Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-05-27 | 190 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье - М., 2009 - 212 с.
Рецензенты Забрамная С.Д. Лазеева Н.Н. |
Профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета МПГУ Заместитель директора ФГУ РРЦ «Детство» Минздравсоцразвития РФ, доцент кафедры современных технологий реабилитации МОПУ
Данные материалы представляют собой научно-практические рекомендации родителям, воспитывающим особого ребенка 4-7 лет в семье. Авторы ориентировались на детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие тяжелой степени, детский церебральный паралич.
Программа включает в себя 4 раздела, каждый из которых содержит системно подобранные и разработанные пиктогра-монно-развивающие игры и упражнения «привязанные» к режимным моментам ребенка в семье, к жизни семьи. В программе выделены наиболее значимые в дошкольный период жизни ребенка разделы, составляющие комплекс многообразных связей и взаимоотношений ребенка с миром. Единство, целостность этого комплекса обеспечивается целями программы и условиями ее реализации. Авторы постарались уйти от менторских рекомендаций, а решили просто показать - как можно развивать ребенка в процессе умывания, кормления,
прогулки и пр.
ББК74.3 А 42 |
Пособие адресовано родителям, воспитывающим особых детей, а также специалистам, работающим с таким контингентом детей.
© АНМЦ «Развитие и коррекция»
СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к родителям...................................... 4
Вместо предисловия............................................... 6
/ часть. Введение в программу
1.1 Комплексная программа. О чем она?............... 10
|
1.2 Как стать компетентными родителями........... 16
1.3 Правила компетентных родителей.................. 20
П часть. Содержание программы
2.1 Цели и задачи программы................................. 25
2.2 Разделы программы............................................ 26
- Ознакомление с окружающим и развитие речи. 26
- Ознакомление с окружающим и самопознание. 43
- Ознакомление с окружающим и социально-
бытовое ориентирование........................................ 56
- Ознакомление с окружающим и организация дея
тельности.................................................................. 73
2.3 Условия успешного освоения программы....... 118
2.4 Показатели успешности..................................... 132
Ш часть. Практическое сопровождение программы
3.1 Игры и упражнения в режиме жизни семьи.. 156
3.1.1 Комплексы игровых упражнений для раздела
«Ознакомление с окружающим и развитие речи».... 158
3.1.2 Комплексы игровых упражнений для раздела
«Ознакомление с окружающим и самопозна- 169
ние»
3.1.3 Комплексы игровых упражнений для раздела
«Ознакомление с окружающим и организация дея
тельности»............................................................... 178
3.2 Примерный режим дня....................................... 191
Список литературы рекомендуемой для чтения и
подготовки к занятиям..................................... 207
«Срождением больного ребенка жизнь не кончается.
Она просто становится на планку выше».
(Т. А Никольская — мать особых детей)
Обращение к родителям.
Уважаемые родители, если «Программа развития и социализации...» находится у вас в руках, это значит, что настало ваше время действовать. Жаловаться на судьбу, казнить себя за какие-то воображаемые или реальные промахи, якобы приведшие к рождению больного ребенка - это тупиковый, абсолютно бесперспективный путь. Вашему ребенку нужна деятельная помощь, а не унылое сочувствие и обслуживание; активная созидательная среда, направленная на реализацию его возможностей и потребностей, а не только бесконечное лечение и тщательный уход. Научитесь ориентироваться в проблемах ребенка, ищите оптимальные пути решения этих проблем, создавайте для этого необходимые условия, выбирайте результативные способы и средства. В этом вам должна помочь «Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье». Используя возможности программы, ее авторы надеются повысить вашу родительскую компетентность, показать вам способы приобретения полезных привычек, способных изменить ваши жизненные приоритеты и перспективы; научить строить режим дня таким образом, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы быта, дома, улицы для развития ребенка. Перед вами стоит задача - познакомиться с программой, по-
|
нять возможность ее включения в жизнь; попробовать это сделать и увидеть результаты этой работы!
