История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-11-11 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
{
if (l, color = =b, color) return 1;
return 0;
}
Если класс используется в другом классе до того, как объявлен его шаблон, необходимо сделать предварительное объявление.
Например, класс line используется в классе box до объявления класса line, поэтому надо ввести предварительное объявление класса line в начале программы (class line;). Оно похоже на объявление прототипа функций.
Пример программы использования дружественных функций имеет вид
#include <iostream.h> (drug1.cpp)
#include <conio.h>
class line;
Class box
{
int color;
int upx, upy;
int lowx,lowy;
public:
friendint same_color(line l, box b);
void set_color(int c);
void define_box(int x1, int y1, int x2, int y2);
void show_box(void);
};
Class line
{
int color;
int startx, starty;
int len;
public:
friend int same_color(line l, box b);
void set_color(int c);
void define_line(int x, int y, int l);
void show_line(void);
};
// Описание функций членов класса box
void box::set_color(int c)
{ color=c;}
void box::define_box(int x1, int y1, int x2, int y2)
{
upx=x1;
lowx=x2;
upy=y1;
lowy=y2;
}
void box::show_box(void)
{
window(upx,upy, lowx,lowy);
textbackground(color);
clrscr();
textbackground(BLACK);
window(1,1,80,25);
}
// Описание функций членов класса line
void line:: set_color(int c)
{ color=c; }
void line:: define_line(int x, int y, int l)
{
startx=x;
starty=y;
len=l;
}
void line::show_line(void)
{
textcolor(color);
gotoxy(startx, starty);
for(int k=0; k<len; k++)
cprintf("%c",'-');
textcolor(WHITE);
}
// Описание дружественной функций
int same _ color (line l, box b)
{ if (l.color==b.color) return 1;
return 0;
}
void main(void)
{
line l;
box b;
textbackground(BLACK);
clrscr();
b.define_box(5,5,25,10);
b.set_color(RED);
l.define_line(5,15,30);
l.set_color(BLUE);
b.show_box();
l.show_line();
gotoxy(1, 1);
if (same_color(l,b))
cputs("Same colors\n");
else cputs("Different colors\n");
getch();
b.define_box(45,6,70,11);
b.set_color(GREEN);
l.define_line(45,16,30);
l.set_color(2);
b.show_box();
l.show_line();
gotoxy(41, 2);
if (same_color(l,b))
cputs("Same colors\n");
else cputs("Different colors\n");
getch();
}
Дружественной может быть не только внешняя функция, но и функция – член другого класса.
|
В примере можно было объявить функцию same_color() функцией - членом класса box, а в классе line - дружественной функцией:
Class line;
Class box
{
int color;
int upx, upy;
int lowx,lowy; //drug2.cpp
public:
int same_color(line l);
void set_color(int c);
void define_box(int x1, int y1, int x2, int y2);
void show_box(void);
};
Class line
{
int color;
int startx, starty;
int len;
public:
friend int box::same_color(line l);
void set_color(int c);
void define_line(int x, int y, int l);
void show_line(void);
};
В классе line указано полное имя функции box:: same _ color (). Кроме того, можно не указывать в качестве аргумента объект класса box. Выглядеть новая функция box:: same _ color () будет по-другому [7]:
int box:: same_color(line l)
{
if (l.color == color) return 1;
return 0;
}
Дружественные классы
При объявлении класса можно объявить сразу все функции – члены другого класса дружественными одним объявлением.
class X {…..};
Class Y
{…..
friend class X;
…
};
Объявление класса дружественным предполагает, что приватные, защищенные члены класса X могут использоваться в классеY.
Наследование классов
Наследованием реализуется возможность разрабытывать сложные классы, продвигаясь от общего к частному.
Основная форма наследования:
class < имя наследующего класса>: режим доступа < наследуемый класс> { ¼ };
или
class <производный> <базовый>;
Класс, который наследуется называется базовым классом, наследующий – производным (или потомком).
Режим доступа – это одно из ключевых слов private, protected, public.
