Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. Вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный. // перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.)». — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. Вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный. // перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.)».

2017-11-27 667
Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. Вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный. // перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.)». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 23 -2017

Вариант 1 («УЧИМСЯ»)

1. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «1. только ед. Исступление, безудержная ярость, буйство, 2. проявление разнузданной жестокости».

(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)

2. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «книжн. ссора, раздор, вражда».

(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)

3. Из предложений 5–8 выпишите слово со значением: «1. устар., церк.-слав. колени, грудь (обычно как символ нежности, материнства), а также чрево, утроба, пазуха. 2. перен., поэт. то, что является прибежищем, приютом и т. п. для кого-либо, чего-либо. 3. перен., высок. недра или поверхность».

(1)С лодки скользнуло весло.

(2)Ласково млеет прохлада:

(3)«Милый! Милый! - Светло,

Сладко от беглого взгляда».

(4)Лебедь уплыл в полумглу,

(5)Вдаль, под луною белея,

Ластятся волны к веслу,

Ластятся, к влаге лилея.

(6)Слухом невольным ловлю

Лепет зеркального лона.

(7)«Милый! Мой милый! Люблю!»

(8)Полночь глядит с небосклона. (К.Бальмонт)

Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».

Но если ты святую дружбы власть

Употреблял на злобное гоненье;

Но если ты затейливо язвил

Пугливое его воображенье,

И гордую забаву находил

В его тоске, рыданьях, униженье;

Но если сам презренно клеветы

Ты для него невидимым был эхом;

Но если цепь ему накинул ты

И сонного врагу предал со смехом,

И он прочел в немой душе твоей

Все тайное своим печальным взором,-

Тогда ступай, не трать пустых речей,-

Ты осужден последним приговором... (А.С.Пушкин)

5. Выполните два задания:

Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. Вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный. // перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.)».

Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. последовательность, последовательная смена чего-либо. 2. множество объектов (людей, животных, машин и т. п.), стоящих или движущихся один за другим 3. ряд явлений, событий, следующих одно за другим, сменяющих друг друга».

(1)Чахлая рябина мокнет под дождем. (2)Но давно под травой иссякли болтливые воды. (3)Седой туман клубится тяжко над рекой. (4)В ясной вышке проходят тучки чередой ленивой.

6. Выполните два задания:

Из предложений 2–6 выпишите слово со значением: «длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный».

Из предложений 1–7 выпишите слово со значением: «1. нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристёгиваемый к мужской сорочке. 2. нашивка или вставка, пришиваемая или пристёгиваемая спереди к женскому или детскому платью.».

(1)Летний вечер. (2)Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. (3)Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. (4)На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. (5)На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. (6)Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. (7)И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. (“Юный натуралист”)

7. Выполните два задания:

Вариант 2 («УЧИМСЯ»)

1. Из предложений 1–2 выпишите слово со значением: «Соответствующий (научн.) Нечто, представляющее соответствие, подобие, сходство с чем-н.»

(1) Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

(2) При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. (Из статьи 1 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации)

2. Из предложений 1–11 выпишите слово со значением: «Точный образец установленной единицы измерения»

(1) Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. (2) Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. (3) А речь – это частное проявление языка.

(4) Речь воплощается в диалогах, монологах, стенограммах. (5) Язык же материально не существует никак! (6) Нет такого сейфа, где хранился бы отлитый эталон русского языка. (7)Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики.

(8) Однако он все-таки есть! (9) В каждом из вас, и в ваших родителях, и в ваших соседях. (10) Исчезни язык – и вы попросту перестанете понимать друг друга. (11)Наличие языка – самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации. (По В.Колесову)

3. Из предложений 1–11 выпишите слово со значением: «Это текст, представляющий дословнуюзапись устной речи по методу стенографии»

(1) Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. (2) Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. (3) А речь – это частное проявление языка.

(4) Речь воплощается в диалогах, монологах, стенограммах. (5) Язык же материально не существует никак! (6) Нет такого сейфа, где хранился бы отлитый эталон русского языка. (7)Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики.

(8) Однако он все-таки есть! (9) В каждом из вас, и в ваших родителях, и в ваших соседях. (10) Исчезни язык – и вы попросту перестанете понимать друг друга. (11)Наличие языка – самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации. (По В.Колесову)

4. Из предложений 1–11 выпишите слово со значением: «Выражение, устойчивое сочетание слов, также вообщелюбое законченное высказывание»

(1) Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. (2) Это общие правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. (3) А речь – это частное проявление языка.