Ежедневно в жизни с ребенком возникает множество вопросов, требующих правильного решения. Как сделать так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься? Как построить свое поведение так, чтобы желание обучать и развивать ребенка не стало еще одним испытанием в вашей жизни? Что нужно сделать, чтобы быть понятным для своего ребенка? Как реагировать на непослушание? Наша программа как раз об этом. В ней вы найдете нужную и полезную для себя информацию, практические советы по основным жизненным ситуациям, с которыми сталкиваетесь каждый день. Обращаясь к программе ежедневно, т.е. став ее постоянным пользователем, вы оцените ее информационную доступность, сможете активно использовать знания, заложенные в ней, и главное, с ее помощью научите ребенка жить в окружающем мире без барьеров и ограничений. Начните осваивать программу вместе с ребенком, и вы увидите, как постепенно, пусть и не сразу, мир станет для него ближе, понятнее и доступнее.
Мы будем рады получить от вас отзывы, замечания и предложения, которые мы обязательно учтем
Авторы.
Вместо предисловия.
Что важно знать родителям о своем ребенке? Как научить ребенка жить в окружающем мире? Ответить на эти вопросы довольно сложно, даже если речь идет просто о ребенке. Когда мы думаем о ребенке, имеющим проблемы в развитии, то ответ на этот вопрос обрастает множеством дополнений, советов, связанных с тем, чтобы учесть те или иные особенности, характеризующие его состояние. Самые различные факторы (внутренние и внешние) ограничивают возможности здоровья и жизнедеятельности ребенка, приводят к инвалидности1. Примириться с этим нельзя, принять - сложно. Еще сложнее выбрать правильный жизненный путь для своего малыша, да и для себя тоже. Выяснять причину нарушений, или пытаться избавиться от диагноза, поставленного ребенку, искать виноватых, или озадачиться поисками волшебного средства доктора-целителя - это значит идти по тупиковому пути развития событий. Как правило, низкая результативность подобных действий приводит к появлению переживаний, связанных с осознанием безысходности ситуации, неразрешимости, как собственных проблем, так и проблем ребенка, повышенного чувства вины перед ним, жалости к себе. Происходит деформация детско-родительских отношений: в семье, формируется чрезмерная родительская опека, что лишает ребенка самостоятельности и вредит ему. Искажаются взаимоотношения не
|
1 в нашем тексте он будет именоваться как ребенок с ограниченными возможностями здоровья
Г
только внутри семьи, но и в отношениях семьи и общества.
Проблему нетипичного развития ребенка можно разрешить, научившись понимать механизмы этой нетипичности, взаимодействовать с ребенком, учитывая её, любить ребенка, принимая его таким, какой он есть, активно менять условия жизни ребенка, изменяя жизнь своей семьи. Этот «непростой путь к успеху» потребует от родителей много сил, желания, воли. Воспитание ребенка, его адаптация в окружающем мире, формирование его как социально активной личности, занимающей значимое место в жизни семьи и окружающего социума, захватывает не только дошкольный период его жизни. Необходимо запастись терпением и помнить, что для психосоциального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо гораздо больше времени.
Располагая максимальным временем контакта с ребенком, родители видят его пробуждающимся и отходящим ко сну; веселым и огорченным, гуляют, играют с ним... Словом, родители проживают общую с ним жизнь. К ним ребенок обращается (или не обращается) со своими желаниями, радостями и маленькими огорчениями. Только родители имеют возможность воспринимать его таким разным по настроению, состоянию, возможностям, желаниям, знают о ребенке ВСЕ то, что не может узнать о нем ни один специалист. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны быть как можно внимательнее к его состоянию. Научившись оценивать состояние ребенка, они смогут
|
увидеть сильные и слабые стороны его личности, определять основные направления своих усилий; находить специалистов и учреждения в соответствии с потребностями и нуждами ребенка, соединять рекомендации специалистов с собственным опытом, т.е. сделать свои действия более эффективными и целенаправленными.
