Понятие общественно-экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие общественно-экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс.

2018-01-14 523
Понятие общественно-экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, В решении вопроса о направленности выделяют формационный и цивилизационный подходы.

Формационная концепция истории была предложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX в. на основе творческой переработки достижений утопического социализма, английской политэкономии и немецкой классической философии. Это целостная и в то же время противоречивая система.

Основные положения материалистического понимания истории (формационной теории):

1. Основой общественной жизни является определенный способ производства материальных благ Он является первичным по отношению к общественному сознанию.

2. Развитие общества есть процесс смены общественно-экономических формаций. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ) является ключевым в марксистской философии истории. ОЭФ -–это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон. Таких формаций (или этапов) в истории человечества выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

3. Смена одной формации другой происходит в результате социальной революции. «Насилие – повивальная бабка истории» (К.Маркс).

4. Решающей силой исторического развития является деятельность народных масс – «локомотивов истории».

Достоинства и недостатки формационного подхода.

Достоинства:1.Переход к рассмотрению общества как сверхсложной системы. 2.Понятие ОЭФ позволило выявить структуру исторического процесса, связать прошлое и будущее.

Недостатки:1.Схематизм в членении истории на отдельные этапы (в реальной жизни нет формаций, а существуют реальные народы).

1) Европоцентрический характер теории (основывается преимущественно на историческом материале Западной Европы).

2.Монофакторность-экономический аспект, при недооценке всех остальных.

35. Цивилизационный подход к анализу общественного развития. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной Формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека Т.о. формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальномЭти подходы не исключают друг друга. Идут поиски в направлении их взаимного синтеза.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.