занимает человек в социальной структуре общества, и какое важное значение имеет общество для человека, необходимо обратиться к двум научным социологическим понятиям.

Индивидом является человек, как отдельный представитель социальной группы. Т.е. в индивидуальности человека выражаются черты уникальности, неповторимости, присущие только ему одному, дающие ему отличие от других людей.

Личностью является человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых им в социальных связях, социальных институтах, социальной структуре в целом.

Статус – это определенное место человека в социальной иерархии, определенное его полом, возрастом, семейным положением, происхождением, профессией.

Большая часть социологов все же склоняются к многомерному подходу, учитывая в основном такие признаки, как:

· имущество;

· уровень дохода;

· образ жизни;

· место человека в иерархии политической системы;

· уровень образования;

· религиозные взгляды;

· этническое происхождение и др.

В основном ученые обращаются к подходу, согласно которому социальный статус определяется социальными функциями, осуществляемыми человеком в ходе процесса взаимодействия с другими индивидами. Таким образом, социальным статусом является положение личности в социальной структуре общества, подразумевающее наличие определенной совокупности прав и обязанностей.

Социальную роль человека можно определить, как ожидаемое положение, ассоциируемое со статусом, имеющимся у человека.

Для того чтобы достичь тех или иных социальных ролей в обществе и стать полноценной личностью, человеку необходимо пройти процесс социализации, который невозможен без участия общества.

Таким образом, в процессе социализации в обществе, реализуются заложенные в человеке природные задатки, в свою очередь общество, через воспитание, образование, приобщение индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности.

Коммуникация – обмен информации между людьми. Передача информации в ходе коммуникативного процесса.

Формы коммуникации классифицируются по различным признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный аспект взаимодействия. В соответствии с ней к формам общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др.

Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями и чувствами. Согласно цели общения различают беседы:

Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета)

Личностные (общение между близкими людьми - родными, друзьями, детьми и т. д. Считается, что именно в таких беседах проявляются этико-психологические основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности)

Деловые (их предметом является, как правило, конкретное дело).

Поскольку каждая беседа - это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет.

- галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты

- эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующему

- эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

- эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

- эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

- эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

- эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

- эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

- эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

- внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

- эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму

- презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

- феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.

- эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

-феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

Классификации восприятий

По основной модальности:

-зрительное

-слуховое

-осязательное

-обонятельное

-вкусовое

По форме существования материи:

-восприятие пространства

-восприятие времени

-восприятие движения

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, возникают сложные виды восприятия.

В мире существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Под управлением конфликтом понимается целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Из этого определения видно, что конфликт выступает не только как система, состоящая из определенных элементов (стороны конфликта; предмет и объект конфликта; цель, интересы и причины конфликта и др.), но и как процесс. Конфликт как процесс представлен 3 основными стадиями развития: от первой –латентной (скрытой) стадии (предконфликтной ситуации) — конфликт переходит во вторую стадию –стадию открытого конфликта (активная стадия), из которой переходит в третью стадию –стадия завершения (разрешения) конфликта. тадия завершения конфликта может закончиться его полной ликвидацией, переходом конфликта в латентную (скрытую) форму, трансформацией конфликта в другой конфликт, или же временным прекращением конфликтного взаимодействия –угасанием конфликта.

Выделяют четыре структурных метода разрешения конфликта:

-разъяснение требований к работе,

-использование координационных и интеграционных механизмов,

-установление общеорганизационных комплексных целей,

-использование системы вознаграждений.

Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:

-детство (от появления на свет до полового созревания) – освоение элементарных навыков человеческого общежития;

-юность (от 12 – 14 до 18 – 20 лет) – подготовка к активному трудовому периоду;

-зрелость (от 18 – 25 до 60 лет) – активный трудовой период;

-старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в поступках, поведении (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций.

Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию девиантного поведения – девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае крайне сложно определить, что является девиацией, а что нет. Девиантное поведение как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе – религиозных, эстетических, политических, правовых и др. – влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер.

Причины девиаций. Отклоняющееся поведение людей существует потому, что:

-Во-первых, новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры.

-Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования.

-В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям его существования. говоря иными словами, социальное, культурное, или техническое развитие может не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями.

-В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником негативных явлений.

Рассмотренные типы отклоняющегося поведения свидетельствуют о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Причем важно отметить, что ищет их не общество, а индивид. Задача современного развитого общества стоит в том, чтобы пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, встает проблема социального контроля.

