1. Вступительное слово учителя
|
| - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с замечательным русским композитором. Посмотрите на его портрет, может быть, кто-то из вас знает его фамилию, имя, отчество?
| Возможно, кто-то из детей знает
|
- Это Николай Андреевич Римский-Корсаков. Ещё раз внимательно рассмотрите его портрет, постарайтесь его запомнить. Что вы можете сказать по портрету, каким он был человеком?
| Целеустремлённым, умным
|
- Почему вы так думаете?
| Его взгляд устремлён вперёд, он в очках, значит, много читает, у него длинная борода
|
- Николай Андреевич Римский-Корсаков – это русский композитор-сказочник. Как вы думаете, почему его называют композитором-сказочником?
| Наверно он писал сказки, создавал постановки для сказок.
|
- Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много музыки на сюжет известных сказок, с одной из которых мы сегодня познакомимся.
|
|
Приём «Жокей и лошадь»
- Сейчас мы с вами познакомимся с биографией этого замечательного композитора. У вас на партах лежат карточки с вопросами и ответами. Найдите, у кого вопрос № 1 и ответ № 1. Прочитайте вопрос.
Вопрос № 1. Где родился Николай Андреевич Римский-Корсаков?
| Ответ № 1. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в небольшом городке недалеко от Петербурга
| Вопрос № 2. Чем он занимался в детстве?
| Ответ № 2. В годы своего детства он слушал и запоминал народные песни, обряды, которые звучали на различных праздниках
| Вопрос № 3. Кто в доме Римских-Корсаковых исполнял музыкальные произведения?
| Ответ № 3. В доме Римских-Корсаковых постоянно звучала музыка: его мать и дядя исполняли арии из опер, романсы и песни.
| Вопрос № 4. В каком возрасте у Николая Андреевича проявились музыкальные способности?
| Ответ № 4. Музыкальные способности мальчика проявились в 3 года.
| Вопрос № 5. Кто обучал игре на фортепиано будущего композитора?
| Ответ № 5. Сначала обучала игре на фортепиано мама, а затем - учительница.
| Вопрос № 6. Куда любил ходить Николай Андреевич?
| Ответ № 6. Композитор очень любил посещать оперный театр.
| Вопрос № 7. В каком возрасте Николай Андреевич написал первое музыкальное произведение?
| Ответ № 7. Уже в 11 лет Николай Андреевич написал своё первое музыкальное произведение.
| Вопрос № 8. Где работал Римский-Корсаков?
| Ответ № 8. Римский-Корсаков работал учителем в музыкальной школе.
| Вопрос № 9. Какой сборник выпустил композитор?
| Ответ № 9. Николай Андреевич собирал русские народные песни и выпустил сборник «100 русских народных песен».
| Вопрос № 9. Почему Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником?
| Ответ № 9. Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, так как его лучшие произведения написаны на сюжеты сказок. 9 опер из 15 опер написаны на сказочные сюжеты.
|
|
|
- Какая информация была для вас новой и интересной об этом композиторе?
| Дети делятся впечатлениями
|
- Молодцы! Я очень рада, что вы запомнили достаточно много информации об этом композиторе. На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами познакомимся с замечательным музыкальным произведением Римского-Корсакова.
|
|
- Мы прослушаем с вами представление, где главные действующие герои поют. Как называется такой музыкальный спектакль, где все поют?
| Опера
|
- Вы правы, это опера. Мы услышим фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Но сначала давайте вспомним содержание сказки.
|
|
- Кто написал «Сказку о царе Салтане»?
| Александр Сергеевич Пушкин
|
- Кто назовёт полное название произведения А.С. Пушкина
| Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
|
- Совершенно верно. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес. Поэтому за основу своего музыкального произведения Римский-Корсаков взял именно это литературное произведение.
|
|
- Кто является главным героем этого произведения?
