Программы «Дети России» на 2007-2010 годы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Программы «Дети России» на 2007-2010 годы

2019-05-27 190
Программы «Дети России» на 2007-2010 годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программы «Дети России» на 2007-2010 годы

Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье - М., 2009 - 212 с.

Рецензенты

Забрамная С.Д.

Лазеева Н.Н.

Профессор кафедры олигофренопедагогики де­фектологического факультета МПГУ Заместитель директора ФГУ РРЦ «Детство» Минздравсоцразвития РФ, доцент кафедры со­временных технологий реабилитации МОПУ

Данные материалы представляют собой научно-практические рекомендации родителям, воспитывающим осо­бого ребенка 4-7 лет в семье. Авторы ориентировались на де­тей, имеющих интеллектуальное недоразвитие тяжелой степе­ни, детский церебральный паралич.

Программа включает в себя 4 раздела, каждый из которых содержит системно подобранные и разработанные пиктогра-монно-развивающие игры и упражнения «привязанные» к режимным моментам ребенка в семье, к жизни семьи. В про­грамме выделены наиболее значимые в дошкольный период жизни ребенка разделы, составляющие комплекс многообраз­ных связей и взаимоотношений ребенка с миром. Единство, целостность этого комплекса обеспечивается целями про­граммы и условиями ее реализации. Авторы постарались уйти от менторских рекомендаций, а решили просто показать - как можно развивать ребенка в процессе умывания, кормления,

прогулки и пр.

ББК74.3 А 42

Пособие адресовано родителям, воспитывающим особых детей, а также специалистам, работающим с таким континген­том детей.

© АНМЦ «Развитие и коррекция»


СОДЕРЖАНИЕ

Обращение к родителям......................................     4

Вместо предисловия...............................................   6

/ часть. Введение в программу

1.1 Комплексная программа. О чем она?............... 10

1.2 Как стать компетентными родителями........... 16

1.3 Правила компетентных родителей.................. 20

П часть. Содержание программы

2.1 Цели и задачи программы................................. 25

2.2 Разделы программы............................................ 26

 

- Ознакомление с окружающим и развитие речи. 26

- Ознакомление с окружающим и самопознание. 43

- Ознакомление с окружающим и социально-
бытовое ориентирование........................................ 56

- Ознакомление с окружающим и организация дея­
тельности..................................................................      73

2.3 Условия успешного освоения программы....... 118

2.4 Показатели успешности..................................... 132

Ш часть. Практическое сопровождение программы

3.1 Игры и упражнения в режиме жизни семьи.. 156

3.1.1 Комплексы игровых упражнений для раздела
«Ознакомление с окружающим и развитие речи»....
158

3.1.2 Комплексы игровых упражнений для раздела
«Ознакомление с окружающим и самопозна-        
169
ние»

3.1.3 Комплексы игровых упражнений для раздела
«Ознакомление с окружающим и организация дея­
тельности»...............................................................
178

3.2 Примерный режим дня....................................... 191

Список литературы рекомендуемой для чтения и
подготовки к занятиям.....................................       207


«Срождением больного ребенка жизнь не кончается.

Она просто становится на планку выше».

(Т. А Никольская — мать особых детей)

Обращение к родителям.

Уважаемые родители, если «Программа раз­вития и социализации...» находится у вас в руках, это значит, что настало ваше время действовать. Жаловаться на судьбу, казнить себя за какие-то во­ображаемые или реальные промахи, якобы привед­шие к рождению больного ребенка - это тупико­вый, абсолютно бесперспективный путь. Вашему ребенку нужна деятельная помощь, а не унылое со­чувствие и обслуживание; активная созидательная среда, направленная на реализацию его возможно­стей и потребностей, а не только бесконечное лече­ние и тщательный уход. Научитесь ориентировать­ся в проблемах ребенка, ищите оптимальные пути решения этих проблем, создавайте для этого необ­ходимые условия, выбирайте результативные спо­собы и средства. В этом вам должна помочь «Ком­плексная программа развития и социализации осо­бого ребенка в семье». Используя возможности программы, ее авторы надеются повысить вашу ро­дительскую компетентность, показать вам способы приобретения полезных привычек, способных из­менить ваши жизненные приоритеты и перспекти­вы; научить строить режим дня таким образом, что­бы максимально эффективно использовать ресурсы быта, дома, улицы для развития ребенка. Перед ва­ми стоит задача - познакомиться с программой, по-


нять возможность ее включения в жизнь; попробо­вать это сделать и увидеть результаты этой работы!