Задача, стоящая перед родителями, заключается и в том, чтобы стать постоянным партнером в освоении ребенком жизненных навыков и умений. В дошкольном возрасте у ребенка с ограниченными возможностями здоровья желаемые результаты деятельности зависят от того, как он ориентируется в окружающем мире, взаимодействует с ним, как при этом использует свои умения. Именно на это и были направлены усилия авторов. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родители могут помочь своим детям во многом: дать почувствовать и ощутить любовь близких; заботу о себе и о других; терпеливо, гибко, внимательно реагировать на различные проблемы ребенка, вовремя замечать их и находить результативные способы их преодоления. Именно родители являются для ребенка той значимой социальной группой, которая определяет его первый социальный опят. Вместе с родителями ребенок открывает для себя что-то новое, испытывает радость этого открытия («сам нашел ложечку на столе; поднес её ко рту...), учится понимать другого человека и пытается быть понятым. Разделяя проблемы ребенка, родители смогут почувствовать, сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их
доверие. И как это здорово - «открывать окно в мир» вместе! Материалы «Комплексной программы развития и социализации...» предоставляют родителям знания, практические навыки общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и возможность построить новые взаимоотношения в семье; а самое главное - быть равноправным партнером в среде сверстников. Авторы опирались на разработки ведущих ученых в этой области: А.Р. Маллера, Г.Н. Цикото, С.Д. Забрамной, Т.Н. Исаевой, В.В. Воронковой, Е.А. Стребелевой, О.Г. При-ходько, а также на опыт известнейших учителей -Е.И. Капланской, Т.А. Девятковой, A.M. Царева и многих, многих других.
Мы считаем, что нет детей с ограниченными возможностями здоровья, а есть взрослые - с ограниченными возможностями мышления. Вот, чтобы сломать эти ограничения и раздвинуть диапазон общения, авторы и предлагают данную программу.
|
Часть! |
Введение в программу
1.1 Комплексная программа. О чем она?
«Комплексная программа развития и социализации...» является частью внешних ресурсов, необходимых семье для ее качественных преобразований в непростых обстоятельствах жизни. Заложенные в программе знания, практические действия и установки позволят изменить уровень и условия жизни ребенка и всех членов его семьи - так называемое качество жизни2.
Программа ностроена на основе комплексного, т.е. целостного восприятия ребенка как личности, обладающей внутренними возможностями, способностью к компенсации нарушенных функций и развитию. Проблемы ребенка не отделяются от него самого. Развитие его возможностей и способ ностей, решение его проблем организуется в раз личных формах сознательной деятельности и реа лизуется через установление многообразных связей с миром. Предметом особого рассмотрения в про-
Качество жизни - комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни семьи, определяющих физическое, ментальное, социально- культурное развитие каждого члена семьи.
грамме является изменение отношения семьи к проблеме ребенка и способам ее решения. Изменить отношение родителей - это значит научить их относиться к ребенку как к личности, а не как к объекту ухода и лечения, верить в его способность к развитию, искать способы компенсации нарушен ных функций, создавать для этого развивающую среду... В этой среде, организованной родителями, ребенок сможет деятельно познавать окружающий мир. Формирование активной позиции семьи, созидательная направленность этой активности должны осуществляться при сохранении комфортного и, по возможности, гармоничного состояния каждого члена семьи. Это условие обеспечивает успешность взаимодействия с ребенком в семье и, во многом, определяет результативность действий родителей. Предъявляя к ребенку адекватные требования, учитывая его состояние и особенности, родители смогут точно распределять свои силы и нагрузки на ребенка, прогнозировать результаты своих действий и реакцию ребенка на них. С этой целью в каждом разделе программы дано подробное описание адаптивных умений и навыков с учетом последовательности их формирования в дошкольном возрасте, указанием их особенностей при различных нарушениях развития, способов их оценки.
Программа меняет отношение семьи к задачам, которые стоят перед ней в связи с воспитанием ребенка. Основные из них - развитие и социализа ция ребенка. Наблюдая за тем, как ребенок выглядит, как ведет себя (реагирует на окружающих, придерживается правил поведения), демонстрирует
10
11
свои возможности и умения, соблюдает личную гигиену, можно определить уровень развития его эмоциональной сферы, двигательных функций, познавательных возможностей. Накапливаемый ребенком социальный опыт, его активное использование стимулирует развитие этих функций и возможностей. К примеру, во время мытья рук ребенок усваивает свойства и качества мыла, воды (развивается его восприятие), учится координировать свои движения (развивается моторика рук), узнает названия предметов и действий (развивается его речь). Процесс развития и социализации ребенка является целостным, его невозможно разделить на отдельные составляющие. Название программы от ражает эти главные, сущностные стороны ее созда ния. Конечный результат практического освоения программы также прогнозируется комплексом достижений: развитием ребенка на основе его компенсаторных возможностей, адаптацией в окружающем мире и его включенностью в активную социальную жизнь.