(4) Речь воплощается в диалогах, монологах, стенограммах. (5) Язык же материально не существует никак! (6) Нет такого сейфа, где хранился бы отлитый эталон русского языка. (7)Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики.

(8) Однако он все-таки есть! (9) В каждом из вас, и в ваших родителях, и в ваших соседях. (10) Исчезни язык – и вы попросту перестанете понимать друг друга. (11)Наличие языка – самое незаметное, но самое существенное условие цивилизации. (По В.Колесову)

5. Из предложений 1–7 выпишите слово со значением: «местное наречие, говор»

(1) В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. (2) Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. (3) Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье» (то есть мы бы сейчас произносили в[О]да, а не в[А] да, а если бы столицей стала Рязань – «яканье» (то есть мы говорили бы в [л'а]су, а не в [л'и]су.

(4) Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. (5) Варианты произношения, признаваемые неправильными, могут появляться под влиянием фонетики диалектов, городского просторечия или близкородственных языков.(6) Мы знаем, что не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. (7) На севере России «окают» и «екают»: произносят в[О]да, г[О]в[О]рит, н[Е]су, на юге – «акают» и «якают» (говорят в[А] да, н[Я]су), есть и другие фонетические различия.

6. Из предложений 1–8 выпишите слово со значением: «дом со всеми относящимися к нему пристройками и дворами»

(1) Крестьянин деревни Зуево Савва Васильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий станок. (2) На нём он изготавливал очень красивые цветные ленты и шёлковую ажурную ткань. (3)Работал только своим семейством: сам, жена, подрастающие сыновья и дочери. (4)Всю неделю все у этого стана. (5)В ночь же на субботу или воскресенье Морозов складывал всё наработанное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. (6) Всю дорогу рысцой, чтобы побыстрее. (7) Утром придёт в первопрестольную, на базаре свои изделия выложит, а то и прямо по домам разнесет.

(8) Морозовские ткани были лучше тканей других производителей, и покупали их очень хорошо. (А.П.Рогов)

7. Из предложений 1–8 выпишите слово со значением: «Сквозной, мелкосетчатый»

(1) Крестьянин деревни Зуево Савва Васильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий станок. (2) На нём он изготавливал очень красивые цветные ленты и шёлковую ажурную ткань. (3)Работал только своим семейством: сам, жена, подрастающие сыновья и дочери. (4)Всю неделю все у этого стана. (5)В ночь же на субботу или воскресенье Морозов складывал всё наработанное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. (6) Всю дорогу рысцой, чтобы побыстрее. (7) Утром придёт в первопрестольную, на базаре свои изделия выложит, а то и прямо по домам разнесет.

(8) Морозовские ткани были лучше тканей других производителей, и покупали их очень хорошо. (А.П.Рогов)

8. Из предложений 1–8 выпишите слово со значением: «Изделие из луба, бересты, лучины ит.п., служащее для укладки и переноски разных предметов»

(1) Крестьянин деревни Зуево Савва Васильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий станок. (2) На нём он изготавливал очень красивые цветные ленты и шёлковую ажурную ткань. (3)Работал только своим семейством: сам, жена, подрастающие сыновья и дочери. (4)Всю неделю все у этого стана. (5)В ночь же на субботу или воскресенье Морозов складывал всё наработанное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. (6) Всю дорогу рысцой, чтобы побыстрее. (7) Утром придёт в первопрестольную, на базаре свои изделия выложит, а то и прямо по домам разнесет.

(8) Морозовские ткани были лучше тканей других производителей, и покупали их очень хорошо. (А.П.Рогов)

9. Из предложений 3–7 выпишите слово со значением: «1. Тёмно- или ярко-красный цвет.» 2. Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устар.)»

(1)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.(2) Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. (3)Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень рощи. (4)Делались сквозными тёмные краски лета. (5)Сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (6)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (7)Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. (К.Паустовский)

10. Из предложений 2–5 выпишите слово со значением: «разновидности хозяйственных или жилых строений; продуктовый склад,лавка, крытый навес; охотничий помост на деревьях».