Ежедневно в жизни с ребенком возникает множество вопросов, требующих правильного ре­шения. Как сделать так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься? Как построить свое поведение так, чтобы желание обучать и развивать ребенка не стало еще одним испытанием в вашей жизни? Что нужно сделать, чтобы быть понятным для своего ребенка? Как реагировать на непослушание? Наша программа как раз об этом. В ней вы найдете нуж­ную и полезную для себя информацию, практиче­ские советы по основным жизненным ситуациям, с которыми сталкиваетесь каждый день. Обращаясь к программе ежедневно, т.е. став ее постоянным пользователем, вы оцените ее информационную доступность, сможете активно использовать знания, заложенные в ней, и главное, с ее помощью научите ребенка жить в окружающем мире без барьеров и ограничений. Начните осваивать программу вместе с ребенком, и вы увидите, как постепенно, пусть и не сразу, мир станет для него ближе, понятнее и доступнее.

Мы будем рады получить от вас отзывы, за­мечания и предложения, которые мы обязательно учтем

Авторы.


Вместо предисловия.

Что важно знать родителям о своем ребенке? Как научить ребенка жить в окружающем мире? Ответить на эти вопросы довольно сложно, даже если речь идет просто о ребенке. Когда мы думаем о ребенке, имеющим проблемы в развитии, то ответ на этот вопрос обрастает множеством дополнений, советов, связанных с тем, чтобы учесть те или иные особенности, характеризующие его состояние. Са­мые различные факторы (внутренние и внешние) ограничивают возможности здоровья и жизнедея­тельности ребенка, приводят к инвалидности1. Примириться с этим нельзя, принять - сложно. Еще сложнее выбрать правильный жизненный путь для своего малыша, да и для себя тоже. Выяснять при­чину нарушений, или пытаться избавиться от диаг­ноза, поставленного ребенку, искать виноватых, или озадачиться поисками волшебного средства доктора-целителя - это значит идти по тупиковому пути развития событий. Как правило, низкая ре­зультативность подобных действий приводит к по­явлению переживаний, связанных с осознанием бе­зысходности ситуации, неразрешимости, как собст­венных проблем, так и проблем ребенка, повышен­ного чувства вины перед ним, жалости к себе. Про­исходит деформация детско-родительских отноше­ний: в семье, формируется чрезмерная родитель­ская опека, что лишает ребенка самостоятельности и вредит ему. Искажаются взаимоотношения не

1 в нашем тексте он будет именоваться как ребенок с ограни­ченными возможностями здоровья


Г

только внутри семьи, но и в отношениях семьи и общества.

Проблему нетипичного развития ребенка можно разрешить, научившись понимать механиз­мы этой нетипичности, взаимодействовать с ребен­ком, учитывая её, любить ребенка, принимая его таким, какой он есть, активно менять условия жиз­ни ребенка, изменяя жизнь своей семьи. Этот «не­простой путь к успеху» потребует от родителей много сил, желания, воли. Воспитание ребенка, его адаптация в окружающем мире, формирование его как социально активной личности, занимающей значимое место в жизни семьи и окружающего со­циума, захватывает не только дошкольный период его жизни. Необходимо запастись терпением и помнить, что для психосоциального развития ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо гораздо больше времени.