В программе выделены наиболее значимые в дошкольный период жизни ребенка разделы, составляющие комплекс многообразных связей и взаимоотношений ребенка с миром. Единство, целостность этого комплекса обеспечивается целями программы и условиями ее реализации. Ознакомление с окружающим является той основополагающей, объединяющей все разделы целью, благодаря которой ребенок познает себя и свои возможности (раздел «Ознакомление с окружающим и самопознание), усваивает практические умения (раздел
«Ознакомление с окружающим и социально-бытовое ориентирование»), включается в деятель ность (раздел «Ознакомление с окружающим и организация деятельности»), взаимодействует с окружающими (раздел «Ознакомление с окружающим и развитие речи»). Ознакомление ребенка с окружающим происходит в различных видах деятельности: в общении, бытовых действиях, играх, рисовании, пении, движении. Программа содержит ком плекс тех видов деятельности, которые соответст вуют потребностям ребенка дошкольного возраста и обеспечивают активность его взаимодействия с окружающим. В виде рекомендаций это отражается в каждом разделе программы, а также в тех играх, которые могут использовать родители. Организация активного взаимодействия ребенка с окружающим направлена на достижение максимально возможного уровня его развития, обретение независимости и самостоятельности в доступных ребенку пределах.
В каждом разделе содержится информация о специалистах в области коррекционной (специальной) педагогики, приоритетах их профессиональной деятельности, подробно описываются проблемы, с которыми сталкиваются родители, воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта информация позволит сориентироваться в проблемах ребенка и начать действовать. Первые действия - это обращение к специалистам и организация постоянного взаимодействия с ними. В условиях стационара, реабилитационного центра, поликлиники специалисты имеют возможность оценить состояние ребенка, его ресурсы, составить индиви-
12
13
дуальную программу развития и дать рекомендации родителям по ее практическому применению. Взаимодействие семьи со специалистами осуществляется с определенной периодичностью (раз в месяц, в квартал, в полугодие) и заключается, в основном, в обмене информацией о состоянии ребенка, его успехах и неудачах при освоении индивидуальной программы развития (ИПР), корректировке или составлении новой ИПР. В реабилитационных центрах, дошкольных образовательных пиктограммах комбинированного и компенсирующего вида, в службах ранней помощи, лекотеках, группах «Особый ребенок» на базе детских домов-интернатов, психолого-медико-социальных центрах сопровождения и реабилитации созданы условия для длительного динамического контакта специалистов с ребенком и его семьей (в течение всего дошкольного периода жизни ребенка). Общаясь со специалистами ежедневно, еженедельно, родители имеют возможность получать необходимую информацию и знания по самым различным вопросам (от бытовых до познавательных). В содержании комплекс ной программы большое внимание уделяется психолого-педагогическим знаниям и практическим приемам взаимодействия ребенка, его семьи и спе циалиста. Приобретение новых знаний позволит родителям лучше ориентироваться в проблемах своего ребенка и способах их разрешения, понимать специалистов (их профессиональный язык, намерения, действия). Уверенность в себе, своих силах, которая появляется благодаря этим знаниям, поможет родителям по-другому строить свои отношения
с окружающими. В совместной деятельности складываются партнерские отношения между семьей и специалистами. У всех участников этой деятельности формируется единая точка зрения на проблему ребенка, вырабатывается единство требований к ее решению, распределяются функции. Например, специалист по речи (логопед) определяет тип речевого нарушения у ребенка, составляет для него долгосрочную комплексную программу коррекционно-развивающих мероприятий, и 2-3 раза в неделю оказывает ребенку квалифицированную помощь: делает массаж мимических мышц лица и языка, дыхательную гимнастику, проводит занятия по развитию чувственной основы речи и т.д.. Присутствуя на занятиях логопеда, родители учатся у него простым, практическим приемам активизации речевой функции и в домашней обстановке закрепляют тот материал, который ребенок сумел освоить на занятиях. Некоторые логопедические приемы являются не только доступными, но и занимательными, интересными для выполнения всей семьей. Это различные виды гимнастик: дыхательная, артикуляционная, голосовая; игры по развитию фонематического восприятия и др. игры.
