Царевна-Лебедь» - песенность. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Царевна-Лебедь» - песенность.

2019-11-28 699
Царевна-Лебедь» - песенность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Вступительное слово учителя   - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с замечательным русским композитором. Посмотрите на его портрет, может быть, кто-то из вас знает его фамилию, имя, отчество? Возможно, кто-то из детей знает - Это Николай Андреевич Римский-Корсаков. Ещё раз внимательно рассмотрите его портрет, постарайтесь его запомнить. Что вы можете сказать по портрету, каким он был человеком? Целеустремлённым, умным - Почему вы так думаете? Его взгляд устремлён вперёд, он в очках, значит, много читает, у него длинная борода - Николай Андреевич Римский-Корсаков – это русский композитор-сказочник. Как вы думаете, почему его называют композитором-сказочником? Наверно он писал сказки, создавал постановки для сказок. - Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много музыки на сюжет известных сказок, с одной из которых мы сегодня познакомимся.   Приём «Жокей и лошадь» - Сейчас мы с вами познакомимся с биографией этого замечательного композитора. У вас на партах лежат карточки с вопросами и ответами. Найдите, у кого вопрос № 1 и ответ № 1. Прочитайте вопрос. 
Вопрос № 1. Где родился Николай Андреевич Римский-Корсаков? Ответ № 1. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в небольшом городке недалеко от Петербурга
Вопрос № 2. Чем он занимался в детстве? Ответ № 2. В годы своего детства он слушал и запоминал народные песни, обряды, которые звучали на различных праздниках
Вопрос № 3. Кто в доме Римских-Корсаковых исполнял музыкальные произведения? Ответ № 3. В доме Римских-Корсаковых постоянно звучала музыка: его мать и дядя исполняли арии из опер, романсы и песни.
Вопрос № 4. В каком возрасте у Николая Андреевича проявились музыкальные способности? Ответ № 4. Музыкальные способности мальчика проявились в 3 года.
Вопрос № 5. Кто обучал игре на фортепиано будущего композитора? Ответ № 5. Сначала обучала игре на фортепиано мама, а затем - учительница.
Вопрос № 6. Куда любил ходить Николай Андреевич? Ответ № 6. Композитор очень любил посещать оперный театр.
Вопрос № 7. В каком возрасте Николай Андреевич написал первое музыкальное произведение? Ответ № 7. Уже в 11 лет Николай Андреевич написал своё первое музыкальное произведение.
Вопрос № 8. Где работал Римский-Корсаков? Ответ № 8. Римский-Корсаков работал учителем в музыкальной школе.
Вопрос № 9. Какой сборник выпустил композитор? Ответ № 9. Николай Андреевич собирал русские народные песни и выпустил сборник «100 русских народных песен».
Вопрос № 9. Почему Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником? Ответ № 9. Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, так как его лучшие произведения написаны на сюжеты сказок. 9 опер из 15 опер написаны на сказочные сюжеты.

 

  - Какая информация была для вас новой и интересной об этом композиторе? Дети делятся впечатлениями - Молодцы! Я очень рада, что вы запомнили достаточно много информации об этом композиторе. На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами познакомимся с замечательным музыкальным произведением Римского-Корсакова.   - Мы прослушаем с вами представление, где главные действующие герои поют. Как называется такой музыкальный спектакль, где все поют? Опера - Вы правы, это опера. Мы услышим фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Но сначала давайте вспомним содержание сказки.   - Кто написал «Сказку о царе Салтане»? Александр Сергеевич Пушкин - Кто назовёт полное название произведения А.С. Пушкина   Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди - Совершенно верно. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес. Поэтому за основу своего музыкального произведения Римский-Корсаков взял именно это литературное произведение.   - Кто является главным героем этого произведения? Подсказка – иллюстрации на слайде. Главный герой сказки - молодой князь Гвидон, сын царя Салтана. - Что сделали с маленьким Гвидоном и его матерью? Когда он только родился его с матерью втайне от царя, завистливые тётушки бросили в закрытой бочке в море. - Кто вечно мешал встретиться князю с отцом? Тётушки, повариха, ткачиха, Бабариха. - На первое приглашение князя к отцу, как тётушки и ткачиха с поварихой отговорили царя Салтана ехать к сыну? Поехать в место, где есть белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. - Почему Салтан не поехал и на второе приглашение сына? Ткачиха уговорила и рассказала ему – как из моря выходят тридцать три богатыря, и ведет их дядька Черномор. - На третий раз, когда купцы снова приглашали царя Салтана к князю Гвидону, чем начала сватья Бабариха отговаривать царя? Она рассказала о прекрасной царевне, живущей за морем. - Чем закончилось произведение А.С. Пушкина? Состоялась свадьба Гвидона с царевной, царь Салтан приехал к Гвидону на остров. - Вот мы с вами вспомнили произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».   2. Слушание отрывка первого чуда «Белочка»   - В музыке оперы есть 3 чуда. Ваша задача: постараться определить, какие три чуда скрываются в данном произведении? Какие же образы хотел показать своей музыкой композитор?   - Для начала, мы с вами прослушаем первый отрывок произведения и определим первое чудо. Теперь все сели, как самые внимательные слушатели. Прослушивание отрывка первого чуда «Белочка» из оперы Римского-Корсакова «Три чуда».   3. Анализ отрывка первого чуда «Белочка»   - Мы с вами прослушали произведение. Если вы заметили, то для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар. Кто знает, что такое фанфары? Фанфары - сигналы торжественного действия. - Фанфары нам как бы приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»   - Кто-то может назвать, что будет являться первым чудом данного произведения? Белка - Кто прочитает отрывок произведения, раскрывающий содержание 1 чуда. Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Она там живет ручная, Да затейница какая! Она песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд Слуги её все стерегут.   - Что же является первым чудом произведения?  Белочка - Какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении? При затруднении ответа - Послушайте начало музыки «Во саду ли, в огороде»   - Как звучит музыка? Звонко, весело, живо, игриво, задорно - Как изменяется мелодия песни? Постепенно, все ярче, все затейливее звучит - Она звучит в сопровождении музыкальных инструментов оркестра каждый раз по-новому, с украшениями. Постепенно тема превращается в плясовую.   - Какое качество музыки относятся к первому чуду? Танцевальность - Почему? Музыка звучит ярко, затейливо, легко, изящно, напевно, плавно переходит в плясовую. Как будто хочется танце-вать. Ведь в основе музыки – русская плясовая «Во саду ли в огороде». - Верно. К первому чуду отнесём такое качество музыки, как танцевальность. Музыка звучит легко, изящно, танцевально.