Располагая максимальным временем контакта с ребенком, родители видят его пробуждающимся и отходящим ко сну; веселым и огорченным, гуляют, играют с ним... Словом, родители проживают об­щую с ним жизнь. К ним ребенок обращается (или не обращается) со своими желаниями, радостями и маленькими огорчениями. Только родители имеют возможность воспринимать его таким разным по настроению, состоянию, возможностям, желаниям, знают о ребенке ВСЕ то, что не может узнать о нем ни один специалист. Родители ребенка с ограни­ченными возможностями здоровья должны быть как можно внимательнее к его состоянию. Научив­шись оценивать состояние ребенка, они смогут


увидеть сильные и слабые стороны его личности, определять основные направления своих усилий; находить специалистов и учреждения в соответст­вии с потребностями и нуждами ребенка, соединять рекомендации специалистов с собственным опы­том, т.е. сделать свои действия более эффективны­ми и целенаправленными.

Задача, стоящая перед родителями, заключа­ется и в том, чтобы стать постоянным партнером в освоении ребенком жизненных навыков и умений. В дошкольном возрасте у ребенка с ограниченными возможностями здоровья желаемые результаты дея­тельности зависят от того, как он ориентируется в окружающем мире, взаимодействует с ним, как при этом использует свои умения. Именно на это и бы­ли направлены усилия авторов. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружаю­щих людей. Родители могут помочь своим детям во многом: дать почувствовать и ощутить любовь близких; заботу о себе и о других; терпеливо, гибко, внимательно реагировать на различные проблемы ребенка, вовремя замечать их и находить результа­тивные способы их преодоления. Именно родители являются для ребенка той значимой социальной группой, которая определяет его первый социаль­ный опят. Вместе с родителями ребенок открывает для себя что-то новое, испытывает радость этого открытия («сам нашел ложечку на столе; поднес её ко рту...), учится понимать другого человека и пы­тается быть понятым. Разделяя проблемы ребенка, родители смогут почувствовать, сколь неисчерпае­ма детская благодарность и сколь бескорыстно их


доверие. И как это здорово - «открывать окно в мир» вместе! Материалы «Комплексной программы развития и социализации...» предоставляют роди­телям знания, практические навыки общения с ре­бенком с ограниченными возможностями здоровья и возможность построить новые взаимоотношения в семье; а самое главное - быть равноправным партнером в среде сверстников. Авторы опирались на разработки ведущих ученых в этой области: А.Р. Маллера, Г.Н. Цикото, С.Д. Забрамной, Т.Н. Исае­вой, В.В. Воронковой, Е.А. Стребелевой, О.Г. При-ходько, а также на опыт известнейших учителей -Е.И. Капланской, Т.А. Девятковой, A.M. Царева и многих, многих других.

Мы считаем, что нет детей с ограниченными возможностями здоровья, а есть взрослые - с огра­ниченными возможностями мышления. Вот, чтобы сломать эти ограничения и раздвинуть диапазон общения, авторы и предлагают данную программу.


 


Часть!

Введение в программу

1.1 Комплексная программа. О чем она?

«Комплексная программа развития и социали­зации...» является частью внешних ресурсов, необ­ходимых семье для ее качественных преобразова­ний в непростых обстоятельствах жизни. Заложен­ные в программе знания, практические действия и установки позволят изменить уровень и условия жизни ребенка и всех членов его семьи - так назы­ваемое качество жизни2.

Программа ностроена на основе комплексно­го, т.е. целостного восприятия ребенка как лично­сти, обладающей внутренними возможностями, способностью к компенсации нарушенных функций и развитию. Проблемы ребенка не отделяются от него самого. Развитие его возможностей и способ­ ностей, решение его проблем организуется в раз­ личных формах сознательной деятельности и реа­ лизуется через установление многообразных связей с миром. Предметом особого рассмотрения в про-

Качество жизни - комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни семьи, определяющих физическое, ментальное, социально- культур­ное развитие каждого члена семьи.