Общая цель, совместные действия, взаимопонимание, которое складывается между семьей и специалистами пробуждают доверие - одно из ценнейших свойств человеческих взаимоотношений. Доверяя специалистам, разделяя с ними свои проблемы, семья перестает замыкаться в узком жизненном пространстве, и начинает занимать новые
14
15
более активные позиции в построении взаимоотношений с обществом.
Взаимодействие со специалистами и освоение комплексной программы являются взаимодополняющими и взаимообогащающими компонентами тех ресурсов, которые необходимы родителям для формирования их родительской компетентности.
Часть П
Содержание программы
2.1 Цепь и задачи программы.
Цель комплексной программы развития и со циализации ребенка в семье: компенсация имеющихся отклонений в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окру жающем мире, дома. Ознакомление с окружающим охватывает весь период раннего и дошкольного детства и от того, насколько качественно и полноценно оно будет организовано в семье, зависит индивидуальный путь развития вашего ребенка, его социальное будущее. Работая по нашей программе, вы, уважаемые родители, сможете реализовать ее главное целевое назначение ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНИ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ «РЕБЕНОК - СЕМЬЯ - МИР». Основные составляющие этой системы: формирование представлений ребенка о самом себе, взаимодействие с миром вещей и природой, установление и развитие отношений с людьми (взрослыми и сверстниками), рассматриваются в качестве задач программы.
Весь программный материал распределен по разделам, названия которых отражают приоритетные направления развития и социализации ребенка. Мы не рассчитываем на то, что в домашних условиях вы, уважаемые родители, сможете четко органи-
24
25
зовать обучение с ребенком, по эти направлениям. Мы просто решили «приложить» к домашним условиях, режиму жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, научно-обоснованную программу, которая охватывает все стороны жизни ребенка. Мы постарались не просто дать перечень игр и заданий, но «вплести» их в режим дня.
К этим направлениям относятся следующие блоки:
ш «Ознакомление с окружающим и развитие речи»;
та «Ознакомление с окружающим и самопо знание»;
та «Ознакомление с окружающим и социаль но-бытовое ориентирование»;
та «Ознакомление с окружающим и организа ция деятельности».
Как вы видите, основой развития и коррекции ребенка является его общение с миром окружающей природы, предметами, явлениями, человеком.
Разделы программы.
«Ознакомление с окружающим и развитие ре чи» начинается для ребенка с получения информации из внешнего мира. С помощью органов чувств он знакомится со свойствами и качествами предметного мира. Рассматривая предметы, пробуя их на вкус, прислушиваясь к звучанию и манипулируя
26
с ними, ребенок накапливает необходимую информацию.
Основной целью этого аспекта общения - является создание условий в доме для успешного усвоения ребенком чувственного и социального опыта на основе общения с предметами быта, игрушками, людьми. Особое место здесь должно отводиться речевому развитию ребенка. Создание чувственной базы для развития неречевых и речевых средств коммуникации; формирование первичных представлений об окружающем, накопление словаря, отражающего эмоциональный, предметный и социальный опыт ребенка; формирование практических навыков использования неречевых и речевых средств в различных коммуникативных ситуациях -вот основные задачи этого раздела.
Подробную систему работы по этому направлению мы представили ранее.
Здесь же мы отметим тот факт, что ребенок по подражанию усваивает способы проявления чувств и закрепляет их в различных ситуациях. Кроме того, ребенок учится ориентироваться в ощущениях и дифференцировать их, опредмечивать ощущения (соотносить их с предметными и социальными стимулами), оценивать их и выражать свое отношение к ним, используя различные средства коммуникации. В качестве доступных способов выражения предпочтений, желаний используйте различные виды экспрессивно-телесных движений выражающих
См. Сборник «Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье», Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Худенко Е.Д., АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007 г.