Подсказка – иллюстрации на слайде.
| Главный герой сказки - молодой князь Гвидон, сын царя Салтана.
|
- Что сделали с маленьким Гвидоном и его матерью?
| Когда он только родился его с матерью втайне от царя, завистливые тётушки бросили в закрытой бочке в море.
|
- Кто вечно мешал встретиться князю с отцом?
| Тётушки, повариха, ткачиха, Бабариха.
|
- На первое приглашение князя к отцу, как тётушки и ткачиха с поварихой отговорили царя Салтана ехать к сыну?
| Поехать в место, где есть белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами.
|
- Почему Салтан не поехал и на второе приглашение сына?
| Ткачиха уговорила и рассказала ему – как из моря выходят тридцать три богатыря, и ведет их дядька Черномор.
|
- На третий раз, когда купцы снова приглашали царя Салтана к князю Гвидону, чем начала сватья Бабариха отговаривать царя?
| Она рассказала о прекрасной царевне, живущей за морем.
|
- Чем закончилось произведение А.С. Пушкина?
| Состоялась свадьба Гвидона с царевной, царь Салтан приехал к Гвидону на остров.
|
- Вот мы с вами вспомнили произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
|
|
2. Слушание отрывка первого чуда «Белочка»
|
|
- В музыке оперы есть 3 чуда. Ваша задача: постараться определить, какие три чуда скрываются в данном произведении? Какие же образы хотел показать своей музыкой композитор?
|
|
- Для начала, мы с вами прослушаем первый отрывок произведения и определим первое чудо. Теперь все сели, как самые внимательные слушатели.
Прослушивание отрывка первого чуда «Белочка» из оперы Римского-Корсакова «Три чуда».
|
|
3. Анализ отрывка первого чуда «Белочка»
|
|
- Мы с вами прослушали произведение. Если вы заметили, то для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар. Кто знает, что такое фанфары?
| Фанфары - сигналы торжественного действия.
|
- Фанфары нам как бы приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
|
|
- Кто-то может назвать, что будет являться первым чудом данного произведения?
| Белка
|
- Кто прочитает отрывок произведения, раскрывающий содержание 1 чуда.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Она там живет ручная,
Да затейница какая!
Она песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд
Слуги её все стерегут.
|
|
- Что же является первым чудом произведения?
| Белочка
|
- Какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении?
При затруднении ответа
- Послушайте начало музыки
| «Во саду ли, в огороде»
|
- Как звучит музыка?
| Звонко, весело, живо, игриво, задорно
|
- Как изменяется мелодия песни?
| Постепенно, все ярче, все затейливее звучит
|
- Она звучит в сопровождении музыкальных инструментов оркестра каждый раз по-новому, с украшениями. Постепенно тема превращается в плясовую.
|
|
- Какое качество музыки относятся к первому чуду?
| Танцевальность
|
- Почему?
| Музыка звучит ярко, затейливо, легко, изящно, напевно, плавно переходит в плясовую. Как будто хочется танце-вать. Ведь в основе музыки – русская плясовая «Во саду ли в огороде».
|
- Верно. К первому чуду отнесём такое качество музыки, как танцевальность. Музыка звучит легко, изящно, танцевально.
|
|
- Запишите в тетради
Н.А. Римский-Корсаков
«Три чуда»
1. «Белочка» - танцевальность.
|
4. Слушание отрывка второго чуда «33 богатыря»
|
|
- Теперь, мы с вами прослушаем второй отрывок произведения и определим второе чудо.
|
|
5. Анализ отрывка второго чуда «33 богатыря»
|
|
- Кто-то может назвать, что является вторым чудом данного произведения?
| 33 богатыря
|
- Сейчас я вам прочитаю следующий отрывок произведения, а вы внимательно послушайте и назовите, что же будет являться вторым чудом.
Море вздуется бурливо, Закипит, подымит вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге И останется на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три …
| Богатыря
|
- Что же является вторым чудом произведения?
| 33 богатыря
|
- Что вы услышали в этой музыке?
| Грозный шум, кипенье морского прибоя, богатырский марш.
|
- Почему именно марш избрал композитор в качестве характеристики 33 богатырей?
| Потому что это могучие богатыри, они охраняют город
|
- Какой темп музыки?
| Быстрый темп
|
- В какой динамике звучала музыка?
| Громкая динамика
|
- Какое качество музыки мы услышали здесь?
| Маршевость.
|
- Как догадались?