грамме является изменение отношения семьи к проблеме ребенка и способам ее решения. Изме­нить отношение родителей - это значит научить их относиться к ребенку как к личности, а не как к объекту ухода и лечения, верить в его способность к развитию, искать способы компенсации нарушен­ ных функций, создавать для этого развивающую среду... В этой среде, организованной родителями, ребенок сможет деятельно познавать окружающий мир. Формирование активной позиции семьи, сози­дательная направленность этой активности должны осуществляться при сохранении комфортного и, по возможности, гармоничного состояния каждого члена семьи. Это условие обеспечивает успешность взаимодействия с ребенком в семье и, во многом, определяет результативность действий родителей. Предъявляя к ребенку адекватные требования, учи­тывая его состояние и особенности, родители смо­гут точно распределять свои силы и нагрузки на ре­бенка, прогнозировать результаты своих действий и реакцию ребенка на них. С этой целью в каждом разделе программы дано подробное описание адап­тивных умений и навыков с учетом последователь­ности их формирования в дошкольном возрасте, указанием их особенностей при различных наруше­ниях развития, способов их оценки.

Программа меняет отношение семьи к зада­чам, которые стоят перед ней в связи с воспитанием ребенка. Основные из них - развитие и социализа­ ция ребенка. Наблюдая за тем, как ребенок выгля­дит, как ведет себя (реагирует на окружающих, придерживается правил поведения), демонстрирует


 


10


11


свои возможности и умения, соблюдает личную ги­гиену, можно определить уровень развития его эмоциональной сферы, двигательных функций, по­знавательных возможностей. Накапливаемый ре­бенком социальный опыт, его активное использова­ние стимулирует развитие этих функций и возмож­ностей. К примеру, во время мытья рук ребенок ус­ваивает свойства и качества мыла, воды (развивает­ся его восприятие), учится координировать свои движения (развивается моторика рук), узнает на­звания предметов и действий (развивается его речь). Процесс развития и социализации ребенка является целостным, его невозможно разделить на отдельные составляющие. Название программы от­ ражает эти главные, сущностные стороны ее созда­ ния. Конечный результат практического освоения программы также прогнозируется комплексом дос­тижений: развитием ребенка на основе его компен­саторных возможностей, адаптацией в окружающем мире и его включенностью в активную социальную жизнь.

В программе выделены наиболее значимые в дошкольный период жизни ребенка разделы, со­ставляющие комплекс многообразных связей и взаимоотношений ребенка с миром. Единство, це­лостность этого комплекса обеспечивается целями программы и условиями ее реализации. Ознакомле­ние с окружающим является той основополагаю­щей, объединяющей все разделы целью, благодаря которой ребенок познает себя и свои возможности (раздел «Ознакомление с окружающим и самопо­знание), усваивает практические умения (раздел


«Ознакомление с окружающим и социально-бытовое ориентирование»), включается в деятель­ ность (раздел «Ознакомление с окружающим и ор­ганизация деятельности»), взаимодействует с окру­жающими (раздел «Ознакомление с окружающим и развитие речи»). Ознакомление ребенка с окру­жающим происходит в различных видах деятельно­сти: в общении, бытовых действиях, играх, рисова­нии, пении, движении. Программа содержит ком­ плекс тех видов деятельности, которые соответст­ вуют потребностям ребенка дошкольного возраста и обеспечивают активность его взаимодействия с окружающим. В виде рекомендаций это отражается в каждом разделе программы, а также в тех играх, которые могут использовать родители. Организация активного взаимодействия ребенка с окружающим направлена на достижение максимально возможно­го уровня его развития, обретение независимости и самостоятельности в доступных ребенку пределах.

В каждом разделе содержится информация о специалистах в области коррекционной (специаль­ной) педагогики, приоритетах их профессиональной деятельности, подробно описываются проблемы, с которыми сталкиваются родители, воспитывая ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта информация позволит сориентироваться в про­блемах ребенка и начать действовать. Первые дей­ствия - это обращение к специалистам и организа­ция постоянного взаимодействия с ними. В услови­ях стационара, реабилитационного центра, поли­клиники специалисты имеют возможность оценить состояние ребенка, его ресурсы, составить индиви-


 