27
удовольствие/неудовольствие, эмоциональные состояния удивления, радости, огорчения. Это и мимические движения и позы (нахмурить - поднять брови, зажмурить - широко открыть глаза, оскалить зубы - вытянуть губы хоботком и пр.), и позы тела, и жесты. Так, в играх, направленных на развитие и различение ощущений, вы сможете формировать произвольные, поддающиеся контролю, эмоциональные и пантомимические средства коммуникации. Различные эмоциональные состояния могут быть также выражены с помощью эмоционально заряженных восклицаний, звукоподражаний, слов. Отражение эмоционального состояния в речи накладывает определенные требования к ее организации и соотносится с задачей понимания обращенной к ребенку речи. Обращенная к ребенку речь должна быть выразительной (эмоциональной, богато интонированной)4. Любая ваша инструкция, вопрос, комментарий должны начинаться с обраще ния к ребенку по имени (от него требуйте того же), установления зрительного контакта (глаза в глаза) для привлечения и удержания его внимания. Обращения должны быть краткими, содержать небольшое количество слов или состоять из ритмически повторяющихся восклицаний, звукоподражаний. Например: «Костя, дай мячик», «Ваня, подойди ко мне» и т.п. Темп обращения должен быть размеренным, с выделением пауз для ожидаемой реакции ребенка, необходимым количеством повторений. Речевое обращение необходимо сочетать с невер-
4 Эмоционально и выразительно читайте ребенку стихи, даже если они не детские, пойте мелодичные песенки.
бальными стимулами (жестом, пантомимикой, показом действия). Таким образом, организуя упражнения и игры, направленные на активизацию ощущений, вы обучаете ребенка принимать и понимать информацию из внешнего мира и «отвечать» на нее доступными средствами, т.е. формируете ту «обратную связь», которая обеспечит ваше взаимопонимание с ребенком в любом взаимодействии.
Формирование первичных представлений об окружающем - это основа для накопления словаря, отражающего эмоциональный, предметный и социальный опыт ребенка. Накопление пассивного словаря обеспечивается способностью ребенка понимать обращенную к нему речь. Понимание речи определяется уровнем развития слухового восприятия и памяти, соотнесением предметных образов окружающего мира со словом. Привлекая внимание ребенка к звукам окружающего мира (бытовым шумам, звукам природы, музыкальным и речевым звукам), вы организуете его слуховое восприятие: учите различать контрастные звуки и соотносить одинаковые по звучанию, определять направления звучания. Формируя способность ребенка запоминать и воспроизводить последовательность звучания нескольких звуков, вы обеспечиваете развитие его слуховой памяти.
Создавая коммуникативные ситуации на прогулке, в предметной деятельности, игре, рисовании, за обедом и пр., формируйте определенный алгоритм действий, составляющий их содержание (выделяйте цель, выполнение цепочки действий и результат). Учите ребенка выбирать и использовать из
28
29
лыи; |
доступного ему коммуникативного арсенала те речевые средства, которые соответствуют коммуникативной цели (например, выразить просьбу, желание, недовольство или удовлетворение за обедом).
Комментируйте выполнение различных операций, действий, составляющих содержание коммуникативной ситуации. Будьте эмоциональными, когда вы делитесь впечатлениями прошедшего дня, радуетесь теплой солнечной погоде, огорчаетесь, когда ребенок плохо ест. Обучайте ребенка комментировать5 собственные или чужие действия (например, ваши) с помощью сопряженной или сопряженно-отраженной речи (проговаривая вместе с ребенком или по очереди). Прием комментирования в данном случае обеспечивает развитие словесной регуляции действий: умения сопровождать действия речью, давать простейший речевой отчет о выполненном движении, действии. Благодаря этому приему усваиваются связи между предметами и явлениями, и как следствие, формируются устойчивые речевые представления; развиваются контролирующая функция речи (т.е. навык самоконтроля).
Приемы планирования, комментирования в коммуникативных ситуациях способствуют развитию деятельности, т.е. сознательному освоению предлагаемого способа действия, возможности самоанализа и самооценки своих действий.
Учитывайте при этом произносительные возможности ребенка. Например, рисуя дорожку от зайчика к морковке, побуждайте ребенка к комментированию действий доступными средствами: от звукоподражания «ам», «топ», до фразы «от зайчика к морковке».
30
Игры в повседневной жизнь — это:
форма обогащающая опыта ребенка; способ развития интереса к обычной жизни; возможность делать тоже самое, что и взрос-
развитие ориентации в быту, жизни; основа развития речи и коммуникации.
Учите ребенка подбирать подходящие по смыслу слова!
Старайтесь делать так, чтобы то, что делает ребенок, он проговаривал, назвал.