| Слышен в музыке грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
|
- Какой вывод сделаем?
| В данном отрывке такое качество музыки как марщшевость
|
- Что запишем в тетрадь?
| 2. «33 богатыря» - маршевость.
|
6. Слушание отрывка третьего чуда «Царевна-Лебедь»
|
|
- Теперь, мы с вами прослушаем последний третий отрывок произведения и определим третье чудо.
|
|
7. Анализ отрывка третьего чуда «Царевна-Лебедь»
|
|
- Кто назовёт третье чудо данного произведения?
| Царевна-Лебедь
|
- Послушайте, что пишет автор о третьем чуде
Там красавица есть, Что не можно глаз отвесть; Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает будто пава, Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.
|
|
- Что же является третьим чудом произведения?
Показ картины Врубеля «Царевна-Лебедь».
| Царевна-Лебедь
|
- Какой характер этого произведения?
| Грустный, пробуждённый, нежный, лиричный
|
- Музыка рисует чудесное превращение лебеди – птицы в красавицу царевну.
|
|
- Какой ритм?
| Ровный
|
- Какой темп музыкального произведения?
| Где-то умеренный, где-то быстрый
|
- Какое качество музыки относится к данному отрывку произведения?
| Песенность
|
- Почему?
| Мелодия звучит как человеческий голос
|
- Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый "человеческий" голос струнных инструментов.
|
|
- Что запишем в тетрадь?
| 3. «Царевна-Лебедь» - песенность.
|
8. Обобщение по трём чудам
|
|
- Вот, ребята, мы определили с вами три чуда из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Назовём ещё раз их.
| Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь
|
- На какой вопрос мы искали ответ?
| Может ли в одном музыкальном произведении быть и песенность, и танцевальность, и маршевость
|
- Какой вывод можно сделать после прослушивания произведения?
| Да, могут
|
- Почему вы так считаете?
| В первом чуде, про белочку – это танцевальность, во втором (богатыри) – маршевость и в третьем (царевна- лебедь) – песенность.
|
- Мы услышали 3 фрагмента из оперы «Сказка о Царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Сам композитор взял эти фрагменты и объединил в одно музыкальное произведение. Как вы думаете, как оно называется?
| Варианты детей
|
- На самом деле называется музыкальная фантазия «Три чуда ». Композитор захотел пофантазировать и нарисовать 3 чуда, но не с помощью акварельных красок, как художник, а с помощью музыкальных красок симфонического оркестра, как композитор. Он дал возможность инструментам симфонического оркестра выразить 3 ярких образа. И это получилось. Слушая музыку, мы можем представить и сами нарисовать эти образы.
|
|
9. Промежуточная рефлексия
|
|
- С каким произведением познакомились?
| Музыкальная фантазия «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
|
- Кто автор это произведения?
| Николай Андреевич Римский-Корсаков
|
- Что хотел автор донести до нас своим музыкальным произведением?
| Композитор хотел доказать, что в одном музыкальном произведении может быть несколько качеств музыки.
|
- О каких музыкальных качествах мы с вами сегодня говорили?
| Песенность, танцевальность, маршевость
|
10. Разучивание песни
|
|
а) вступительное слово учителя
|
|
- Ребята, какое время года наступает после осени?
| Зима
|
- Думаю, что вы согласитесь, что сейчас у нас погода уже похожа на зимнюю. Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Я предлагаю вам разучить песню «Русская зима»
|
|
- Автор слов и музыки Олифирова (Катаева) Людмила Александровна - композитор, поэт. Окончила музыкальное училище по классу фортепиано. Работает в Москве музыкальным руководителем в детском саду. Сочиняет и ставит спектакли для детей разного возраста
|
|
б) слушание песни
|
|
- Сейчас мы послушаем эту песню, а вы определите, какое настроение у этой песни?
|
|
- Сели все как самые внимательные слушатели! Выпрямили спинки, приготовились к слушанию.
| Слушают песню «Русская зима» полностью
|
Мягкий беленький снежок тает на ладошке, До чего же хорошо в новеньких сапожках
Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
И в пушистый снежный ком взять и превратиться. И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
Припев: Зимушка, зимушка, ах как хороша! Радуйся, радуйся, русская душа! Зимушка, зимушка, ах как хороша! Радуйся, радуйся, русская душа!