12


13


дуальную программу развития и дать рекомендации родителям по ее практическому применению. Взаимодействие семьи со специалистами осуществ­ляется с определенной периодичностью (раз в ме­сяц, в квартал, в полугодие) и заключается, в ос­новном, в обмене информацией о состоянии ребен­ка, его успехах и неудачах при освоении индивиду­альной программы развития (ИПР), корректировке или составлении новой ИПР. В реабилитационных центрах, дошкольных образовательных пиктограм­мах комбинированного и компенсирующего вида, в службах ранней помощи, лекотеках, группах «Осо­бый ребенок» на базе детских домов-интернатов, психолого-медико-социальных центрах сопровож­дения и реабилитации созданы условия для дли­тельного динамического контакта специалистов с ребенком и его семьей (в течение всего дошкольно­го периода жизни ребенка). Общаясь со специали­стами ежедневно, еженедельно, родители имеют возможность получать необходимую информацию и знания по самым различным вопросам (от быто­вых до познавательных). В содержании комплекс­ ной программы большое внимание уделяется пси­холого-педагогическим знаниям и практическим приемам взаимодействия ребенка, его семьи и спе­ циалиста. Приобретение новых знаний позволит родителям лучше ориентироваться в проблемах своего ребенка и способах их разрешения, понимать специалистов (их профессиональный язык, намере­ния, действия). Уверенность в себе, своих силах, которая появляется благодаря этим знаниям, помо­жет родителям по-другому строить свои отношения


 


с окружающими. В совместной деятельности скла­дываются партнерские отношения между семьей и специалистами. У всех участников этой деятельно­сти формируется единая точка зрения на проблему ребенка, вырабатывается единство требований к ее решению, распределяются функции. Например, специалист по речи (логопед) определяет тип рече­вого нарушения у ребенка, составляет для него дол­госрочную комплексную программу коррекционно-развивающих мероприятий, и 2-3 раза в неделю оказывает ребенку квалифицированную помощь: делает массаж мимических мышц лица и языка, ды­хательную гимнастику, проводит занятия по разви­тию чувственной основы речи и т.д.. Присутствуя на занятиях логопеда, родители учатся у него про­стым, практическим приемам активизации речевой функции и в домашней обстановке закрепляют тот материал, который ребенок сумел освоить на заня­тиях. Некоторые логопедические приемы являются не только доступными, но и занимательными, инте­ресными для выполнения всей семьей. Это различ­ные виды гимнастик: дыхательная, артикуляцион­ная, голосовая; игры по развитию фонематического восприятия и др. игры.

Общая цель, совместные действия, взаимопо­нимание, которое складывается между семьей и специалистами пробуждают доверие - одно из цен­нейших свойств человеческих взаимоотношений. Доверяя специалистам, разделяя с ними свои про­блемы, семья перестает замыкаться в узком жиз­ненном пространстве, и начинает занимать новые


 


14


15


более активные позиции в построении взаимоотно­шений с обществом.

Взаимодействие со специалистами и освоение комплексной программы являются взаимодопол­няющими и взаимообогащающими компонентами тех ресурсов, которые необходимы родителям для формирования их родительской компетентности.

Часть П

Содержание программы

2.1 Цепь и задачи программы.

Цель комплексной программы развития и со­ циализации ребенка в семье: компенсация имею­щихся отклонений в развитии на основе формиро­вания системы практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окру­ жающем мире, дома. Ознакомление с окружающим охватывает весь период раннего и дошкольного детства и от того, насколько качественно и полно­ценно оно будет организовано в семье, зависит ин­дивидуальный путь развития вашего ребенка, его социальное будущее. Работая по нашей программе, вы, уважаемые родители, сможете реализовать ее главное целевое назначение ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗ­НИ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ «РЕБЕНОК - СЕМЬЯ - МИР». Основные составляющие этой системы: формирование представлений ребенка о самом себе, взаимодействие с миром вещей и при­родой, установление и развитие отношений с людьми (взрослыми и сверстниками), рассматри­ваются в качестве задач программы.