На прогулке
Используйте любую Ох ситуацию:
Включайте воображение и «рисуйте» словами: «Этот маленький цветочек рос одиноко. Ему было так
грустно, потому что рядом не было ни птичек, ни бабочек.... Ты видишь, где здесь птички? Покажи. Где здесь бабочки? Покажи... А теперь ты его сорвала, и он будет жить, расти вместе с тобой... Понюхай, как он лахнет. Это он так разговаривает с тобой....»
Всегда добавляйте новые слова к тому, что уже сказал ребенок. А если он молчит и просто манипулирует камушком, песком... - опять таки, включайте фантазию и побуждайте ребенка реагировать на ваши слова: «Это большой камушек — (маленький; он мягкий - нет, твердый и т.д.) Идите от обратного.
В повседневной жизни:
В процессе кормления: Зачастую у наших детей бывает целый ряд проблем, связанных и с самим актом приема пищи (пережевывание, глотание...; удерживание ложки в руке, поднесение ложки ко рту, отторжение пищи и т.д.), что превращает процесс кормления для родителей в муку, для детей тоже. Мы расскажем вам о некоторых приемах, которые может быть, |
32 |
Любую ситуацию превращайте в открытие для ребенка, поясняя, комментируя, разговаривая с нами!
кому-то и подойдут. Они все разные, но суть их одна: отвлечь внимание ребенка от неприятных моментов, переключив его внимание, восприятие, мышление на другое.
Например, - вы сидите напротив ребенка, побуждая его
1 ^'^МЯВё?*4* самостоятельно есть
•■* л^~Х иО ложкой. В качестве
JpfcNi:,/l~-~~«- '^^^^j' стимула можно использовать: пальцы на вашей руке сжали руку в кулак; поставили локоть на стол; проглотил ложку - вы один пальчик открываете; вторую - второй пальчик и так до 10, а потом закрываете. Это активизирует деятельность ребенка и учит его считать.
Вы ставите на стол блюдце с фасолью и пустою ластиковую бутылку. Как ребенок проглотил ложку, так
33 |
вы бросаете фасолинку в бутылку и т.д. Звук упавшей фасоли, сам процесс бросания, перекатывание
фасоли по дну пустой бутылки - всё это отвлекает от «грустных» мыслей.
Или положите на стол в ряд 15 разноцветных прищепок; предложите ребенку начать кушать; вы же будите прищеплять к краю коробочки (миски, тарелки (одноразовые)) тот цвет прищепки, которой назовет, покажет ребенок. Одновременно вы будите
осваивать алгоритм действий в процессе приема пищи; учиться различать цвета; считать. Мы не говорим о том, что
о каждой «съеденной» фасолине, или прищепке вы можете сочинить целую историю.
Когда вы комментируете происходящее:
• Ребенку легче понять и запомнить слова;
• Процесс узнавания новых слов становится
интересным.
Одевая и раздевая ребенка:
Не забывайте повторять название одежды и действий, используя различные ситуации
Повторяйте, повторяйте..
34 |
Сначала ты снимаешь рубашку, давай мы вместе это
делаем...
теперь снимай носки (гольфы, колготки..);
Запомните! Многократное повторение названий одежды, обуви; действий, осуществляемых вами - готовит ребенка к воспроизведению этих слов, их запоминанию и правильному употреблению в речи.
Играя с игрушками, старайтесь подключить различные действия (поехала, перевернулась, подъехала, упала, остановились, сломалась и т.п.) включая в свою речь различные глаголы. Именно глагольная лексика медленно осваивается ребенком.
35 |
Включайте свое вообра жение!!!
Говорите о будущем.
Когда вы создаете какую-то ситуацию: Вы можете показать действия и их озвучить Помочь ребенку поменять смысл глаголов ' Дать ему возможность увидеть разные варианты услышать об этом.
Великолепным помощником в создании коммуникативных ситуаций является книга. Научите ребенка общаться с книгой, и она станет для него не только предметом развлечений и источником знаний, но и другом. Каждому возрасту ребенка - своя книга. Вначале, когда ваш ребенок пробует книги на вкус и запах, они должны быть из ткани и картона. Учите листать книгу: переворачивать страницы и радоваться каждой новой картинке. Когда ребенок начнет задержив
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!