(1)В Хохломе никакой деревянной посуды и мебели не точили, не расписывали и не золотили. (2)Там была самая большая в этом заволжском краю сельская торговая площадь, на которой стояли длинные кирпичные лабазы и деревянные лавки. (3) Работала на этой площади крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара, иными слова самых разнообразных деревянных изделий, саней, бочек, топорищ, мелкой мебели, точеной расписной посуды, мочалок. (4)Купля-продажа велась в Хохломе в таких объемах, что уже в восемнадцатом веке необычайно красивые здешние золотые блюда, миски, ковши и ложки стали самыми любимыми в простом народе по всей России. (5) Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими. (А.П.Рогов)

Вариант 3

1. Из предложений 3–5 выпишите слово со значением: «прил. Относящийся к купле и продаже крупных партий товаров».

(1)В Хохломе никакой деревянной посуды и мебели не точили, не расписывали и не золотили. (2)Там была самая большая в этом заволжском краю сельская торговая площадь, на которой стояли длинные кирпичные лабазы и деревянные лавки. (3) Работала на этой площади крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара, иными слова самых разнообразных деревянных изделий, саней, бочек, топорищ, мелкой мебели, точеной расписной посуды, мочалок. (4)Купля-продажа велась в Хохломе в таких объемах, что уже в восемнадцатом веке необычайно красивые здешние золотые блюда, миски, ковши и ложки стали самыми любимыми в простом народе по всей России. (5) Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими. (А.П.Рогов)

2. Из предложений 3–8 выпишите слово со значением: «тёмно-синий».

(1)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (2)Оно всегда разное, новое, невиданное. (3)Оно меняется на глазах каждый час. (4)То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. (5)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (6)То оно играет барашками. (7)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (8)То налетает буря, и оно грозно преображается. (9)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (10)По грифельному небу летают с криками чайки. (11)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (12)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (13)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (14)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (15)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. (16)Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (По В.Катаеву)

3. Из предложений 3–10 выпишите слово со значением: «Безветренная или тихая погода с очень слабым ветром».

(1)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (2)Оно всегда разное, новое, невиданное. (3)Оно меняется на глазах каждый час. (4)То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. (5)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (6)То оно играет барашками. (7)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (8)То налетает буря, и оно грозно преображается. (9)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (10)По грифельному небу летают с криками чайки. (11)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (12)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (13)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (14)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (15)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. (16)Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (По В.Катаеву)

4. Из предложений 5–13 выпишите слово со значением: «Металлическая печка-времянка».

(1)Я читал последний роман Александра Черняева. (2)Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. (3)Вечером я прочитал статью о Черняеве.(4) В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. (5)И вдруг в конце статьи я читал следующее, хотите верьте, хотите нет:

(6) «Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. (7)Было холодно. (8)Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. (9)Вдруг Черняев сказал:

– (10)Со мной случилась странная история. (11)На днях получил посылку. (12)Неизвестно от кого. (13)Там было сгущённое молоко, сахар.

– (14)Это вам очень нужно, – говорю.

(15)А он отвечает:

– (16)А детям не нужно? (17)Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. (18)Им ещё жить и жить.

– (19)И вы им отдали посылку?

– (20)А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. (По К.Булычёву)

5. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «Остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе».

(1)К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (2)Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. (3)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. (4)Темнеет. (5)И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (6)В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. (8)И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... (По И.А.Бунину)

6. Из предложений 2–8 выпишите слово со значением: «1. Русская мера длины, равная 0,711 метра, применявшаяся до введения метрической системы».

(1)К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (2)Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. (3)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. (4)Темнеет. (5)И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (6)В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. (8)И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... (По И.А.Бунину)

7. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «Площадка для молотьбы сжатого хлеба».

(1)К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (2)Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. (3)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. (4)Темнеет. (5)И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. (6)В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. (8)И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... (По И.А.Бунину)

8. Из предложений 1–6 выпишите слово со значением: «Крестьянские низкие и широкие санибез сидения, с расходящимися врозь от передка боками».

(1)Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. (2) Чтобы она не билась, делали соломенные прокладины. (3)Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице.

(4)Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа. (5)“Этот почем?” — спрашивала старуха либо молодка. (6)“Насыпь полный овса, высыпь да и горшок забирай”.

(7)Чем же торговали гончары? (8)Всем, что требовалось. (9)Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. (10)В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. (11)Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. (12)Горшки всяких размеров, мелкие ставцы, поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. (13)В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и деготь. (14)В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. (По В.Белову)

9. Из предложений 2–6 выпишите слово со значением: «Повозка, телега для перевозкигрузов, двигающаяся конной тягой».