Опция public означает, что все элементы типа public предка будут типа public и для класса, который наследует его, т.е. общие элементы могут быть доступны другим функциям программы.
Когда один класс наследует другой класс, все приватные элементы базового класса недоступны для производного.
class X // Базовый класс
{ // Приватные элементы:
int i;
int j;
public:
void get_ij(void);
void put_ij(void);
};
class Y: public X // Производный класс Y
|
{
int k;
public:
int get_k(void);
void make_k(void);
};
В этом примере Х - базовый класс, Y- производный класс. Члены класса Y могут использовать общие функции get_ij() и put_ij (), но они не могут использовать i и j, т. к. они приватные для Х (частный) и соответственно, недоступны для функций get_k (), make_k () класса Y.
Чтобы обеспечить доступ членов функций класса Y к элементам i j класса Х, надо их в классе Х объявить защищенными (protected:). Теперь члены класса Y имеют доступ к членам i и j класса Х. В то же время i и j, остаются недоступными для остальной части программы. Доступ наследуется к элементам, объявленным защищенными или общими, но не наследуется для приватных элементов.
Наследование – один из главных механизмов объектно-ориентированного программирования. С его помощью можно разрабатывать очень сложные классы, продвигаясь от общего к частному, а также «наращивать» уже созданные, получая из них новые классы, немного отличающиеся от исходных.
При проектировании сложного класса необходимо определить общие свойства для его объектов, установить, нет ли похожего готового класса. Надо вначале набросать план разрабатываемого класса, а затем переходить к постепенной детализации, создавая на основе уже построенных классов новые, которые наследуют от них свойства и поведение, приобретая в то же время новые качества.
Если режим доступа отсутствует, то предполагается по умолчанию режим доступа public при производном классе структура, и private, если производный класс – класс.
При режиме доступа public, то общие и защищенные члены базового класса остаются общими и защищенными членами производного класса. Если режим доступа private, то все общие и защищенные члены базового класса остаются приватными элементами производного класса. Если режим доступа protected, то все общие и защищенные члены базового класса становятся защищенными членами производного класса.
Доступ наследуется к элементам, объявленным защищенными или общими, но не наследуется для приватных элементов. Сказанное выше иллюстрируется таблицей 5.
Таблица 5
Режимы доступа
Режим доступа к элементу в базовом классе | Режим доступа при наследовании класса | Режим доступа к элементу в производном классе | |
Private |
publuc | Не доступен | |
Protected | Protected | ||
public | Public | ||
Private |
protected | Не доступен | |
Protected | Protected | ||
public | Protected | ||
Private |
private | Не доступен | |
Protected | Private | ||
public | Private |
Пример передачи режима доступа к переменным при наследовании [7]
#include <iostream.h> nasled.cpp
Class X
{ protected:
int i; // i, j класса X protected в классе Y
int j;
public:
void get_ij(void);
void put_ij(void);
};
Class Y: public X
{ int k; // private
public:
int get_k(void);
void make_k(void);
};
class Z: public Y // Z имеет доступ к переменным i, j класса X
{ public: // Z не имеет доступа к переменной k класса Y
void f(void);
};
void X:: get_ij(void)
{ cout<< "Введите два числа";
cin>> i >> j;
}
void X:: put_ij(void)
{ cout<< "i=" << i << "j="<< j << "\n"; }
int Y:: get_k(void)
{ return k; }
void Y:: make_k(void)
{ k = i*j; }
void Z:: f(void)
{ i=2; j=3; }
void main(void)
{
Y var;
Z var2;
var.get_ij();
var.put_ij();
var.make_k();
cout<< var.get_k();
cout<< "\n";
var2.f();
var2.put_ij();
var2.make_k();
cout<< var2.get_k();
cout<< "\n";
}
Если заменить режим доступа при наследовании класса Х на private, то функция void Z:: d(void) не будет иметь право доступа к переменным i, j.
Замена режим доступа при наследовании класса Z на private, не изменяя режим доступа при наследовании класса Х действие примера по сравнению с начальным не изменит.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!