Глава 4.2 Художественные приемы применения микрофонной техники — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 4.2 Художественные приемы применения микрофонной техники

2020-01-13 231
Глава 4.2 Художественные приемы применения микрофонной техники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В звукотехническом оформлении спектаклябольшую роль играет применение различных видов микрофонов. Имея разнообразный парк микрофонов, звукорежиссер может решать различныехудожественные задачи, поставленные режиссером-постановщиком. Поводов для использованияв спектаклях микрофонов множество, это и решение чисто технических задач, таких как «подзвуч-ка» актеров, если их плохо слышно на большихплощадках, и звукоусиление музыкальных коллективов и отдельных музыкальных инструментов,используемых в театральном действии. Также микрофоны применяют для достижения отдельныхэффектов, для более выразительного раскрытияавторского замысла отдельной сцены или чтобыподчеркнуть какие-либо художественные особенности данной постановки в целом. При этом длядостижения определенных художественных задаччасто микрофонную технику используют вместе сприборами обработки звука, позволяющими применять звуковые эффекты, такие как ревербера-ция, delay, повышение или понижение тона, chorus,компрессия и другие.

В театральной практике используются все распространенные виды микрофонов – динамические,конденсаторные (особенно микрофоны PZM), радиомикрофоны («ручники», «петлички», гарниту-ры). Микрофоны либо видны зрителю, если это оправдано действием, либо их прячут в бутафориюили в костюмы актеров. Очень часто микрофонырасполагают в декорациях.

Микрофон, вводимый в сценическое действие посюжету, обычно используется в сценах, где действияперсонажей непосредственно связаны с микрофоном, как, например, выступление диктора, ведущего,репортера и т.п., или в том случае, когда актер исполняет музыкально-вокальный номер. В одном спектакле в сцене свадьбы родственники и гости поют вкараоке. В этой же сцене микрофон служит для проведения свадьбы тамадой, который общается черезмикрофон с гостями. В другом спектакле есть сцена,где работает радио и радиоведущая сидит на балконеи общается через микрофон со слушателями – жителями деревни, которые слушают ее внизу на сцене.Голос актрисы, исполняющей роль радиоведущей,был подвергнут частотной корректировке встроенным в пульт эквалайзером таким образом, чтобы передать звучание радиоприемников деревенских жителей. Для достижения характерного звучания радиодостаточно прибрать немного низких и высокихчастот и добавить верхнюю середину в области 1 кГц.Эквализация является серьезным средством художественной выразительности и очень часто применяется в театральных постановках. В данных примерахмикрофон является необходимым атрибутом спектакля и выполняет функцию создания правдоподобной картины действия.

Применение микрофонной техники очень частоявляется средством изобразительности. Например,часто в спектаклях требуется изобразить телефонный разговор между двумя собеседниками, один изкоторыхнаходится на сцене. Здесь можно было быиспользовать записанную фонограмму собеседника, но такой способ игры актера с фонограммой менее естественный, нежели игра с актером, находя-щимся за кулисами и говорящим в микрофон.

В одном из спектаклей главная героиня работает в«скорой помощи» и отвечает по телефону на телефонные звонки. Речь мальчика, с которым шел разговор по телефону, озвучивалась при помощи конденсаторного микрофона, находившегося за кулисами влестничном пролете, и транслировалась в зрительный зал. А естественная реверберация лестничногопролета позволяла подчеркнуть состояние одиночества этого мальчика и трагизм происшедшего(смерть девочки), но пока недоступный для понимания главной героини и зрителя. Конденсаторныймикрофон, являясь очень чувствительным, позволилпередать естественную реверберацию и далекийплан мальчика, который стоял в метре от микрофона,что дало возможность передать голос как бы издалека.

В другом спектакле вместо живого разговора двухперсонажей с главной героиней использовалась записанная ранее фонограмма голоса, обработаннаяэффектами – delay,хорус, гармонайзер. Использование фонограммы здесь вполне оправдано, так каксделать все эти обработки в реальном времени невозможно, но терялась естественность в разговоре. Актрисе приходилось подстраиваться под фонограмму,успевать укладывать свои реплики в паузы между репликами собеседника, что невольно сковывало актерскую игру. Все-таки применение микрофона в ситуации диалога, когда один актер на сцене, а другой нет,предпочтительней записанной фонограммы.

