Практическая работа 8. Проведение тестирования по выявлению лидерских качеств — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Практическая работа 8. Проведение тестирования по выявлению лидерских качеств

2018-01-14 1038
Практическая работа 8. Проведение тестирования по выявлению лидерских качеств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель работы – научить студентов применять на практике методику социометрического исследования для определения лидеров в коллективе.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Особое место в изучении процессов интеграции заняла проблема сплочѐнности в малых группах. Одним из наиболее популярных методов еѐ измерения является социометрическая процедура, предложенная американским ученым Дж. Морено.

 

Слово «социометрия» буквально обозначает «социальное измерение». Чаще всего этот термин используется для характеристики комплекса методик, предназначенных для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и

 

антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности и неавторитетности. Кроме того, социометрическая процедура позволяет выявить лидера в группе или коллективе, а также оценить их сплочѐнность.

 

Суть социометрического исследования заключается в опросе всех членов данной малой группы об их отношении друг к другу, симпатии, доверии и т.п. Таким образом, каждый из опрошенных делает свой «выбор предпочтительности» по отношению к другим членам группы. Степень взаимной привлекательности людей в группе рассматривается

в качестве эмпирического показателя сплочѐнности группы.

 

В настоящее время зарубежными и отечественными учеными разработаны различные методики проведения социометрических опросов, позволяющих измерить как формальные, так и неформальные отношения в группе.

Процедура применения методики следующая:

 

1. Члены каждой из двух обследуемых учебных групп получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявления взаимных эмоциональных отношений.

 

2. Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга.

 

3. Составляется список студентов группы, в котором каждому присваивается определѐнный номер. Список размножается, чтобы

 


 

каждый получил по одному экземпляру. Ответ на вопрос будет выглядеть следующим образом:

 

2 → 10 (так выглядит ответ, если студент под номером 2 выбрал студента под номером 10).

 

4. Обработанные результаты представляются в виде социограммы и социометрического индекса, количественно характеризующего группу,

– индекса групповой сплочѐнности. Он определяется по формуле

в.в.

Сn = ----------, (8.1)

max

 

где в.в. – сумма взаимных выборов, сделанных членами данной

группы;

 

max – максимально возможное число взаимных выборов в

 

данной группе. Оно, в свою очередь, устанавливается по следующей формуле:

n (n - 1)  
max = ---------------, (8.2)
   

где n – число членов в изучаемой группе.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Внимательно ознакомьтесь с методикой проведения социометрии. Проведите социологическое исследование по выявлению лидеров коллектива в вашей учебной группе.

 

Задание:

 

1. Составить список членов коллектива и каждому присвоить определѐнный номер размножить этот список, чтобы каждый получил по одному экземпляру.

 

2. Собрать коллектив и рассказать о целях исследования. Раздать списки.

 

3. На листе (со списком членов коллектива) каждый пишет три вопроса с ответами по порядку, примерно в таком виде:

 

3.1. К кому бы Вы обратились по учебному (производственному) вопросу?

 

3.2. Кого бы Вы выбрали руководителем (старостой) группы?

 

3.3. Кто Вам симпатичен как личность?

4. Выбрать двух человек для обработки данных и сдать им свои

 

листки.

 


 

5. Обработку данных провести следующим образом: например, если группа состоит из 15 человек, оформить результаты на основании поданных списков в ряд с первого по пятнадцатый номер. Анализ сделать по каждому вопросу в отдельности и выбрать лидеров.

 

6. Построить социометрии (рисунок 14) по каждому их трѐх критериев (профессиональному, организаторскому, эмоциональному). Ознакомить с результатами всех членов коллектива.

 

 

Рисунок 14. Социометрии коллектива А (а) и коллектива Б (б)

 

7. Сделать выводы ( проанализировать результаты социометрии).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое лидерство?

2. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»?

3. Чем формальный лидер отличается от неформального?

 

4. В чѐм заключается сущность социометрической процедуры?

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.