Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-22 | 263 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В эпоху Возрождения особенность социальной мысли состояла в освобождении от пут теологии и утверждении идей гуманизма и прогресса. Наиболее значительный вклад в историю социальной мысли эпохи Возрождения внесли арабский историк Ибн-Хальдун и итальянский политик Никколо Макиавелли.
В историю социологической мысли арабский историк Ибн‑Хальдун (1332-1406) вошел как предвестник географического направления в социологии и автор первой концепции цикличности общественного развития. Основное произведение Ибн‑Хальдуна - "Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов, берберов и их современников, обладавших властью великих размеров" (в 1370‑е гг.). Введение к "Большой истории" автор назвал "Мукаддима" ("Пролегомены"), Именно в нем нашли отражение его воззрения о социальной природе человека, ее обусловленности географическим фактором и теория цикличного развития общества.
Ибн-Хальдун полагал, что человек - элемент природного мира. Необходимость добывать пищу и потребность продолжать рол заставляют людей объединяться. Другой причиной объединения людей, по мнению арабского мыслителя, была потребность в обеспечении безопасности как от животных, так и от других людей. Первой большой социальной общностью он считал род, а первопричиной объединения людей в род - не кровное родство, а необходимость совместных действий для удовлетворения материальных потребностей. Ибн-Хальдун утверждал, что объединение людей в большие социальные общности "проистекает из общения и совместной обороны, длительного совместного занятия чем-либо, совместного воспитания". В роду могут быть представители и других родов, принятых данным родом, и даже рабы, на которых распространяется покровительство данного рода. В роду отсутствуют отношения распределения, так как все члены потребляют только то, что необходимо для выживания. Управляют родом старейшины и "выдающиеся люди", к которым члены рода испытывают почтение и уважение. Охрана места стоянки рода поручается молодым и сильным мужчинам. К примкнувшему к роду относятся как к младшему брату, однако он не может стать его старейшиной, так как предводительство передается, как правило, по наследству.
|
Главная идея социальных воззрений Ибн-Хальдуна - признание того, что социальные изменения имманентны, необходимы и объективны. Человеческое общество, постоянно изменяясь, проходит два сменяемых друг друга цикла, или состояния, которые арабский мыслитель называл "бидава" (кочевой образ жизни - примитивное общество) и "хидара" (городской образ жизни - цивилизованное общество). На первом цикле люди занимаются в основном земледелием и скотоводством, на втором - к этим основным видам жизнедеятельности добавляются торговля, занятия ремеслом, наукой и искусством.
С точки зрения Ибн-Хальдуна, оба цикла могут сосуществовать в рамках одного региона у разных социальных общностей.
Переходу от примитивного к цивилизованному обществу сопутствует переход от равенства и первобытной демократии к неравенству и к отношениям господства и подчинения. Цивилизованные люди становятся слабыми, а их нравы порочными. Стремление "государственных людей" к роскошной жизни и расходы на наемную армию приводят к разрушению экономики, так как "в это время в государствах вводятся все новые подати в связи с умножением расходов".
Итальянский писатель и политик Никколо Макиавелли (1469-1527) унаследовал лучшие достижения античной социально-политической мысли и идеалы своей эпохи. До него понятия "общество" и "государство" в социальной философии не различались. Предложенное им понятие "stato" - "государство" позволило в дальнейшем разграничить объекты социологии и политологии. Из социологических воззрений итальянского мыслителя представляют интерес его суждения о социальной структуре общества, которые были изложены в трактатах "Государь" (1513) и "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1513-1516).
|
Н. Макиавелли считал, что прежде чем рассматривать социальную структуру общества, необходимо определить место человека в общественной жизни. Поведение человека предопределяется не только Богом, но и собственной волей, что добрые или злые поступки людей зависят не столько от их природы, сколько - от воспитания. Идеал нового человека виделся Н. Макиавелли в "гармонической и всесторонне развитой личности". Однако он отвергал принцип индивидуализма, отстаивая принцип подчинения личных интересов интересам общественным.
Н. Макиавелли представлял социальную структуру общества как состоящую из трех основных сословий: "знати", "войска" и "народа", между которыми существует взаимодействие и взаимопроникновение. В то же время он фиксировал непримиримость интересов знати и народа, явно симпатизируя последнему.
Государственное управление, согласно учению Н. Макиавелли, должно строиться на следующих основах: умении различать естественные причины и закономерности развития событий; учете сложившихся обстоятельств; опенке своих сил и возможностей; знании и способности применять "полезные правила" правления.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!