Вообще задач, решаемых при помощи микрофонов, в постановке спектакля масса. Это и озвучивание мыслей героев, и озвучивание невидимых персонажей: слышны голоса умерших людей илиголоса волшебников; расширение сценическогопространства, например слышимый разговор издругого помещения, помимо сцены. Сцена – этокомната, в которой разворачивается основное действие, и тут актеры выходят на кухню «на пару слов» и их разговор слышен при помощи озвучиваниямикрофонами. Также применение микрофоновпозволяет подчеркивать важность некоторых фразили слов, которые могут быть выделены не толькоинтонацией актера, но и звукоусилением.

В спектакле с мистическим содержанием подчеркнуть смену обычного действия на действие с появлением мистических персонажей помогли два конденсаторных микрофона PZM, которые былиспрятаны в «одежде» сцены и располагались на балконе, где игрались все мистические эпизоды. Будучимикрофонами с максимально ровной АЧХ, хорошейчувствительностью и полусферической направленностью, PZM-микрофоны позволяли практическиравномерно охватить все игровое пространствобалкона. Мистицизм подчеркивался тем, что сигналс этих микрофонов подавался на ревербератор,причем чистый сигнал микрофонов не выводился вгромкоговорители, а шел только обработанный путем посыла префейдерного сигнала на обработку.

Задачей звукорежиссера является не только продумать использование микрофонной техники вспектакле, но и грамотно настроить ее. Для этоговажно правильно расположить микрофоны относительно акустических систем, чтобы избежать эффекта обратной связи. В некоторых случаях дажеприходилось отказываться от звучания арьерныхгромкоговорителей. В одном из таких спектаклейигра актеров была построена на пластике движения,взаимосвязи движений актеров с музыкой. Важно,чтобы актеры хорошо слышали звучащий музыкальный материал, но подзвучка сцены с помощьюарьерных акустических систем была невозможной,так как на протяжении практически всего спектакляна балконе находилась актриса с гарнитурой длязвукоусиления ее речи. Арьерные громкоговорители находились над балконом вблизи от актрисы, ивозникала обратная связь, поэтому, когда использовалось звукоусиление речи, от звучания фонограммы в арьерныхгромкоговорителях пришлось отказаться, так как музыкальная фонограмма попадала вмикрофон актрисы, вызывая обратную связь.

Поскольку в театральной практике звукорежиссеру чаще всего приходится озвучивать речь актеров,то об этом чуть подробнее. Основным критериемхорошо озвученной речи является разборчивость.Этот критерий зависит от многих факторов, начиная с речевого аппарата актера и заканчивая акустическими особенностями театрального зала.

Для высококачественной передачи речи необходимо обеспечить частотный диапазон от 80 Гц (частота низких мужских голосов) до 10 кГц (частотавысоких шипящих согласных). Это важно знать принастройке микрофона под речь актера. При звукоусилении речи часть важной информации, такойкак тембр, дикция, теряется. Искажения звуковоготракта, излишняя реверберация помещения и по-сторонниешумы делают речь неразборчивой.

Следует знать, что слышимость и разборчивость речи совершенно разные понятия. Речь можетпроизноситься достаточно громко и быть хорошослышимой, но при этом совершенно неразборчивой.Примером могут служить объявления на вокзале илив метро. Поэтому важно настроить микрофон так,чтобы максимально передать натуральный тембр голоса и хорошую дикцию. В основном это делаетсяпри помощи эквализации на канале пульта. При этомважно знать, что основная энергия речи сосредоточена в полосе до 2000 Гц, а именно в гласных звуках,основные частоты которых находятся в диапазоне от80 до 250 Гц, а их форманты в диапазоне от 450 до4000 Гц. Согласные же звуки вносят основной вклад вразборчивость речи. Их спектр расположен от 2 до10 кГц. Особую роль в разборчивости речи играетчастотная полоса 2 кГц, она содержит в себе большойпроцент речевой информации. Также важны октав-ные полосы в 1 и 3 кГц.

Все это нужно учитывать при озвучивании речи иуметь использовать эти знания. Так, например, еслив речи не хватает яркости согласных, то можно добавить область частот от 8 до 10 кГц. Если же речьполучилась гнусавой, то надо прибрать область частот 800…1000 Гц. Очень часто можно наблюдать эффект «задувания» микрофона, обычно на согласной«п». Чтобы этого избежать, применяют частотнозависимую компрессию на той частоте, где находитсязвук «п», приблизительно 70…100 Гц, или эквалайзером вырезают область низких частот до 80…100 Гц.