 

- Запишите в тетради Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» 1. «Белочка» - танцевальность. 4. Слушание отрывка второго чуда «33 богатыря»   - Теперь, мы с вами прослушаем второй отрывок произведения и определим второе чудо.   5. Анализ отрывка второго чуда «33 богатыря»   - Кто-то может назвать, что является вторым чудом данного произведения? 33 богатыря - Сейчас я вам прочитаю следующий отрывок произведения, а вы внимательно послушайте и назовите, что же будет являться вторым чудом. Море вздуется бурливо, Закипит, подымит вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге И останется на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три … Богатыря - Что же является вторым чудом произведения? 33 богатыря - Что вы услышали в этой музыке? Грозный шум, кипенье морского прибоя, богатырский марш. - Почему именно марш избрал композитор в качестве характеристики 33 богатырей? Потому что это могучие богатыри, они охраняют город - Какой темп музыки? Быстрый темп - В какой динамике звучала музыка? Громкая динамика - Какое качество музыки мы услышали здесь? Маршевость. - Как догадались?   Слышен в музыке грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш. - Какой вывод сделаем? В данном отрывке такое качество музыки как марщшевость - Что запишем в тетрадь? 2. «33 богатыря» - маршевость. 6. Слушание отрывка третьего чуда «Царевна-Лебедь»   - Теперь, мы с вами прослушаем последний третий отрывок произведения и определим третье чудо.   7. Анализ отрывка третьего чуда «Царевна-Лебедь»   - Кто назовёт третье чудо данного произведения? Царевна-Лебедь - Послушайте, что пишет автор о третьем чуде Там красавица есть, Что не можно глаз отвесть; Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает будто пава, Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.   - Что же является третьим чудом произведения? Показ картины Врубеля «Царевна-Лебедь». Царевна-Лебедь - Какой характер этого произведения? Грустный, пробуждённый, нежный, лиричный - Музыка рисует чудесное превращение лебеди – птицы в красавицу царевну.   - Какой ритм? Ровный - Какой темп музыкального произведения? Где-то умеренный, где-то быстрый - Какое качество музыки относится к данному отрывку произведения? Песенность - Почему? Мелодия звучит как человеческий голос - Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый "человеческий" голос струнных инструментов.   - Что запишем в тетрадь? 3. «Царевна-Лебедь» - песенность. 8. Обобщение по трём чудам   - Вот, ребята, мы определили с вами три чуда из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Назовём ещё раз их. Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь - На какой вопрос мы искали ответ? Может ли в одном музыкальном произведении быть и песенность, и танцевальность, и маршевость - Какой вывод можно сделать после прослушивания произведения? Да, могут - Почему вы так считаете? В первом чуде, про белочку – это танцевальность, во втором (богатыри) – маршевость и в третьем (царевна- лебедь) – песенность. - Мы услышали 3 фрагмента из оперы «Сказка о Царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Сам композитор взял эти фрагменты и объединил в одно музыкальное произведение. Как вы думаете, как оно называется? Варианты детей - На самом деле называется музыкальная фантазия «Три чуда ». Композитор захотел пофантазировать и нарисовать 3 чуда, но не с помощью акварельных красок, как художник, а с помощью музыкальных красок симфонического оркестра, как композитор. Он дал возможность инструментам симфонического оркестра выразить 3 ярких образа. И это получилось. Слушая музыку, мы можем представить и сами нарисовать эти образы.   9. Промежуточная рефлексия   - С каким произведением познакомились? Музыкальная фантазия «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» - Кто автор это произведения? Николай Андреевич Римский-Корсаков - Что хотел автор донести до нас своим музыкальным произведением? Композитор хотел доказать, что в одном музыкальном произведении может быть несколько качеств музыки. - О каких музыкальных качествах мы с вами сегодня говорили? Песенность, танцевальность, маршевость 10. Разучивание песни   а) вступительное слово учителя   - Ребята, какое время года наступает после осени? Зима - Думаю, что вы согласитесь, что сейчас у нас погода уже похожа на зимнюю. Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Я предлагаю вам разучить песню «Русская зима»   - Автор слов и музыки Олифирова (Катаева) Людмила Александровна - композитор, поэт. Окончила музыкальное училище по классу фортепиано. Работает в Москве музыкальным руководителем в детском саду. Сочиняет и ставит спектакли для детей разного возраста   б) слушание песни   - Сейчас мы послушаем эту песню, а вы определите, какое настроение у этой песни?   - Сели все как самые внимательные слушатели! Выпрямили спинки, приготовились к слушанию. Слушают песню «Русская зима» полностью Мягкий беленький снежок тает на ладошке, До чего же хорошо в новеньких сапожках Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться И в пушистый снежный ком взять и превратиться. И в пушистый снежный ком взять и превратиться.   Припев: Зимушка, зимушка, ах как хороша! Радуйся, радуйся, русская душа! Зимушка, зимушка, ах как хороша! Радуйся, радуйся, русская душа!   Снег как добрый чародей бродит в переулке. Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?   Припев. Спят деревья крепким сном под напев метелей, А на горке ледяной целый день веселье, Рассыпая звонкий смех, едут вниз ребята, И бегут опять наверх словно медвежата. И бегут опять наверх словно медвежата.   в) анализ песни   - Какое настроение у этой песни? Задорное, радостное, бодрое, веселое, игривое, живое, легкое - Значит, в каком темпе мы будем петь эту песню? В умеренном - Громко, умеренно или тихо будем её исполнять? Умеренно - Что мы сейчас с вами сделали? Определили, как надо исполнять песню - Что будем делать дальше? Разучим слова г) разучивание песни   - Начнём разучивать слова первого куплета.1 куплет. Сначала разучим запев с помощью приёма «Эхо». Я вам буду говорить одну строчку, а вы будете её повторять.              - Что мы с вами сейчас сделали? Разучили слова первого куплета - Как вы думаете, что будем делать дальше? Споём под музыку - Какие слова нужно выделить, чтобы передать настроение песни? Зимушка, хороша - Что интересного вы заметили в конце запева? Предложение повторяется два раза - Одинаково ли поются эти предложения? Нет - А как? В первый раз ровно, во второй раз ударение сделать на букву и в слове превратится д) исполнение   - Теперь попробуем исполнить 1 куплет под музыку. Итак, начнем, встали красиво, дружно.   - Что не получилось при пении? Нечеткая дикция, кричали, а не пели, пели не слаженно. - Попробуем еще раз спеть первый куплет. Никто не кричит, слушаем друг друга, слушаем музыку. Добавим движения к песне.
Мягкий беленький снежок показываем, как берём снег в руки
тает на ладошке показываем ладошки
До чего же хорошо раскрываем руки
в новеньких сапожках изображаем сапожки
Пробежаться с ветерком легкий бег на месте
и в сугроб свалиться мотаем головой
И в пушистый снежный ком взять и превратиться. показываем руками снежный ком
И в пушистый снежный ком взять и превратиться. показываем руками снежный ком
Зимушка, зимушка руки на поясе, неглубокие приседы в стороны
Ах как хороша! раскрываем руки
Радуйся, радуйся, руки на поясе, неглубокие приседы в стороны
русская душа! раскрываем руки
  - Мы с вами разучили первый куплет. На следующем уроке будем учить второй и третий, а потом исполним всю песню.   

Итог урока. Рефлексия

- С каким музыкальным фрагментом из оперы познакомились?   Музыкальная фантазия «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». - Кто композитор данного музыкального произведения? Николай Андреевич Римский-Корсаков - Почему Н. А. Римского-Корсакова называют композитором-сказочником? Так как его лучшие произведения написаны на сюжеты сказок. 9 опер из 15 опер написаны на сказочные сюжеты. - Какие музыкальные качества мы с вами сегодня повторили? Песенность, танцевальность, маршевость - Могут ли эти все три качества присутствовать в одном произведении? Могут - У вас на партах карточки 2 цветов. Зеленая карточка означает, что урок был для вас полезен, вы работали активно и все поняли. Жёлтая карточка означает, что урок был полезен для вас, но вы не все поняли, и вам надо еще раз дома посмотреть и повторить.   - Поднимите ту карточку, которая соответствует вашей работе на уроке.   - Молодцы, я вижу большинство из вас усвоили тему урока. Я очень этому рада! А остальные, я думаю, в следующий раз будут внимательнее на уроке, а дома послушают это произведение еще раз.    5. Домашнее задание   Нарисовать любого персонажа из 3 чудес из музыкальной фантазии «Три чуда» из оперы Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова  

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.