Снег как добрый чародей бродит в переулке. Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку
Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться
Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?
Припев.
Спят деревья крепким сном под напев метелей, А на горке ледяной целый день веселье, Рассыпая звонкий смех, едут вниз ребята, И бегут опять наверх словно медвежата. И бегут опять наверх словно медвежата.
|
|
в) анализ песни
|
|
- Какое настроение у этой песни?
| Задорное, радостное, бодрое, веселое, игривое, живое, легкое
|
- Значит, в каком темпе мы будем петь эту песню?
| В умеренном
|
- Громко, умеренно или тихо будем её исполнять?
| Умеренно
|
- Что мы сейчас с вами сделали?
| Определили, как надо исполнять песню
|
- Что будем делать дальше?
| Разучим слова
|
г) разучивание песни
|
|
- Начнём разучивать слова первого куплета.1 куплет. Сначала разучим запев с помощью приёма «Эхо». Я вам буду говорить одну строчку, а вы будете её повторять.
|
|
- Что мы с вами сейчас сделали?
| Разучили слова первого куплета
|
- Как вы думаете, что будем делать дальше?
| Споём под музыку
|
- Какие слова нужно выделить, чтобы передать настроение песни?
| Зимушка, хороша
|
- Что интересного вы заметили в конце запева?
| Предложение повторяется два раза
|
- Одинаково ли поются эти предложения?
| Нет
|
- А как?
| В первый раз ровно, во второй раз ударение сделать на букву и в слове превратится
|
д) исполнение
|
|
- Теперь попробуем исполнить 1 куплет под музыку. Итак, начнем, встали красиво, дружно.
|
|
- Что не получилось при пении?
| Нечеткая дикция, кричали, а не пели, пели не слаженно.
|
- Попробуем еще раз спеть первый куплет. Никто не кричит, слушаем друг друга, слушаем музыку. Добавим движения к песне.
Мягкий беленький снежок
| показываем, как берём снег в руки
| тает на ладошке
| показываем ладошки
| До чего же хорошо
| раскрываем руки
| в новеньких сапожках
| изображаем сапожки
| Пробежаться с ветерком
| легкий бег на месте
| и в сугроб свалиться
| мотаем головой
| И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
| показываем руками снежный ком
| И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
| показываем руками снежный ком
| Зимушка, зимушка
| руки на поясе, неглубокие приседы в стороны
| Ах как хороша!
| раскрываем руки
| Радуйся, радуйся,
| руки на поясе, неглубокие приседы в стороны
| русская душа!
| раскрываем руки
| |
|
- Мы с вами разучили первый куплет. На следующем уроке будем учить второй и третий, а потом исполним всю песню.
|
|
Итог урока. Рефлексия
|
| - С каким музыкальным фрагментом из оперы познакомились?
| Музыкальная фантазия «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
|
- Кто композитор данного музыкального произведения?
| Николай Андреевич Римский-Корсаков
|
- Почему Н. А. Римского-Корсакова называют композитором-сказочником?
| Так как его лучшие произведения написаны на сюжеты сказок. 9 опер из 15 опер написаны на сказочные сюжеты.
|
- Какие музыкальные качества мы с вами сегодня повторили?
| Песенность, танцевальность, маршевость
|
- Могут ли эти все три качества присутствовать в одном произведении?
| Могут
|
- У вас на партах карточки 2 цветов. Зеленая карточка означает, что урок был для вас полезен, вы работали активно и все поняли. Жёлтая карточка означает, что урок был полезен для вас, но вы не все поняли, и вам надо еще раз дома посмотреть и повторить.
|
|
- Поднимите ту карточку, которая соответствует вашей работе на уроке.
|
|
- Молодцы, я вижу большинство из вас усвоили тему урока. Я очень этому рада! А остальные, я думаю, в следующий раз будут внимательнее на уроке, а дома послушают это произведение еще раз.
|
|
5. Домашнее задание
|
| Нарисовать любого персонажа из 3 чудес из музыкальной фантазии «Три чуда» из оперы Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
|
|