Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-12-22 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
_______________ Л. С. Скопинцева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Обучения игре на гитаре
«Камертон»
(для воспитанников объединения
«Клуб любителей гитары «Орион»)
Продолжительность образовательного процесса – 3 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Карандеева И. В.
г. Липецк, 2012 г.
Структура программы.
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Учебно-тематический план…………………………………………………..11
3. Содержание программы………………………………………………………12
4. Результаты работы по программе……………………………………………18
5. Материально-техническое обеспечение программы……………………….21
6. Список литературы……………………………………………………………22
7. Приложение 1. ………………………………………………………………...24
8. Приложение 2. ………………………………………………………………...25
9. Приложение 3. ………………………………………………………………...26
Пояснительная записка
Программа «Камертон» - это образовательная программа для старшеклассников, занимающихся в объединении «Клуб любителей гитары «Орион».
Музыка – источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
Музыке необходимо учить всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке музыкальная одаренность. Абсолютно немузыкальные люди встречаются так же редко, как и гении. Каждому в той или иной степени свойственна элементарная музыкальность – задача состоит в том, чтобы найти пути и средства ее выявления и развития.
|
В подростковом возрасте у старшеклассника происходит социальное созревание личности, формируется отношение к себе как к члену общества. Ведущей ролью в подростковом период играет социально-значимая деятельность, в которую подросток может включится, обучившись основам, а возможно и виртуозности в игре на гитаре. Старшеклассник без боязни выходит на любую возрастную аудиторию, в концертно-исполнительской деятельности он обретает чувство собственно значимости как исполнителя, умение контактировать с различными людьми, реагировать на изменение ситуации, расширяет свой кругозор, приобретает новые умения и навыки.
Данная программа направлена на создание условий для музыкально-эстетического развития подростков и их творческой самореализации.
Подростковый возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека в обществе, его общего духовного становления.
Все вышеизложенное определило необходимость разработки авторской программы для подростков, обучающихся игре на гитаре.
Программа рассчитана на три года обучения, в результате которого приобретенные знания позволят старшеклассникам исполнять на гитаре музыкальные произведения различной сложности и характера, аккомпанировать пению, разбираться в многообразии музыки, играть в ансамбле.
Цель программы: развитие музыкальных и эстетических способностей подростка через овладения искусством исполнения на гитаре классических, современных эстрадных, авторских произведений.
Задачи:
Обучающие:
- формирование системы знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться специализированной музыкальной литературой, музыкальными компьютерными программами;
|
- формирование практических умений по организации любительских концертов, выступлений;
- овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного воспитанника;
- формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;
- развитие лидерских качеств личности;
- расширение музыкального кругозора воспитанника.
Воспитательные:
- содействие личному росту старшеклассника;
- создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе объединения.
Участники программы: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет). Наличие музыкальной подготовки не является обязательным. В отдельных случаях возможно занятия по программе с учащимися более младшего возраста. Готовность к обучению, особенности работы с ребенком определяется педагогом.
Организационно педагогические основы программы:
Продолжительность образовательного цикла – три года обучения. Группа первого года обучения формируется, в основном, из учащихся 8-9 классов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Первый уровень предполагает формирование первичных навыков овладения игрой на инструменте, знакомство с различными музыкальными стилями, авторами, исполнителями, исполнение несложных музыкальных произведений.
Г руппа второго года обучения состоит из обучающихся, прошедших первый этап обучения.
Группа третьего года обучения формируется из воспитанников, которые совершенствуют свои умения и навыки, полученные в первый и второй годы обучения.
Уровни являются интегрированными, что обеспечивает плавный рост творческого, культурного, коммуникативного развития воспитанника. Предложенная система обучения дает каждому подростку равные возможности для максимальной реализации своих музыкальных и творческих способностей. Это формирует у старшеклассника адекватную самооценку, и, вместе с тем, делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя в творчестве, в жизни коллектива.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение техникой, особенностями игры на гитаре. На занятиях ребята знакомятся с устройствами инструмента, правилами постановки рук, звукоизвлечения, особенностями записи мелодии через табулатуру, учатся играть разнохарактерные музыкальные произведения. Важным этапом перехода от индивидуального исполнения к игре в ансамбле является умение исполнять произведение вместе, вступать в нужный момент. Со временем появляется чувство внутреннего ритма, появляется навык отчета тактов. Солирующий инструмент любой (голос, гитара, флейта) должен выделяться на фоне игры над остальными.
|
Так же, в задачу руководителя входит обучение правильному пению: звукообразованию, голосоведению, дыханию, дикции. Через раскрытие творческой индивидуальности исполнителя, ребенку прививается культура пения, координируется список музыкальных предпочтений. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона.
На занятиях объединения ребята знакомятся с творчеством таких групп как «Кино», «Ария», «ДДТ» и т.д. ставшие классикой. Просмотр видеоклипов, прослушивание ряда музыкальных композиций, использование возможностей программы Gitar. pro позволяет воспитаннику расширить свой музыкальный кругозор, предпочтения.
