Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-27 | 161 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
≪Психология без метафизики≫. Сложность задачи модификации
Психологической науки, так же как проблемы, возникавшие при
Согласовании единого пути ее дальнейшего развития, во многом и
Привели к методологическому кризису в начале XX в., в результа-
Те которого психология разделилась на отдельные направления.
В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д. С. Милль,
Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои вари-
Анты построения психологии. Общей была идея о важности пере-
Смотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же
Оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться
Основным методом, так как он должен быть надындивидуальным
И достоверным. Критикуя интроспекцию, еще И.Кант писал о не-
Возможности проверить ее данные математикой. О. Конт же под-
Черкивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на
Две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее
Важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться дос-
Товерным только в том случае, если психика ограничивается об-
Ластью сознания. Но уже к середине XIX в. все больше ученых,
Особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о
Существовании не только сознательных, но и бессознательных яв-
Лений. Исследование психики маленьких детей и животных, у кото-
Рых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот ме-
Тод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.
Поэтому психология должна была, во-первых, научиться исполь-
|
Зовать наблюдение за другими, во-вторых, разработать новый,
Объективный метод изучения душевной жизни. С середины XIX в.
Появляется все больше работ, предлагающих разнообразные вари-
Анты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и
Ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, на-
Конец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие
Психологии в этот период, было появление эволюционной теории
Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психоло-
Гии к естествознанию. Философия, которая сама в то время пере-
Живала методологический кризис и подвергалась критике со сто-
Роны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее
Проблем. В то же время активно развивающееся естествознание,
Прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие
В борьбе за объективность, помогало сформировать эксперимен-
Тальный подход к психическому.
Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты без-
Надежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том,
Что целью психического развития является адаптация к среде,
Структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая,
Биологическая детерминанта давала возможность соотнести уров-
Ни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психоло-
гии (см. табл. 4).
Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внеш-
Ним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И.М.Се-
Ченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это
Не только расширяло область ее исследований, но позволяло ис-
Таблица 4
Развитие ассоцианизма в XVIII-XIX в.
Психолог
Гартли
Беркли, Юм,
Милль,
Браун
|
Милль
Гербарт
Бэн
Спенсер
Вундт
Предмет
Психологии
Сознание
Сознание
Сознание
Перцепция
И апперцеп-
Ция
Связь созна-
Ния и пове-
Дения
Ассоциации
Между
Внешним и
Внутренним
Элементы
Психики,их
Связи и зако-
Ны, психоло-
Гия народа
Содержание
Психики
Ощущения, представления,
Чувства. Фактически содер-
Жание психики, в которое
Входили два круга (большой
И малый) и бессознательные
Элементы, было шире, чем
Предмет психологии
Ощущения, представления,
Чувства
Элементы психики (ощуще-
Ния, представления, чувст-
ва), психические процессы
Сознательные, смутные и
Бессознательные представле-
Ния, имеющие разную силу,
Длительность и связь с прош-
Лым опытом
Элементы психики (ощуще-
Ния, представления, чувст-
ва) и акты поведения
Психические процессы и
Акты поведения
Элементарные и сложные
(высшие) познавательные
Процессы, сложные и про-
Стые двигательные реакции
Метод
Исследования
Интроспекция
Интроспекция
Логика
Интроспективное
Изучение динамики
Представлений
Изучение проб и
Ошибок при пере-
Ходе от спонтанно-
Го к волевому пове-
Дению
Интроспекция и
Наблюдение
Эксперимент, инт-
Роспекция, анализ
Продуктов творче-
Ства
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!