Весь программный материал распределен по разделам, названия которых отражают приоритет­ные направления развития и социализации ребенка. Мы не рассчитываем на то, что в домашних услови­ях вы, уважаемые родители, сможете четко органи-


 


24


25


зовать обучение с ребенком, по эти направлениям. Мы просто решили «приложить» к домашним усло­виях, режиму жизни семьи, воспитывающей ребен­ка с ограниченными возможностями здоровья, на­учно-обоснованную программу, которая охватывает все стороны жизни ребенка. Мы постарались не просто дать перечень игр и заданий, но «вплести» их в режим дня.

К этим направлениям относятся следующие блоки:

ш «Ознакомление с окружающим и развитие речи»;

та «Ознакомление с окружающим и самопо­ знание»;

та «Ознакомление с окружающим и социаль­ но-бытовое ориентирование»;

та «Ознакомление с окружающим и организа­ ция деятельности».

Как вы видите, основой развития и коррек­ции ребенка является его общение с миром окру­жающей природы, предметами, явлениями, челове­ком.

Разделы программы.

«Ознакомление с окружающим и развитие ре­ чи» начинается для ребенка с получения информа­ции из внешнего мира. С помощью органов чувств он знакомится со свойствами и качествами пред­метного мира. Рассматривая предметы, пробуя их на вкус, прислушиваясь к звучанию и манипулируя

26


с ними, ребенок накапливает необходимую инфор­мацию.

Основной целью этого аспекта общения - яв­ляется создание условий в доме для успешного ус­воения ребенком чувственного и социального опы­та на основе общения с предметами быта, игрушка­ми, людьми. Особое место здесь должно отводиться речевому развитию ребенка. Создание чувственной базы для развития неречевых и речевых средств коммуникации; формирование первичных пред­ставлений об окружающем, накопление словаря, отражающего эмоциональный, предметный и соци­альный опыт ребенка; формирование практических навыков использования неречевых и речевых средств в различных коммуникативных ситуациях -вот основные задачи этого раздела.

Подробную систему работы по этому направ­лению мы представили ранее.

Здесь же мы отметим тот факт, что ребенок по подражанию усваивает способы проявления чувств и закрепляет их в различных ситуациях. Кроме то­го, ребенок учится ориентироваться в ощущениях и дифференцировать их, опредмечивать ощущения (соотносить их с предметными и социальными сти­мулами), оценивать их и выражать свое отношение к ним, используя различные средства коммуника­ции. В качестве доступных способов выражения предпочтений, желаний используйте различные ви­ды экспрессивно-телесных движений выражающих

См. Сборник «Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье», Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Худенко Е.Д., АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007 г.


27


удовольствие/неудовольствие, эмоциональные со­стояния удивления, радости, огорчения. Это и ми­мические движения и позы (нахмурить - поднять брови, зажмурить - широко открыть глаза, оскалить зубы - вытянуть губы хоботком и пр.), и позы тела, и жесты. Так, в играх, направленных на развитие и различение ощущений, вы сможете формировать произвольные, поддающиеся контролю, эмоцио­нальные и пантомимические средства коммуника­ции. Различные эмоциональные состояния могут быть также выражены с помощью эмоционально заряженных восклицаний, звукоподражаний, слов. Отражение эмоционального состояния в речи на­кладывает определенные требования к ее организа­ции и соотносится с задачей понимания обращен­ной к ребенку речи. Обращенная к ребенку речь должна быть выразительной (эмоциональной, бога­то интонированной)4. Любая ваша инструкция, во­прос, комментарий должны начинаться с обраще­ ния к ребенку по имени (от него требуйте того же), установления зрительного контакта (глаза в глаза) для привлечения и удержания его внимания. Обра­щения должны быть краткими, содержать неболь­шое количество слов или состоять из ритмически повторяющихся восклицаний, звукоподражаний. Например: «Костя, дай мячик», «Ваня, подойди ко мне» и т.п. Темп обращения должен быть разме­ренным, с выделением пауз для ожидаемой реакции ребенка, необходимым количеством повторений. Речевое обращение необходимо сочетать с невер-

4 Эмоционально и выразительно читайте ребенку стихи, даже если они не детские, пойте мелодичные песенки.


