Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-04 | 219 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Известно, что достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата, который позволяет добывать новые научные факты и на их основании строить научную картину мира. В психологии принято выделять три уровня методологического[1] анализа:
¨ Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности.
¨ Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.
¨ Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Педагогическая психология используется все те методы, которые традиционно имеются в арсенале других отраслей психологии (психологии личности, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и др.
Кроме общих методов в педагогической психологии существуют еще и специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, которые предназначены для определения степени обученности и воспитанности ребенка.
Но особое место среди прочих методов исследования все же принадлежит психолого-педагогическому эксперименту. Он определяется как исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью - установлением эффективности тех или иных педагогических воздействий на ребенка.
Все методы, которые применяются в педагогической психологии можно условно разделить на следующие группы:
|
¨ организационные методы (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки);
¨ процедурные методы (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей);
¨ оценочные методы (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования);
¨ методы сбора и обработки данных (это методы, с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).
Кроме того, выделяют еще две большие группы методов, которые предназначены для оказания прямого практического психологического воздействия на ребенка. Ими являются психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование – это оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Традиционной формой проведения консультации является беседа с ребенком, родителями или людьми, которые принимают участие в его обучении и воспитании. Отличительной чертой этого метода является то, что оно всегда носит рекомендательный характер.
Психологическая же коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное воздействие психолога на заинтересованное лицо. К ней, например, относят методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка.
Рис. 1.2. Специальные методы педагогической психологии
|
| ||||||||||||
|
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Какие научные школы и направления в наибольшей степени способствовали становлению педагогической психологии как самостоятельной области знания?
2. Дайте оценку вкладу русских психологов в становление педагогической психологии как самостоятельной науки.
3. Каковы основные этапы развития педагогической психологии и хронологические рамки этих этапов?
4. Какие методы исследования использует педагогическая психология?
5. Что общего и чем отличаются психологическое консультирование и психологическая коррекция?
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!