Еще один нежелательный эффект, с которымможно столкнуться при озвучивании речи актера, –это «эффект близости» у направленных микрофонов, связанный с увеличением чувствительности нанизких частотах при приближении актера к микрофону, что приводит к ухудшению разборчивостиречи из-за маскировки полезного спектра частотнизкими частотами. Для того чтобы этот эффект невозникал, надо соблюдать расстояние между ртом имикрофоном не меньше чем 10 см, а если это невозможно, то применять фильтры высоких частот счастотой среза не ниже 100 Гц.

Многие актеры не имеют большого опыта говорить в микрофон правильно, поэтому их надо проинструктировать и рассказать про особенности того типа микрофона, с которым работает актер.Например, очень часто бывает, что актеры из-засвоей импульсивности начинают кричать в микрофон. В таких случаях приходится использоватьсильную компрессию на голос, чтобы выровнятьдинамический диапазон актерской речи и не допустить перегрузки в канале звукового тракта.

Микрофоны могут быть видны на сцене, но только если это оправдано действием. Обычно микрофоны прячут от зрителя – это всегда компромиссмежду качеством звучания и максимальным удалением микрофона от зрительского взора. И тем труднее сделать незаметными микрофоны, чем меньшетеатральное помещение. В больших театрах, гдезритель максимально удален от сцены и от актеров,спрятанные на актере или в бутафории микрофоныменьше заметны, чем когда зритель сидит практически вплотную к актерам.

Микрофоны, которые участвуют в действии, располагаются на сцене на стойках, либо актеры держат их в руках. В основном это динамическиемикрофоны (проводные либо ручные радиомикрофоны) с кардиоидной направленностью,чтобы максимально быть направленными на источник звука и минимально реагировать на посторонние шумы и, к примеру, излишнюю акустику помещения. Микрофоны, которые располагаются настойках, должны выбираться еще ипо принципуустойчивости к вибрациям. Стойки сами по себеобеспечены резиновыми насадками на концах ножек для поглощения вибраций, но этого часто нехватает для полного устранения вибраций. Если актеры бегают и прыгают по сцене, избежать усиления вибраций от пола можно только путем «мьютирования» микрофона, если в данный момент он неиспользуется.

Актер может держать микрофон в руках, что избавляет от вибраций, передаваемых от пола через стойку, но при этом надо очень внимательно следить задействиями актера с микрофоном. Вдруг ему захочется похлопать в ладоши, держа при этом включенный микрофон в руке, или в любой момент актер может положить микрофон, при этом делая этонебрежно, совсем не заботясь о хрупкости конструкции. Любой удар по корпусу микрофона сопровождается характерным звукоусилением этого удара, поэтому важно отслеживать действия актера и вовремя«мьютировать» канал звукоусиления микрофона.

Когда требуется, чтобы микрофоны были незаметны для зрителя, тогда можно использовать петличные микрофоны. Их легко спрятать водежде или в волосах актера. Они миниатюрны ипрактически не видны зрителям. «Петлички» разработаны так, что они звучат наилучшим образом втом месте, где им предназначено находиться, аименно на груди. Само по себе расположение микрофона рядом с грудной клеткой не очень выгодное для передачи тембра, так как непосредственнаяблизость к грудному отделу подчеркивает низкочастотную составляющую, а удаленность от губ лишает речь разборчивости, делая ее глухой, без высоких частот. Поэтому разработчики петличныхмикрофонов конструируют аплитудно-частотнуюхарактеристику с учетом этих особенностей, и все«петлички» звучат хорошо.

Но стоит их разместить в другом месте, напримерна голове, как часто делают в театрах, то они недостаточно воспринимают низкие частоты в силу собственного встроенного низкочастотного фильтра инуждаются в коррекции эквалайзером. Очень частоможно услышать «задувание» микрофона дыханиемактера. В этом случае можно попробовать поместить петличный микрофон капсюлем вниз относительно рта, если направленность микрофона сферическая и размер капсюля маленький, чтообеспечивает однородную АЧХ при восприятии звука фронтом и тылом микрофона.

Если микрофоны спрятаны от зрителей либо водежде актера, либо в бутафории или декорациях,то надо учитывать, что средства маскировки могутсильно влиять на звучание микрофонов. Большинство типов микрофонов, особенно направленных,сохраняют свою собственную частотную характеристику и диаграмму направленности только в условиях открытого пространства. Если они окружены близко расположенными отражающимиповерхностями, то звучание теряет естественностьиз-за того, что тембр прямого звука речи актера окрашивается за счет отражений от поверхностей ипопадает в микрофон уже в искаженном виде.Обычно это выражается в «бубнении» голоса.