бальными стимулами (жестом, пантомимикой, по­казом действия). Таким образом, организуя упраж­нения и игры, направленные на активизацию ощу­щений, вы обучаете ребенка принимать и понимать информацию из внешнего мира и «отвечать» на нее доступными средствами, т.е. формируете ту «об­ратную связь», которая обеспечит ваше взаимопо­нимание с ребенком в любом взаимодействии.

Формирование первичных представлений об окружающем - это основа для накопления словаря, отражающего эмоциональный, предметный и соци­альный опыт ребенка. Накопление пассивного сло­варя обеспечивается способностью ребенка пони­мать обращенную к нему речь. Понимание речи оп­ределяется уровнем развития слухового восприятия и памяти, соотнесением предметных образов окру­жающего мира со словом. Привлекая внимание ре­бенка к звукам окружающего мира (бытовым шу­мам, звукам природы, музыкальным и речевым зву­кам), вы организуете его слуховое восприятие: учи­те различать контрастные звуки и соотносить оди­наковые по звучанию, определять направления зву­чания. Формируя способность ребенка запоминать и воспроизводить последовательность звучания не­скольких звуков, вы обеспечиваете развитие его слуховой памяти.

Создавая коммуникативные ситуации на про­гулке, в предметной деятельности, игре, рисовании, за обедом и пр., формируйте определенный алго­ритм действий, составляющий их содержание (вы­деляйте цель, выполнение цепочки действий и ре­зультат). Учите ребенка выбирать и использовать из


 


28


29


     


лыи;

доступного ему коммуникативного арсенала те ре­чевые средства, которые соответствуют коммуни­кативной цели (например, выразить просьбу, жела­ние, недовольство или удовлетворение за обедом).

Комментируйте выполнение различных опе­раций, действий, составляющих содержание ком­муникативной ситуации. Будьте эмоциональными, когда вы делитесь впечатлениями прошедшего дня, радуетесь теплой солнечной погоде, огорчаетесь, когда ребенок плохо ест. Обучайте ребенка ком­ментировать5 собственные или чужие действия (на­пример, ваши) с помощью сопряженной или сопря­женно-отраженной речи (проговаривая вместе с ре­бенком или по очереди). Прием комментирования в данном случае обеспечивает развитие словесной регуляции действий: умения сопровождать дейст­вия речью, давать простейший речевой отчет о вы­полненном движении, действии. Благодаря этому приему усваиваются связи между предметами и яв­лениями, и как следствие, формируются устойчи­вые речевые представления; развиваются контро­лирующая функция речи (т.е. навык самоконтроля).

Приемы планирования, комментирования в коммуникативных ситуациях способствуют разви­тию деятельности, т.е. сознательному освоению предлагаемого способа действия, возможности са­моанализа и самооценки своих действий.

Учитывайте при этом произносительные возможности ре­бенка. Например, рисуя дорожку от зайчика к морковке, по­буждайте ребенка к комментированию действий доступными средствами: от звукоподражания «ам», «топ», до фразы «от зайчика к морковке».

30


Игры в повседневной жизньэто:

форма обогащающая опыта ребенка; способ развития интереса к обычной жизни; возможность делать тоже самое, что и взрос-

развитие ориентации в быту, жизни; основа развития речи и коммуникации.

Учите ребенка подбирать подходящие по смыслу слова!

Старайтесь делать так, чтобы то, что делает ребенок, он проговаривал, назвал.

На прогулке

Используйте любую Ох ситуацию:

Включайте вообра­жение и «рисуйте» словами: «Этот маленький цветочек рос одиноко. Ему было так


     
 


грустно, потому что рядом не было ни птичек, ни бабочек.... Ты видишь, где здесь птички? Покажи. Где здесь бабочки? Покажи... А теперь ты его со­рвала, и он будет жить, расти вместе с тобой... По­нюхай, как он лахнет. Это он так разговаривает с тобой....»