(1)Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. (2) Чтобы она не билась, делали соломенные прокладины. (3)Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице.

(4)Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа. (5)“Этот почем?” — спрашивала старуха либо молодка. (6)“Насыпь полный овса, высыпь да и горшок забирай”.

(7)Чем же торговали гончары? (8)Всем, что требовалось. (9)Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. (10)В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. (11)Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. (12)Горшки всяких размеров, мелкие ставцы, поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. (13)В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и деготь. (14)В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. (По В.Белову)

10. Из предложений 8–14 выпишите слово со значением: «Глиняный кувшин, предназначенный для топления молока или масла».

(1)Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. (2) Чтобы она не билась, делали соломенные прокладины. (3)Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице.

(4)Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа. (5)“Этот почем?” — спрашивала старуха либо молодка. (6)“Насыпь полный овса, высыпь да и горшок забирай”.

(7)Чем же торговали гончары? (8)Всем, что требовалось. (9)Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. (10)В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. (11)Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. (12)Горшки всяких размеров, мелкие ставцы, поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. (13)В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и деготь. (14)В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. (По В.Белову)

Вариант 4

Вариант 5

(материал взят из банка открытых заданий)

1. Из предложений 6-8 выпишите слово со значением: «пёстрая смесь разнородных элементов»

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

2. Из предложения 8 выпишите синоним к словам «холёный, ухоженный, взлелеянный»

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

3. Из предложения 3 выпишите контекстуальный синоним к слову ни́ши (предложение 4)

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

4. Из предложения 8 выпишите синоним к словам «краткий, сжатый»

(1) Изучение психологии детской дружбы – важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения - важнейшая потребность детей подросткового возраста. (3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь».

Выпишите разговорное слово

- Пробовала? - я взглядом указала на сыр.

- Папа сказал, что вкусный.

- Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!

- А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, - рассмеялась я. -

 

Вариант 6

1. Из предложений 1-7 выпишите слово со значением: «Толстая книга большого формата».

(1)Домашнее чтение вслух очень сближает. (2)Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

(4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8)Не выбрать времени? (9)Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вме­сте и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (С. Львов)

Задание 23 -2017

Вариант 1 («УЧИМСЯ»)

1. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «1. только ед. Исступление, безудержная ярость, буйство, 2. проявление разнузданной жестокости».

(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)

2. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «книжн. ссора, раздор, вражда».

(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)

3. Из предложений 5–8 выпишите слово со значением: «1. устар., церк.-слав. колени, грудь (обычно как символ нежности, материнства), а также чрево, утроба, пазуха. 2. перен., поэт. то, что является прибежищем, приютом и т. п. для кого-либо, чего-либо. 3. перен., высок. недра или поверхность».

(1)С лодки скользнуло весло.

(2)Ласково млеет прохлада:

(3)«Милый! Милый! - Светло,

Сладко от беглого взгляда».

(4)Лебедь уплыл в полумглу,

(5)Вдаль, под луною белея,

Ластятся волны к веслу,

Ластятся, к влаге лилея.

(6)Слухом невольным ловлю

Лепет зеркального лона.

(7)«Милый! Мой милый! Люблю!»

(8)Полночь глядит с небосклона. (К.Бальмонт)

Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».

Но если ты святую дружбы власть

Употреблял на злобное гоненье;

Но если ты затейливо язвил

Пугливое его воображенье,

И гордую забаву находил

В его тоске, рыданьях, униженье;

Но если сам презренно клеветы

Ты для него невидимым был эхом;

Но если цепь ему накинул ты

И сонного врагу предал со смехом,

И он прочел в немой душе твоей

Все тайное своим печальным взором,-

Тогда ступай, не трать пустых речей,-

Ты осужден последним приговором... (А.С.Пушкин)

5. Выполните два задания:

Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. Вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный. // перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.)».

Из предложений 1-4 выпишите слово со значением: «1. последовательность, последовательная смена чего-либо. 2. множество объектов (людей, животных, машин и т. п.), стоящих или движущихся один за другим 3. ряд явлений, событий, следующих одно за другим, сменяющих друг друга».

(1)Чахлая рябина мокнет под дождем. (2)Но давно под травой иссякли болтливые воды. (3)Седой туман клубится тяжко над рекой. (4)В ясной вышке проходят тучки чередой ленивой.

6. Выполните два задания:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.