Для того чтобы спрятать микрофон без потериравномерной частотной характеристики, часто делают бутафорию из акустически прозрачного, но вто же время светонепроницаемого материала.Обычно такая бутафория выглядит естественно. Если микрофон находится в удалении от актерато желательно использовать остронаправленный микрофон. Это позволит избежать многих ненужныхшумов и излишней акустики помещения. Но какойбы тип микрофонов ни применялся, всегда можетпонадобиться частотная коррекция эквалайзером.

Большой популярностью в театральных представлениях пользуются радиомикрофоны. Основнымпреимуществом таких микрофонов является беспроводное подключение. Это актуально в тех случаях, когда актер много двигается по сцене или танцует. Радиомикрофоны имеют три основных вариантаисполнения:

ручной, в котором объединены в один корпусмикрофонная головка, передатчик, антенна иавтономный источник питания;

радиопетличка, представляющая собой обычную «петличку», подключенную к карманномуили поясному передатчику;

головный микрофон-гарнитура, закрепляемыйна голове актера специальным зажимом и такжесоединенный с передатчиком.

Последние два варианта чаще применяются, таккак менее заметны и имеют фиксированное положение относительно рта говорящего, а также благодаря высокому соотношению полезный сигнал/шум.

Применение звуковых эффектов

Еще одним средством выразительности в постановке спектакля является применение всевозмож-ных эффектов, все многообразие которых можносвести к следующим основным видам:

эффект транспонирования звуковых частот(гармонайзер, pitchshift, chorus);

эффект панорамирования звука;

эффекты delay, эха и реверберации.

Эффекты транспонирования частот применяются чаще всего для создания сказочных персонажей вдетских сказках. В современном драматическом театре этот эффект может применяться для решениязадач самым неожиданным способом. Например, водном спектакле эффект транспонирования былприменен на монологе главной героини, когда онацитировала слова своего начальника, – на этих словах был применен эффект понижения частоты тонадля имитации мужского голоса.

Эффект панорамирования звука применяется длясоздания иллюзии перемещения источника звука илиего точной локализации справа или слева. В одномспектакле в левом углу сцены работал телевизор и звукс помощью панорамного регулятора на микшерномпульте был спанорамирован только в левый канал извучал только из левой колонки. В другом спектакле всамом начале звучит музыкальный фрагмент, которыйпогружает зрителя в атмосферу украинской деревни,где происходит действие. Здесь на фоне украинскоймелодии при помощи панорамирования с левого канала в правый создавался эффект проезжающего мотоцикла и пробегающих мимо лающих собак.

Эффекты delay, эха и реверберации встречаютсянастолько часто и повсеместно, что особо заос-трять на них внимание не буду. Приведу только несколько интересных примеров использования этихэффектов в театральной практике. Например, былазадача заполнить весь зал неким придуманным пространством. Сделано это было таким образом, чтонепосредственно речь актеров, говорящих и поющих в микрофоны, звучала из портальных громкоговорителей и с меньшим уровнем из колонок,подвешенных в середине зала. А из тыловых громкоговорителей и с меньшим уровнем из громкоговорителей, подвешенных посередине, звучал реверберированный сигнал с длиной реверберации неменьше 12 секунд. Параметры реверберации былиотстроены таким образом, что имитировался отзвукбольшого пустого храма с высокими потолками.

Примеров использования различных эффектовогромное количество, и в каждом случае это твор-ческая находка звукорежиссера для углубленной передачи образа, создаваемого актером, или для болееэмоциональной передачи трагического момента вспектакле. Так, по сюжету в одном спектакле происходило убийство, для озвучивания этой сцены былииспользованы различные эффекты на голосах актеров – реверберация, delay, pitchshift, и все это звучало из всех шести громкоговорителей, располагавшихся по периметру зрительного зала, с эффектомхаотичного панорамирования. Таким художественным способом была предпринята попытка подчеркнуть трагизм происходящего.

Самое интересное в работе театрального звукорежиссера – это то, что в его работу входит не толькокачественное проведение спецэффектов, позволяющих наиболее ярко передать особенности драматургии спектакля.

…На сегодняшний день звукорежиссер драматического театра все чаще является звуковым дизайнером спектакля и при помощи различной звуковойтехники способен творить чудеса!

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.