В задачи объединения входит участие в жизни ЦРТДиЮ «Советский» в концертах, сотрудничать с коллективами других учреждений ДОД, поскольку наилучшей проверкой мастерства, качества исполнения являются концерты, фестивали, отчетные концерты, где выявляются сильные и слабые стороны обучения. Выступления помогают корректировать работу в клубе, ставят перед ребятами близкие и вполне разрешимые ответственные задачи.
Выбор репертуара для воспитанника - наиболее трудная задача для руководителя. Правильно подобранный репертуар способствует духовному и росту старшеклассника, определяет его творчество, дает возможность овладения техническими приемами.
Интерес ребят к гитаре позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они непрерывно заняты в этом коллективе.
|
Общее количество часов, необходимое для проведения занятий по программе - 576, из них: теоретические занятия - 160 часов, практические занятия - 456 часов.
Количество часов | Год обучения | ||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |
Теоретических | |||
Практических, в том числе ансамблевая игра | |||
Итого год: | |||
Итого по программе: | 576 часов |
Режим обучения:
- занятия с группой 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа;
- занятия с группой 2 года обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа;
- занятия с группой 3 года обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа.
Для организации работы по программе используется база МОУ ДОД ДЮЦ «Ориентир», наличие личной гитары у каждого воспитанника является обязательным.
Педагогические условия реализации программы:
- учет индивидуального опыта, психологических особенностей, возрастных характеристик участников программы;
- индивидуальный подход к работе с воспитанниками и обучение их работе в группе;
- обеспечение условий для выбора участниками программы актуальной для их деятельности уровня самореализации;
- стимулирование проявления творческой активности и инициативы;
Ф ормы, этапы реализации программы.
Основной формой реализации программы является учебное занятия.
Программа предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия. Оно должно включать различные виды деятельности: музыкальная грамота, творческая исполнительская деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте), слушание музыки. Каждый из этих видов имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.
Примерная схема занятия с учащимися 1-го года обучения.
1. Вводная часть. Настройка инструмента. 5 минут.
2. Проверка навыка овладения техническими приемами 20 минут
3. Музыкальная грамота – теоретические аспекты 10 минут.
4. Проверка домашнего задания- игра на инструменте 30 минут.
5. Работа с новым произведением – коллективная работа 20 минут.
6. Заключительная часть 5 минута
Итого: 90 минут.
Примерная схема занятия с учащимися 2-го и 3-го года обучения.
1. Вводная часть. Настройка инструмента. 5 минут.
2. Отработка технических приемов игры 15 минут
3. Музыкальная грамота – теоретические аспекты 20 минут.
4. Проверка домашнего задания, разбор новых произведений - игра на инструменте, индивидуальная работа с воспитанниками 45 минут.
5. Проверка домашнего задания, разбор новых произведений - ансамблевая игра 45 минут.
6. Заключительная часть 5 минут.
Итого: 135 минут.
Кроме того, достаточно часто проводится занятия в форме коллективного прослушивания исполнения воспитанником или ансамблем произведения остальными членами объединения. Организация таких мини-концертов помогает учащимся преодолеть страх сцены - сперва перед малой аудиторией, научиться адекватно оценивать игру других людей, находить собственные ошибки и неточности. Так же, выступления членов объединения записываются на камеру для последующего просмотра выступления, коллективной работой над ошибками.
|
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- овладение воспитанником системой знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться музыкальной литературой, специализированными компьютерными программами, расширение музыкального кругозора;
- приобретение практических умений по организации концертной деятельности;
- овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.
- личностный рост, формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;
- создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе объединения;
- организация системы проверочных работ (тестирование, опрос, самостоятельный разбор произведения, шефская работа членов объединения с более «слабыми» кружковцами и др.) с целью мониторинга результатов обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тематический план занятий 1-го года обучения
2 занятия в неделю, всего 144 часа
№ п\п | Раздел, тема занятия | Количество часов |
Основы игры на инструменте. Технические приемы. | 26 часов | |
Репертуар начинающего гитариста | 36 часов | |
Ансамбль. | 48 часов | |
Музыка народов мира | 34 часа | |
Итого: | 144 часа |
Тематический план занятий 2-го года обучения
2 занятия в неделю, всего 216 часов
№ п\п | Раздел, тема занятия | Количество часов |
Технические приемы игры на инструменте. | 30 часов | |
Репертуар гитариста | 60 часов | |
Ансамбль. | 78 часов | |
Музыка народов мира | 48 часа | |
Итого: | 216 часов |
Тематический план занятий 3-го года обучения
2 занятия в неделю, всего 216 часов
№ п\п | Раздел, тема занятия | Количество часов |
Технические приемы игры на инструменте. | 30 часов | |
Репертуар гитариста | 66 часов | |
Ансамбль. | 72часов | |
В мире музыки | 48 часа | |
Итого: | 216 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1-го года обучения.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!