Всегда добавляйте новые слова к тому, что уже сказал ребенок. А если он молчит и просто ма­нипулирует камушком, песком... - опять таки, включайте фантазию и побуждайте ребенка реаги­ровать на ваши слова: «Это большой камушек — (маленький; он мягкий - нет, твердый и т.д.) Идите от обратного.

В повседневной жизни:

В процессе кормления:

Зачастую у наших детей бывает целый ряд проблем, связанных и с самим актом прие­ма пищи (пережевывание, глота­ние...; удерживание ложки в ру­ке, поднесение ложки ко рту, от­торжение пищи и т.д.), что пре­вращает процесс кормления для родителей в муку, для детей тоже. Мы расскажем вам о некоторых приемах, которые может быть,


32


Любую ситуацию пре­вращайте в открытие для ре­бенка, поясняя, комментируя, разговаривая с нами!


кому-то и подойдут. Они все разные, но суть их од­на: отвлечь внимание ребенка от неприятных мо­ментов, переключив его внимание, восприятие, мышление на другое.

Например, - вы сидите напротив ре­бенка, побуждая его

1 ^'^МЯВё?*4*    самостоятельно есть
•■* л^~Х         иО    ложкой. В качестве

JpfcNi:,/l~-~~«- '^^^^j' стимула можно ис­пользовать: пальцы на вашей руке сжали руку в кулак; поста­вили локоть на стол; проглотил ложку - вы один пальчик открываете; вторую - второй пальчик и так до 10, а потом закрываете. Это активизирует дея­тельность ребенка и учит его считать.

Вы ставите на   стол блюдце с фасолью и пустою ластико­вую  бу­тылку. Как ребенок проглотил ложку, так

33


вы бросаете фасолинку в бутылку и т.д. Звук упав­шей фасоли, сам процесс бросания, перекатывание


фасоли по дну пустой бутылки - всё это отвлекает от «грустных» мыслей.

Или положите на стол в ряд 15 разноцветных прищепок; предложите ребенку начать кушать; вы же будите прищеплять к краю коробочки (миски, тарелки (одноразовые)) тот цвет прищепки, которой назовет, покажет ребенок. Одновременно вы будите

осваивать алго­ритм действий в процессе приема пищи; учиться различать цвета; считать. Мы не говорим о том, что

о каждой «съеденной» фасолине, или прищепке вы можете сочинить целую историю.

Когда вы комментируете происходящее:

• Ребенку легче понять и запомнить слова;

• Процесс узнавания новых слов становится
интересным.

Одевая и раздевая ребенка:

Не забывайте повторять название одежды и действий, используя различные ситуации

Повторяйте, повторяйте..

34


Сначала ты снимаешь рубашку, давай мы вместе это


делаем...

теперь снимай носки (гольфы, колготки..);

Запомните! Многократное повторение назва­ний одежды, обуви; действий, осуществляемых ва­ми - готовит ребенка к воспроизведению этих слов, их запоминанию и правильному употреблению в речи.

Играя с игрушками, старайтесь подключить различные действия (поехала, перевернулась, подъ­ехала, упала, остановились, сломалась и т.п.) вклю­чая в свою речь различные глаголы. Именно гла­гольная лексика медленно осваивается ребенком.

35


Включайте свое вообра жение!!!


 


Говорите о будущем.

Когда вы создаете какую-то ситуацию: Вы можете показать действия и их озвучить Помочь ребенку поменять смысл глаголов ' Дать ему возможность увидеть разные вари­анты услышать об этом.

Великолепным помощником в создании ком­муникативных ситуаций является книга. Научите ребенка общаться с книгой, и она станет для него не только предметом развлечений и источником зна­ний, но и другом. Каждому возрасту ребенка - своя книга. Вначале, когда ваш ребенок пробует книги на вкус и запах, они должны быть из ткани и карто­на. Учите листать книгу: переворачивать страницы и радоваться каждой новой картинке. Когда ребе­нок начнет задержив


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.