 

Základy teorie státu, demokratický právní stát (pojem stát, vznik a podstata státu, rozsah a obsah státní moci, formy státu podle účasti obyvatel na výkonu státní moci a podle toho, kdo stojí v čele státu, druhy státu podle rozvržení výkonu státní moci a podle územního rozdělení, demokratický právní stát, dokumenty o základních právech a svobodách občanů, volby v pluralitních demokraciích, základní typy volebních systémů) Основы теории государства, демократического правопорядка (понятие государства, происхождение и сущность государства, степень и содержание государственной власти, формы государства в соответствии с участие граждан в осуществлении государственной власти и, в зависимости от того, кто возглавляет государство, виды государство в соответствии с распределением государственной власти и территориального деления, демократическое правопорядок, документы об основных правах и свободах граждан, выборы в плюралистических демократиях, основные типы избирательных систем)

Ответ:

Государство – это закономерный этап самостоятельного развития общества. Это результат совершенствования орудий труда, неолитической революции, роста производительности труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, классов, классового антагонизма.

Государство – это закономерный этап самостоятельного развития общества. Это результат совершенствования орудий труда, неолитической революции, роста производительности труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, классов, классового антагонизма.

Государство представляет собой универсальную, наиболее совершенную, мощную, располагающую аппаратом принуждения политическую организацию, предназначенную для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.

Государство можно определить также как политическую организацию управления обществом, состоящую из особого аппарата, осуществляющего на правовой основе общесоциальные функции.

Современное демократическое государство – орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

1. Публичная власть один из ведущих признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер. Это не власть всего общества, она стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.

2. Разделение населения и власти по административно-территориальному принципу.

3. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политике, ее полноправие в определении жизни общества в пределах свей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Налогообложение составляет один из важнейших признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества.

5. Издание правовых норм. Государство не может существовать без права. право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства. Возникновения государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле, государственная, власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Признаки государственной власти:

· Распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной).

· Носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов).

· Опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей).

· Осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.).

· Устанавливает систему налогов.

· Организует население по территориальному признаку.

· Характеризуется легитимностью и легальностью.

Государственное управление является общественным институтом и служит целям удовлетворения потребностей и интересов граждан. Именно поэтому государственное управление имеет социальный характер, поскольку учитывая интересы и потребности общества, определяет методы и средства их реализации. Однако для эффективного государственного управления необходимо наличие развитых институтов гражданского общества, чтобы его структуры могли влиять на определение приоритетов гос. политики. Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей “человек - общество - государство - человек”. Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной человеком, и призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений, главным образом в сфере совместного (коллективного) существования (труда, быта, досуга), а в более широком понимании - в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей. В этой связи государственное управление, возникшее как неотъемлемая функция государства, развивается на протяжении всей истории государственно организованной цивилизации человечества. Поэтому практическое осуществление государственного управления всегда обусловлено историческим этапом развития определенного общества, его культурной, политической, экономической и правовой зрелостью, господствующими в нем духовными идеалами и ценностями. В государстве преобладают общие интересы и управление, антипод его - рынок основан на частном интересе и самоорганизации. Но при этом государство выступает способом властного воздействия на все общество в целом, а значит затрагивает интересы всех и каждого. Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.

По своей форме глава государства или страны может быть индивидуальным (в форме физического лица) или коллективным (в форме органа публичной власти). Форма лица главы государства в той или иной стране или государстве является результатом множества различных факторов, включая форму государственного правления, форму государственного устройства, сложившиеся политические традиции, политическую философию правящего класса иные факторы зрения.

В монархиях главой государства является монарх (Господарь, Великий князь, Царь, Император и так далее).

В президентской республике или полупрезидентской республике главой государства является президент.

Президент избирается всенародным голосованием, является главой государства, возглавляет исполнительную власть, а также является верховным главнокомандующим. Правительство назначается президентом, подотчетно ему и не несет ответственности перед парламентом.

1.В сфере государственного управления глава государства имеет право объявлять чрезвычайно положение (в части страны или на всей территории), выполнять функции главнокомандующего, участвовать в формировании новой правительственной структуры (чаще всего формально), органов судебной власти, вносить предложения в финаносово-кредитную политику страны, банковское законодательство и так далее. В последних двух функциях роль главы государства часто сводится к поднятию вопроса об отставке.

2. В сфере законодательного управления глава государства может выдвигать различные инициативы, назначать очередные или внеочередные выборы, распускать нижнюю (иногда – верхнюю) палаты, созывать парламент. Кроме этого, верховный правитель имеет право давать предложения по изменениям в законодательной сфере, может промульгировать (санкционировать, публиковать) законы, обращаться к органам конституционного контроля при наличии сомнений в подлинности того или иного закона.

3. В сфере внешнеполитической деятельности глава государства представляет страну на внешней «арене», назначает послов и прочих работников дипломатических структур, проводит международные переговоры, участвует в ратификации


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.